|
|||
Тема: «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве»Тема: «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Музыкальное приветствие. II. Вступительное слово учителя музыки. Звучит Фрагмент 5 симфонии Бетховена. Сегодня на уроке мы сравним подход к теме судьбы представителей разных видов искусства - музыки и литературы, выясним символический смысл образов метели-вьюги в русском искусстве, прикоснемся к уже знакомому миру поэзии А. С. Пушкина и новой для вас музыки композитора нашего времени Г. Свиридова. Общение с искусством поможет вам «воспитать в себе человека, воспитать личность». (Ф.М.Достоевский) В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина (не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше все»). . Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удается ее обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Вопросы учителя: § Как вы считаете, была бы счастлива Маша в браке с Владимиром? Свое мнение подтвердить цитатами. § Почему? Но эта же стихия в конце концов становится и спасительной: Избавив Машу от наверняка несчастливого брака, она вознаграждает ее счастливой взаимной любовью. Метель, застигающая героев, путаюшая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности. Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам. «Ты стоишь пред метелицей дикой Роковая, родная страна». Так писал А.Блок о России уже в 20 веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы. Наверное, поэтому непременным спутником образов метели-вьюги является дорога: именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии (слайд). Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей (гоголевской птицы -тройки), казалось бы навсегда ушедшей из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве. - Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» (по повести Пушкина), первая часть которой- «Тройка», воссоздает именно образ снежной дороги. Вопросы: § Что слышится вам в музыке сюиты? § Какова музыка по своему характеру? § Как вы считаете, это зарисовка природы или чувства и мысли человека? Приходят новые времена, принося с собой новые обычаи и новый литературный и музыкальный язык. Современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся и композиционная техника, и язык. Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, возвышенным и ясным одновременно. И снова звучат в нем мотивы судьбы и образы метели-вьюги - эти бессмертные знаки непрекращающегося движения.
|
|||
|