Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сон на каторге (эпилог). Варианты ответов



Сон на каторге (эпилог)

1. Перечитайте эпизод сна.

2. Согласны ли вы с тем, что это – сон-предупреждение? *Ответ обоснуйте.

3. Что привело человечество к гибели? * Какие образы-символы можно увидеть в этом эпизоде?

4. Каков, по вашему мнению, символический смысл данного сна?

5. Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова и идеей его духовного перерождения?

6. Сделайте вывод.

Варианты ответов

Первый сон Раскольникова рассказывает о жестоком убийстве лошади толпой пьяных крестьян. Раскольников в этом сне ещё ребёнок, который с нескрываемым ужасом наблюдает за страшной сценой истязания и убийства несчастной лошадёнки.

Этот сон богат символами: церковь с зелёными куполами, куда любит ходить маленький Родя, олицетворяет небесное начало на земле, духовность, нравственную чистоту, совершенство и надежду на лучшую жизнь (зелёный – цвет надежды).

Однако дорога (символ жизненного пути человека) в церковь проходит мимо кабака, который мальчик боится и не любит; кабак олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь жизни. Это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Дорога одна, но привести она может как в кабак, так и в церковь, и только человек решает, куда ему идти. Не случайно и то, что церковь находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить неправедную жизнь, раскаяться и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь.

Веселье пьяных людей не внушает окружающим, и в частности маленькому Родиону, ничего, кроме страха. В сцене у кабака – убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов – маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет.

Эта сцена показывает, что по своей природе  он вовсе не жесток, беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно.

Атмосфера происходящего раскалена до предела. С одной стороны, это злоба, жестокость, агрессивность разнузданной толпы, с другой — невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.

Сон помогает нам увидеть истинную душу Раскольникова и понять, что в нём происходит борьба между добром (церковь) и злом (кабак), между истинными порывами души и разумом, пленённым страшной теорией.

Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от увиденной сцены. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова.

Сон является воплощением мысли о неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова.

Этот сон действительно снится в настоящем времени, рассказывает о прошлом и предсказывает будущее: Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и именно топором, а умирающая Катерина Ивановна скажет: «Заездили клячу!»

Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его душа не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову разума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, — страшное преступление не свершилось бы!

Функции первого сна:

- пророческая (помогает заглянуть в будущее)

- раскрывает внутреннюю сущность героя

- является инструментом психологического анализа

 

Второй сон Раскольникова  рассказывается о том, как герой попадает в оазис в пустыне и с наслаждением пьёт чистую воду из ручья.

Мы согласны с утверждением, что это сон-мечта. Действительно, в этом сне герою грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «…чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, а он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит».

Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом стремительной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на его место, строить свой мир должен, начиная именно с Египта.

Сон имеет и символическое значение:

- оазис - часто мираж в пустыне, так что райская жизнь, о которой мечтает Раскольников, вряд ли наступит в реальности;

- герой пьёт чистую воду - хочет набраться сил для выполнения задуманного, как былинный богатырь;

- приём контраста - «грязный» Петербург и «чистая» вода, «жара» на улицах города, которая отнимает силы – «холодная» вода, которая даёт силы.

Сон – оазис является воплощением мечты героя об идеальном счастливом мире, который он создаст, став «сверхчеловеком».

Функция  второго сна:является средством воплощения внутренних тайных мечтаний героя, раскрывающих его стремления и духовную сущность.

 

Третий сон Раскольникова условно можно назвать сон-крик. Он снится герою уже после убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.

Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает квартирную хозяйку: «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Сон наполнен жуткими звуками: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал».

Ведущий образ-символ этого сна – тёмная и грязная лестница, которая символизирует жизненный путь Раскольникова, полный препятствий, которые предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, создавшего этот несовершенный мир, и оказаться способным изменить людей для их же благополучия.

Герой просыпается от собственного страшного крика. Настасья так объясняет ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Отчасти это верно, но в Раскольникове кричит не столько его кровь, сколько кровь убитых им людей. Все существо героя воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и для Родиона убийство должно быть обычным делом.

Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» Раскольников поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне: «Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления».

Этот сон помогает нам понять, что в герое ещё жива совесть – слово Бога в человеке – и что несмотря на совершённое преступление он не стал сверхчеловеком.

Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее бесчеловечную сущность и несостоятельность. Этот сон, с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, а с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания.

Функция третьего сна:даёт возможность герою посмотреть на себя со стороны, а также является инструментом психологического анализа.

 

Четвёртый сон Раскольникова – это сон о том, как герой повторяет уже совершенное им убийство старухи-процентщицы. Однако на этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но она не умирает, а смех её превращается в хохот.

Образ смеющейся неумирающей старухи глубоко символичен: он показывает бесполезность совершённого Раскольниковым преступления, жалкость его попытки изменить мир через убийство какой-то старушонки.

И действительно, Раскольников не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя.

Сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал «властелином», не доказал правильность своей теории,и смех старухи - это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым.

Убежав от старухи, герой видит со всех сторон толпы людей, они смотрят на него и молчат. Люди стоят внизу, а Раскольников - выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди «притаились и ждут, молчат…» Чего же они ждут? Возможно, подтверждения, что перед ними «сверхчеловек», «властелин»? Но Раскольников не может дать им такого подтверждения.

Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это доказательство несостоятельности теории Раскольникова.

Функция четвёртого сна: в символической форме показать несостоятельность теории Раскольникова, бесполезность совершённого им убийства.

Наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, сны в романе играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова. В романе есть два сна, показывающих мир по теории героя - это сон-оазис и сон на каторге, который можно назвать своеобразным пророчеством- предупреждением.

Последний сон – фантастический, он показывает Раскольникову плоды его теории. Мир преобразился по сравнению со сном об оазисе: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна его теория.

В пятом сне («бессмысленном бреду») Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом сами они считают себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей».

Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истинной духовности. Избранные, по Достоевскому, это люди, наделенные глубочайшей верой.

Именно в этом сне автор в символической форме говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек перестанет различать такие ключевые понятия, как добро и зло, что приведёт человечество к неминуемой гибели.

Если вспомнить факты из биографии Достоевского, то в этом сне четко прослеживается полемика Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса. Писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные «язвой» - гордыней, не уважая и не замечая других, начинают бороться за свои «права», пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной.

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и бесчеловечность.

Таким образом, данный сон помогает нам увидеть, как происходит переосмысление героем своих жизненных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовным ценностям и отход от своей теории, то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания. А ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, страшную сущность своей теории и отказался от нее.

Функция пятого сна: в символической форме показать страшные последствия воплощения теории Раскольникова в жизнь, ещё раз подчеркнуть её антигуманную сущность и отразить нравственные изменения, начавшиеся в душе героя – первые ростки на пути его духовного возрождения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.