Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды ладов. Лады народной музыки - семиступенные. Тональность



Лад

Лад – это взаимосвязь устойчивых и неустойчивых ступеней:

 

Ступени лада:

I ступень - тоника (Т или t), устойчивая и главная ступень

II ступень – вводная к тонике, неустойчивая

III ступень – медианта, устойчивая, но не главная, от III ступени зависит настроение лада

IV ступень - субдоминанта (S или s), неустойчивая, главная

V ступень - доминанта (D или d), устойчивая, главная

VI ступень – субмедианта, неустойчивая, от VI зависит настроение лада

VII ступень – вводная к тонике, неустойчивая, от VII зависит настроение лада

 

Устойчивые = Т5/3 (или t5/3) Главные Неустойчивые Вводные к тонике От этих ступеней зависит настрение лада
  I Тоника III Медианта V Доминанта   I (T) Тоника IV(S) Субдоминанта V (D) Доминанта   VII+II+IV+VI = Вводный септаккорд   VII и II   III VI VII

 

Разрешения ступеней лада - переход неустойчивого звука в устойчивый:

II – I (иногда II – III) 

IV – III 

VI – V 

VII – I

Если мелодия заканчивается на неустойчивом звуке, то слух требует логического перехода в устойчивую ступень.

 

 

Состав мажорного лада по тонам и полутонам:

 

0.5 0.5

 

Состав минорного лада по тонам и полутонам:

 

0.5 0.5

 

Виды ладов

Мажор   Минор  
Натуральный   Гармонический с VI↓   Натуральный   Гармонический с VII↑   Мелодический: вверх VI↑ VII↑,                        вниз VI нат.VIIнат.

 

Лады народной музыки - семиступенные

Ионийский (от «до»), дорийский (от «ре»), фригийский (от «ми»), лидийский (от «фа»), миксолидийский (от «соль»), эолийский (от «ля»), локрийский (от «си»)

 

 

Тональность

Тональность – это высотное положение лада, тональность = тоника + лад (например, тоника «си-бемоль» + лад – «мажор» = тональность «Си-бемоль мажор»). 

 

 

 

В музыке всего 24 тональности

Энгармонически-равные тональности считаются, как один вид: т.е., либо Си-мажор, либо До-бемоль-мажор.

1. Энгармонически-равные тональности – одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

 

2. Параллельная тональность – это тональность, которая имеет одинаковый звуковой состав и знаки при ключе но разные тоники, отстоящие друг от друга на интервал м.3

 

3. Одноимённые тональности – тональности, имеющие общий основной тон (имя). Например, Соль мажор – соль-минор

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.