Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы уроков технологии



Типы уроков технологии

В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоре­тических знаний или практических работ, по доминирующим дидакти­ческим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный, теоретический, практичес­кий уроки, урок - лабораторная работа, урок по решению текущих за­дач, контрольно-проверочный урок.

 Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урокпредставляет собой как бы соединение эле­ментов практического и теоретического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе пост­роить практическую работу по применению этих знаний и формирова­нию практических умений. В обучении технологии используется операционно-предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Теоретический урок- занимает, как правило, не более одного акаде­мического часа, поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных ма­териалов: древесины, металлов, тканей и так далее), изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобра­зования материалов, энергии или информации. Они учатся разработке технологических карт, чтению чертежей и эскизов, знакомятся с вопро­сами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиям гигиены и производственной санитарии.

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учеб­ного года и при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, то есть в тех случаях, когда нужно организовать усвоение значительной части теоретического учебного материала. Структура теорети­ческого урока может включать в себя организационную часть сообще­ние его темы и целей, изложение материала, закрепление его путем краткого опроса, работу по усвоению теоретических знаний в виде ре­шения технических задач и упражнений.

Практический урокставит целью непосредственное освоение учащи­мися рабочих приемов выполнения технологических операций, формиро­вание умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формирование общей технологической культуры.

Примерная структура практического урока

Организационная часть обычно несколько сложнее, чем у теорети­ческого урока, поскольку кроме собственного учебного, организуется и трудовой процесс. Нужно выдать заготовки, чертежи, технологические карты, ранее разработанные учащимися с помощью учителя, рабочие и измерительные инструменты и так далее, выделить им время для подго­товки к работе своих рабочих мест.

Сообщение темы, цели, и задач урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навы­ки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет польза от того изделия, которое они изготавливают).

Вводный инструктаж, то есть объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрирования рабочих приемов выполне­ния отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия.

Пробное выполнение приемов работы учащимися включается в структуру практического урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались ра­нее. После вводного инструктирования, чтобы убедиться, что ученики правильно восприняли показанный новый рабочий прием, учитель предлагает одному из них повторить эти действия приема. Если они вы­полнены правильно, то можно переходить к самостоятельной практи­ческой работе учащихся.

Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструк­тирование учителя по времени — это самая большая часть урока. Теку­щий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за рабо­той учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ, устраняет неточности. Если многие ученики до­пускают одни и те же ошибки, то можно остановить работу и частично

повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать правиль­ные приемы работы.

Итоговая часть посвящается приему выполненных ученических ра­бот, их оценке и заключение инструктажа. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует типичные ошибки.

Урок — лабораторная работа— разновидность практических занятий, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоя­тельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский харак­тер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалом (древесины, металлов, тканей и других материалов), иссле­дованием их механических, технологических и других свойств, изуче­нием конструктивного устройства рабочих и измерительных инстру­ментов и приборов, приспособлений, станков и других технологичес­ких, энергетических и транспортных машин. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академи­ческого часа.

Примерная структура урока — лабораторной работы стандартная.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточ­ное положение между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составле­нию чертежей и эскизов на них; планированию технологических про­цессов и разработка технологических карт, расчету режимов машинной обработки материалов и др.

Контрольно-проверочный урокимеет, конечно, целью получение дан­ных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочнос­ти усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки про­водятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Контрольно-проверочные уроки по технологии отличаются практи­ческим характером проверки знаний, умений и навыков. Учащимся выдается задание на контрольно-проверочную работу и по результатам ее (качеству, затраченному времени и так далее) судят о наличии и уровне соответствующих технических знаний, умений и навыков.

Обучение технологии в общеобразовательных учреждения носит в основном практический характер. 70% учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.