Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАЖДЫЙ ВИБИРАЕТ БИЛЕТ СОГЛАСНО НОМЕРА ПО СПИСКУ. РИСОВАТЬ КРУГИ, КВАДРАТ, ФИГУРЫ СИЛЛОГИЗМА, ФОРМУЛЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО. По первому заданию краткий ответ на 1\2 страницы.



КАЖДЫЙ ВИБИРАЕТ БИЛЕТ СОГЛАСНО НОМЕРА ПО СПИСКУ. РИСОВАТЬ КРУГИ, КВАДРАТ, ФИГУРЫ СИЛЛОГИЗМА, ФОРМУЛЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО. По первому заданию краткий ответ на 1\2 страницы.

Отвечаем по билетам.

ВАРИАНТЫ БИЛЕТОВ НА ЗАЧЕТ

БИЛЕТ № 1

Задание 1. Составьте краткий конспект вопроса «Предмет логики».

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

На этом острове много птиц. – На этом острове обитает всего два вида птиц.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

     Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 5. Придумайте сложное суждение (импликативное).

Задание 6. Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Состав преступления, как и содержание любого понятия, составляют признаки предметов, в данном случае признаки социально-правовых явлений (деяний), отражаемых составом преступления.

Задание 8. Определите вид умозаключении, его схему:

Преступление может быть совершено путем действия или путем бездействия. Это преступление не совершено путем действия. Следовательно, это преступление совершено путем бездействия.

Задание 9. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма по фигуре:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался.                    Следовательно…

Задание 10. По логическому квадрату определите вид суждения и его отношения. 

Ни один студент группы не является неуспевающим.

 

БИЛЕТ № 2

Задание 1. Составьте краткий конспект вопроса «Язык логики»

Задание 2. Объясните, какой закон логики нарушен:

Мне нравится все зеленое. Эта картина зеленая. Мне нравится эта картина.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Ложные показания. Правдивые показания.

Задание 4. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия:

Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож.

Задание 5. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 6. Придумайте сложное суждение (со слабой дизъюнкцией).

Задание 7. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Все материалы следствия представлены.

Задание 8. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.

Задание 9. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следуют ли полученные выводы с необходимостью:

Все студенты вузов изучают логику. Иванов не студент вуза. Следовательно…

Задание 10. Определите метод умозаключения:

Дикое животное в неволе пользуется хорошим уходом и питанием, но болеет. Следовательно, причина болезни – неволя.

 

БИЛЕТ № 3

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Понятие как форма мышления».

Задание 2. Нарушены ли законы формальной логики в следующем рассуждении?

Иванов хорошо выполняет свои обязанности. – Иванов достоин повышения в должности.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Пистолет. Оружие. Огнестрельное оружие. Нож.

Задание 4. Проверьте правильность следующего ограничения понятия:

Учебник – Новый учебник – Книга – Печатное издание.

Задание 5. Придумайте сложное суждение с эквиваленцией.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Задание 7. Являются ли следующее высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе.

Задание 8. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Некоторые студенты учатся плохо.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение? Укажите вид и схему.

Если в магазине при ревизиях систематически обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти, то в данном магазине реализуются похищенные запчасти. В магазине при ревизиях не обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти. Следовательно, в данном магазине не реализуются похищенные запчасти.

Задание 10. Соблюдены ли общие правила силлогизма в следующем примере? Какая фигура?

Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.

 

 

БИЛЕТ № 4

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Определение понятий»

Задание 2. Требование какого формально-логического закона нарушено в следующем рассуждении?

Студенты нашей группы Андреев и Владимиров плохо подготовились к экзамену по логике и не сдали его. Совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по истории Отечества.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Автомобиль. Механизм. Легковой автомобиль Нива. Модель автомобиля.

Задание 4. Ограничьте понятие "Особо опасный преступник".

Задание 5. Придумайте вид сложного суждения (с сильной дизъюнкцией)

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

Задание 7. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в каждой из пар (по логическому квадрату)?

Каждое гражданское дело имеет свои особенности. – Некоторые гражданские дела никаких особенностей не имеют.

Задание 8. Определите вид умозаключения, его схему:

Если Иванов совершил преступление, то он был на месте преступления. Иванов был на месте преступления. Следовательно…

Задание 9. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату:

Ни один студент нашей группы не курит.

Задание 10. Определите состав и фигуру следующего силлогизма:

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Студент изучал логику, следовательно, он ее знает.

 

БИЛЕТ № 5

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Суждение как форма мышления».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Профессор, обращаясь к аудитории, говорит: " Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее, другой - у меня.

Задание 3. С помощью кругов Эйлера покажите отношения между следующими понятиями:

Уголовное право. Право. Гражданское право. Семейное право.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие.

Задание 5. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

Задание 6. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Конституция – свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.

Задание 7. Придумайте сложное суждение (конъюнктивное).

Задание 8. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Некоторые юристы повышают свою квалификацию.

Задание 9. Определите вид деления: студенты делятся на успевающих и неуспевающих.

Задание 10. Проверьте правильность силлогизма:

Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.

 

БИЛЕТ № 6

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Сложные суждения».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Иванов сдал экзамен по истории, значит сдаст и все остальные экзамены.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими понятиями: 

 Преступление. Кража. Хищение государственного имущества. Орудие преступления.

Задание 4. Придумайте сложной суждение с импликацией.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений:

Время – время года –май – май 1999 года – весна.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Логика ¾ это наука о логическом в мышлении.

Задание 7. Произведите отрицание общеутвердительного суждения:

Все студенты сдают экзамены.

Задание 8. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Некоторые государства не являются федеративными.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если не зафиксировано изъятие следов преступной деятельности в протоколе, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Следовательно, изъятие следов преступной деятельности не зафиксировано в протоколе.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

 

БИЛЕТ № 7

 

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Первый закон формальной логики».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: "...Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".

Задание 3. Изобразите кругами Эйлера следующие понятия:

Тихий океан. Часть земной поверхности, покрытая водой. Индийский океан.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Високосный год – столетие – год – часть столетия.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Углы бывают тупые, острые и вертикальные.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

"Человек ¾ смеющееся животное" (Аль-Фараби).

Задание 7. Придумайте сложное суждение (импликативное).

Задание 8. Определите вид следующего умозаключения. Проверьте правильность вывода.

Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.

Задание 9. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какое именно правило нарушено?

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.

Задание 10. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату:

Некоторые  адвокаты имеют высшее юридическое образование.

 

 

ВАРИАНТ № 8

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Логические основы аргументации».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарств.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Европа. Европейская страна. Англия. Франция. Столица Франции.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – новый учебник – книга – печатное издание.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены:

Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, низкие и высокие.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Кобра –   очень опасная змея.

Задание 7. Придумайте пример сложного суждения (конъюнктивного).

Задание 8. Продолжите чисто условное умозаключение: Иванов учится вместе с Петровым, а Петров….

Задание 9. Определите правильность следующего силлогизма:

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не действительна. Данная доверенность недействительна. Следовательно, в данной доверенности не указана дата ее совершения.

Задание 10. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Некоторые люди знают английский язык.

 

 

БИЛЕТ № 9

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Проблема как форма развития знания».

Задание 2. Нарушено ли требование закона достаточного основания в каком-либо из следующих суждений?

Человек в амфитеатре видит, что место впереди него имеет номер 22, поэтому он решает, что его место тоже номер 22.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Справедливое решение. Несправедливое решение.

Задание 4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

учебный предмет – предмет –– логика – раздел логики.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Земной шар делится на западное и восточное полушария, северный и южный полюса

Задание 6. Придумайте сложное суждение с эквиваленцией.

Задание 7. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату:

Отдельные детали были проданы.

Задание 8. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какие правила силлогизма нарушены?

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Гражданин Данилов от уголовной ответственности освобожден. Следовательно, гражданин Данилов не является лицом, совершившим преступление в состоянии опьянения.

Задание 9. Определите вид следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не обнаружено прямого умысла. Следовательно…

10. Задание 10. Придумайте пример индукции.

 

 

БИЛЕТ № 10

 

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Виды атрибутивных суждений».

Задание 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:

Каждый человек получает удовольствие от жизни. – Только некоторые люди получают удовольствие от жизни.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите их с помощью круговой схемы:

Окно. Оконная рама. Створка оконной рамы.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

морское животное – морской хищник – хищник Арктики – хищник.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными, меду начальниками и подчиненными.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Бочка – сосуд для хранения сыпучих веществ.

Задание 7. Определите вид и составьте схему умозаключения и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят:

Он или не купил билет, или опоздал к началу сеанса. Он опоздал к началу сеанса. Следовательно, он купил билет.

Задание 8. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Ни один студент не выполнил спортивные нормативы.

Задание 9. Определите состав, фигуру следующего силлогизма; найдите вывод, термины, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику. Следовательно, Иванов ее знает.

Задание 10. Определите вид и формулу следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Иванова является обвинительным. Значит…

 

 

 

БИЛЕТ № 11

Задание 1.Составьте краткий конспект вопроса «Индуктивные умозаключения».

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

В группе все отличники. – В группе нет ни одного отличника.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Автомобиль. Грузовой автомобиль. Транспорт. Легковой автомобиль.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Гражданин К подозревается в ограблении квартиры".

Задание 5. Произведите ограничение понятия "Художественная книга".

Задание 6. Заключено ли в следующем примере деление понятий? Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Одежда делится на зимнюю и летнюю, темную и светлую.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Материал – это кусок ткани.

Задание 8. Определите вид умозаключения, его схему:

Иванов либо сдаст экзамен, либо будет отчислен. Иванов сдал экзамен…

Задание 9. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался.                    Следовательно…

Задание 10. По логическому квадрату определите вид суждения, его отношения: 

Некоторые студенты спортсмены.

\

 

 

БИЛЕТ № 12

 

Задание 1. Составьте краткий конспект вопроса «Логические константы языка логики»

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующая пара суждений:

Все студенты группы сдали экзамен. – Некоторые студенты группы не сдали экзамен.

Задание 3. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия и изобразите кругами Эйлера:

Преступление. Умышленное преступление. Неумышленное преступление.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Новый автомобиль вездеход Нива".

Задание 5 . Придумайте сложное суждение с импликацией.

Задание 6. Определите вид деления понятий. Нарушены ли правила?

Студенты делятся на высоких и низких, успевающих и неуспевающих.

Задание 7. Определите вид умозаключения, его схему:

Если документы не сданы, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Документы не сданы…

Задание 8. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следуют ли полученные выводы с необходимостью:

Все студенты 1 курса живут в общежитии. Иванов не студент 1 курса. Следовательно…

Задание 9. Определите вид сужения, его отношения по логическому квадрату:

Иванов не сдал экзамен.

Задание 10. Придумайте пример полной дедукции.

 

 

БИЛЕТ № 13

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Дедуктивные умозаключения как форма мышления».

Задание 2. Нарушены ли законы формальной логики в следующем рассуждении?

      Николаев знает свои обязанности. – Николаев будет повышен в должности.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Пистолет. Оружие. Огнестрельное оружие. Холодное оружие. Топор.

Задание 4. Проведите обобщение понятия «Обвиняемый Иванов, подозреваемый в ограблении квартиры».

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

должностное преступление – преступление –– халатность – получение взятки.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Сделки бывают односторонние и двусторонние, быстрые и медленные.

Задание 7. Являются ли следующее высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе.

Задание 8. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату:

Ни один студент не сдал математику.

Задание 9. Придумайте сложное суждение (со слабой диъюнкцией).

Задание 10. Соблюдены ли правила фигуры силлогизма в следующем примере? Исправьте ошибку.

Некоторые ученые – математики. Иванов – ученый. Иванов – математик.

 

 

БИЛЕТ № 14

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Классификация понятий»

Задание 2. Требование какого формально-логического закона нарушено в следующем рассуждении?

Студенты плохо подготовились к соревнованиям по футболу. Совершенно очевидно, что они плохо сыграют и в хоккейном турнире.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Спортсмен. Студент. Отличник.

Задание 4. Ограничьте понятие: Организованная преступная группировка, совершившая ограбление банка.

Задание 5. Проверьте правильность следующего определения:

Математика – наука о цифрах.

Задание 6. Определите вид суждения и его отношения по логическому квадрату:

Некоторые  спортсмены мастера спорта.

Задание 7. Придумайте сложное суждение с конъюнкцией.

Задание 8. Определите вид умозаключение и его схему:

Если Иванов сдал экзамен, то он был подготовлен. Иванов был подготовлен. Следовательно…

Задание 9. При помощи "логического квадрата" определите отношения этого суждения:

Все автомобили были проданы.

Задание 10. Определите состав и фигуру следующего силлогизма:

Ни один студент, не получил зачет. Иванов - студент, следовательно, он…

 

 

БИЛЕТ № 15

Задание 1. Составьте конспект 5 вопроса «Гипотеза  как форма развития знания».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Движение вечно. Хождение в институт – движение. Следовательно…

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими понятиями:

Право. Методы права. Принципы права.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Город. Столица. Поселок. Хутор.

Задание 5. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

Задание 6. Являются ли следующее высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных действий.

Задание 7. По логическому квадрату определите вид суждения и его отношения:

Все студенты сдали спортивные нормативы.

Задание 8. Придумайте сложное суждение с эквиваленцией.

Задание 9. Определите вид умозаключения, его схему:

Если выучишь темы – сдашь экзамен. Экзамен сдал. Следовательно ...

Задание 10. Проверьте правильность силлогизма и его фигуру:

Все животные дрессируются. Лев - дрессируется. Следовательно...

 

 

БИЛЕТ № 16

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Закон достаточного основания».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Иванов сдал экзамен и он не сдал экзамен.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими группами понятий: 

Орудие преступления. Нож. Пистолет. Топор. Веревка.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений:

философия – философские науки – наука.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений:

Время – весна – апрель – октябрь 2015 года.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

геометрия ¾ это наука о фигурах.

Задание 7. Придумайте сложное суждение с импликацией.

Задание 8. С помощью логического квадрата определите вид суждения и его отношения:

Некоторые государства являются федеративными.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение, определите вид и схему:

Если не нашли отпечатков пальцев, то подозреваемый не был на месте преступления. Отпечатки найдены. Следовательно….

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, которые курят в общественных местах, привлекаются к административной ответственности. Однако, гражданин Николаев не может быть привлечен к административной ответственности. Следовательно...

 

БИЛЕТ № 17

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Законы тождества».

Задание 2. Нарушен ли закон формальной логики в следующем высказывании:

Или он будет осужден. Или этого преступления он не совершал.

Задание 3. Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями:

Индийский океан. Ледовитый океан. Море Лаптевых. Часть земли, покрытая водой.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

часть столетия – столетие – год - месяц.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основа ние деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

ВУЗ делится: курс, факультет, студенты, учебные группы.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание правильным определением

Человек ¾ это наличие мозга, зрения, слуха, обоняния и осязания.

Задание 7. По логическому квадрату определите вид суждения и его отношения:

Некоторые люди изучали логику.

Задание 8. Определите вид и схему следующего умозаключения.

Если убийство совершил хромой. То должен быть его особый след. Такого следа нет. Значит…

Задание 9. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какое именно правило нарушено?

Всякое доказательство вины не должно нарушать закон. Доказательство вины Дмитриева не получено. Следовательно, он не нарушал закон.

Задание 10. Придумайте сложное суждение со строгой дизъюнкцией.

 

БИЛЕТ № 18

Задание 1. Составьте конспект вопроса  «Логические основы аргументации».

Задание 2. Какой закон формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Иванов отлично выполнил одно задание, значит он и все задания выполнит на отлично.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

 Англия. Франция. Россия . Европа. Азия. Столица Франции.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

книга – печатное издание – газета, сборник статей.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Год делится на двенадцать месяцев и знаки зодиака.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Учебник – это печатное издание.

Задание 7. Восстановите следующее высказывание до условно-категорического умозаключения:

Если круги на воде – значит….

Задание 8. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, допускающие нарушения закона о коррупции, привлекаются к уголовной ответственности. Иванов не привлекается к уголовной ответственности. Значит…

Задание 9. Определите вид суждения и его отношения по логическому квадрату

Некоторые люди не знают английский язык.

Задание 10. Придумайте пример не полной индукии.

 

 

БИЛЕТ № 19

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Методы выявления причинной зависимости».

Задание 2. Нарушено ли требование какого закона в следующем суждении?

Все законы обязательны к исполнению. Некоторые законы не обязательны к исполнению.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Люди. Граждане. Не граждане.

Задание 4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

 математика – раздел математики – учебный предмет.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены.

Земной шар имеет океаны, моря, климатические зоны.

Задание 6. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату :

Все экзамены студентами сданы.

Задание 7. Определите вид умозаключения и его схему

Если сделал домашние задания – то получил отлично. Сделал задания. Следовательно…..

Задание 8. Является ли данное выражение определением

Преступление – это любое правонарушение, совершенное гражданином страны.

Задание 9. Определите логическую структуру следующего силлогизма; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Все умышленные преступления совершаются редко. Данное преступление не редкость. Следовательно…

Задание 10. Придумайте пример статистической индукции.

 

БИЛЕТ № 20

Задание 1. Составьте конспект вопроса «Умозаключения, основанные на свойствах сложных суждений».

Задание 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:

Все люди получают удовольствие от жизни. – Некоторые люди не получают удовольствие от жизни.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите их с помощью круговой схемы:

Студент. Отличник, Спортсмен. Староста группы.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Животноводство – сельское хозяйство – отрасль сельского хозяйства.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Факультет делится на учебные группы, курсы и отдельных студентов.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Вещество – все что можно ощущать.

Задание 7. Определите вид сложного суждения, его схему и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят:

Если выучишь все темы – то сдашь экзамен. Выучил темы. Значит…

Задание 8. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату:

Некоторые ученые являются юристами.

Задание 9. Определите состав, фигуру следующего силлогизма

 Ни один человек, не изучавший философию, не знает ее. Иванов не изучал философию, следовательно…..

Задание 10. Определите логическую структуру следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Приговор суда или виновен или не виновен. Приговор суда по делу Комарова не виновен. Значит….

 

БИЛЕТ №21

Задание 1.Составьте краткий конспект вопроса «Семантические (логические) категории».

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

На этом автомобиле много электроники. – На этом автомобиле всего четыре прибора.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

 Уголовный кодекс. Гражданский кодекс. Конституция.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Похищение общественного имущества".

Задание 5. Придумайте сложное суждение со слабой дизъюнкцией.

Задание 6. Заключено ли в следующем примере деление понятий? Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и ограбления.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Преступление – это значит совершил грабеж или мошенничество.

Задание 8. Определите вид и схему следующего умозаключения:

Преступление может быть совершено путем действия или путем бездействия. Это преступление не совершено путем бездействия. Следовательно...

Задание 9. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Антонов контрабандой занимался.                    Следовательно…

Задание 10. Определите вид следующего суждения и его отношения по логическому квадрату: 

Ни один студент группы не является неуспевающим.

 

 

БИЛЕТ № 22

Задание 1. Составьте краткий конспект вопроса «Доказательство как вид аргументации»

Задание 2. Объясните, в чем заключается ошибка следующего рассуждения (какой закон логики нарушен):

Мне нравится все красное. Эта машина красная. Мне нравится эта машина.

Задание 3. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующая пара суждений:

Все студенты группы здоровы. – Некоторые студенты группы не здоровы.

Задание 4. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия:

 Пистолет. Нож. Место преступления.

Задание 5. Придумайте сложное суждение с импликацией

Задание 6. Произведите ограничение понятия «Правительство».

Задание 7. Определите вид следующего суждения и его отноше<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.