Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание учебной деятельности.



Класс: 3

Тема: «Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель урока:создать условия для раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста

Задачи урока:

образовательные:

· продолжить работу над анализом художественного произведения,

· отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения,

· учить понимать чужую боль,

· расширить представления о жизни животных;

развивающие:

· развивать познавательный интерес,

· развивать сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся,

·  развивать умение работать в группе, в паре;

воспитывающие:

· воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность

Тип урока:урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

метапредметные:

Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-построение сообщений в устной и письменной форме;

-ориентирование на разнообразие способов решения задач;

-выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:

-использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

-владение диалогической формой коммуникации;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

-слышать и понимать речь учителя.

Регулятивные:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

-оценка правильности выполнения действий.

Личностные:

-положительное отношение к школе;

-интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-самоанализ и самоконтроль результата, понимание оценок учителя;

-способность к оценке своей учебной деятельности.


 

 

 

 

Содержание учебной деятельности.

 
Этапы урока Деятельность учителя. Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Организационное начало урока. Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.   Приветствуют учителя и друг друга. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме
II. Актуализация знаний. Обратите внимание на доску, прочтите выражение. «Чуткому сердцу откроются тайны» -Как вы понимаете это выражение? (ответы детей) Правильно, ребята. Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Сегодня на уроке мы с вами тоже будем переживать героям нашего рассказа. Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.     Познавательные: - умение осуществлять поиск существенной информации;  
III.Самоопределение  деятельности. Но прежде, чем узнать тему урока, я предлагаю вам загадки. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком -Как думаете, о ком эта загадка? (ответы детей: о собаке) -Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей). А знаете ли вы, что собака более шести тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Собака - наш самый верный друг из домашних животных. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот, а также  помогают спасать людей. А сейчас ещё одна загадка: С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути, С царской особой ты не шути. -Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответы детей: лев) Да, вы правы, это лев. -Ребята, кто из вас был в зоопарке и видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Лев обладает отличным зрением и слухом, он очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке львы доживают до 50 лет. - Ребята, а как вы думаете, собака и лев могут дружить? (ответы детей) - Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили именно этих животных? (ответы детей) Да, мы сегодня будем изучать произведение, главными героями которого будут лев и собачка, а автор – Лев Николаевич Толстой. -Кто мне сформулирует тему нашего урока? (ответы детей) Тема нашего урока: Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» -Какую цель мы можем поставить перед собой? (ответы детей) Цель нашего урока: познакомиться с произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого Формулируют тему и цель урока.   Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме  
IV. Изучение нового материала. Для начала я вам расскажу немного из биографии автора, слушайте внимательно, после будем отвечать на вопросы: 1. В каком году и какой области родился Л.Н.Толстой? 2. Как прошло его детство? 3. Чем занимался автор в Ясной Поляне? 4. В каком году прекратилась жизнь писателя? Лев Николаевич Толстой, один из самых известных русских писателей, родился 9 сентября 1828 года в родовом имении ‒ Ясной Поляне, в Тульской области. Родители умерли рано, и с 13 лет Лев жил у тети в Казани. В 1844 стал учиться в Казанском университете, но не окончив его, вернулся в Ясную поляну. В 1850 году Лев Николаевич переехал в Москву. Этот год стал началом его творческой деятельности. В творчестве писателя отразились те события, участником которых он был. С1856 года Толстой живет в Ясной Поляне, и все силы отдает литературному творчеству. Лев Николаевич в Ясной Поляне сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Лев и собачка», «Три медведя». Толстой прожил долгую жизнь и умер 20 ноября 1910 года в 82 года, он был похоронен в родном имении, Ясной Поляне, оставив огромное литературное наследие. Вы очень внимательно слушали, теперь ответьте на вопросы. 5. В каком году и какой области родился Л.Н.Толстой? 6. Как прошло его детство? 7. Чем занимался автор в Ясной Поляне? 8. В каком году прекратилась жизнь писателя? Давайте посмотрим на доску. Рассмотрите изображение . -Что изображено на рисунке? (ответы детей: лев и собачка) -Прочтите, что написано ниже изображения? (ответы детей: быль) -А кто из вас знает, что означает «быль»? (ответы детей) Быль - рассказ о действительном происшествии Итак, я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Слушайте внимательно, позже будем беседовать. Чтение учителя. В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер. Вы очень внимательно слушали эту историю. -Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (ответы детей) -Какой эпизод показался вам самым напряженным? (ответы детей) -Назовите главных героев были. (ответы детей) -Где происходит действие? (ответы детей) -Было ли вам кого-нибудь жалко? (ответы детей) -Смысл каких слов вам был непонятен? (ответы детей) Давайте проведем словарную работу. Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. Подле – возле, около Давайте прочитаем этот рассказ еще раз, после чего будем его анализировать. Чтение учащихся по цепочке. 1. Анализ текста (1 часть) - Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных? (ответы детей) - Кто показывал зверей в зверинце? (ответы детей) - Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка? (ответы детей) - Как человек поймал собачонку? (ответы детей) - Как вы понимаете слово «ухватил»? (взял то, что подвернулось) (ответы детей) - Этот человек хотел сделать доброе или злое дело? (ответы детей) Работа в группах . Сейчас вы будете работать самостоятельно по группам: 1 группа (1 вариант): Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. Какие действия совершает собачка? Найдите глаголы, которые передают эти действия. Что вы можете сказать о собачке? Какая она? 2 группа (2 вариант): Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. Каким мы видим льва в этой ситуации? Какие действия совершает лев? Найдите глаголы. Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных? Поднимите руку, кто не понял задание. Самостоятельная работа по вариантам. Проверка работы. Внимательно слушают учителя, отвечают на его вопросы. Работают с новым материалом.     Коммуникативные: - оформляют свои мысли в устной форме. Познавательные: - умение осуществлять поиск существенной информации;  
 V. Физкультминутка. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Выполняют комплекс упражнений.  
VI. Первичное закрепление изученного. - Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом? (ответы детей) - Можно сказать, что лев заботился о собачке? (ответы детей) - В чём проявилась эта забота? Прочтите. (ответы детей) - Почему лев только иногда играл с ней? (ответы детей) - Как автор относится к собачке? Ко льву? (ответы детей) - Почему лев не дал забрать собачку? (ответы детей) - Сколько времени прожили лев с собачкой? Докажите ответ текстом. (ответы детей) - После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитайте. (ответы детей) - Почему лев затих? (ответы детей) - Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва? (ответы детей) - Почему лев лежал пять дней? (ответы детей) - Как вы думаете, отчего он умер? (ответы детей) Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию. -К какому моменту она относится? (Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку). - Как выглядят животные? (Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит). - А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? (Дружба животных. Нам вместе очень весело). У вас на партах в конвертиках лежат названия частей рассказа. Ваша задача: расположить их в правильном порядке. 1. Лондон. 2. Встреча льва и собачки. 3. Жизнь зверей в клетке. 4. Гибель собачки. 5. Переживания льва. 6. Смерть льва. Проверка работы. Обратите внимание на доску, в каком порядке должны быть части рассказа. -Ребята, кто мне скажет, в чем заключается главная мысль этого рассказа? О чем в ней говорилось? (ответы детей) Эта быль была о дружбе животных. Главная мыль в том, что нельзя обижать слабых, а нужно жить в мире и согласии.   Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; - умение рассуждать и приводить примеры.  
VII.  Итог занятия. Давайте подведем итоги урока. -Какая была тема нашего урока? (ответы детей) Тема нашего урока была: Л.Н.Толстой «Лев и собачка» -А какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (ответы детей) Цель нашего урока была: познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка» -Как вы думаете, добились ли мы этой цели? (ответы детей) Молодцы, ребята. Отвечают на вопросы полным ответом.   Коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;  
VIII. Рефлексия.   Поднимите зеленые сигналы, кому понравился урок и было легко работать и красные сигналы, у кого были затруднения. Анализ сигналов. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности Личностные: - осуществляют самооценку деятельности;    
IX. Выставление оценок. -По вашему мнению, кто на уроке работал хорошо? Чью активную работу хотите отметить?  (ответы детей) Мне понравилась ваша работа на уроке.   Высказывают свое мнение, поясняют почему они так считают. Регулятивные: - умение оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей.
X. Домашнее задание. Обратите внимание на доску, ваше домашнее задание: пересказ произведения «Лев и собачка» Л.Н.Толстого Записывают домашнее задание.      

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.