Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рентабельность предприятия и методы её расчёта



5. Рентабельность предприятия и методы её расчёта

 

Система показателей рентабельности

Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности, на основании которых подводят итоги деятельности за отчётный период.

Показатели рентабельности – это выраженные в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов, в результате текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.

Рентабельность инвестицийможет рассматриваться с позиции инвесторов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы (собственники) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход – чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA),во втором – рентабельность инвестированного капитала (ROI).

 

 

 


                                                                                                                                        

 
               Чистая прибыль                  стр. 2400 (ф.2) ROI =    =       Х 100%     Инвестированный катал         (с.1300 (ф.1)+с.1400(ф.1)  

 


Показатель ROAдает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования.

Показатель ROIхарактеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием – он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индексом оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROЕ).

 

 

 


Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рентабельности продаж и, соответственно, рассчитываются три показателя рентабельности продаж:

а) норма валовой прибыли или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM)

               Валовая прибыль      выручка – себестоимость   2110 (ф.2)- 2120 (ф.2) GPM =                                      =                                              =           Выручка от реализации  Выручка от реализации             2110 (ф.2)
  

         
   

 


б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM)

 

 

 


                                                         или

 

 

 


в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM)


Частный пример. Рентабельность собственного капитала в 15% говорит о том, что при сложившихся условиях работы вложения собственников в активы данного предприятия окупаются в среднем за 6 лет (100% : 15%).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.