|
|||
Домашнее задание. Определение темы урока. Изучение нового материала.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Музыка 5 класс Тема урока: « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.» Просмотрите презентацию «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-muziki-kolokolnost-v-muzike-i-izobrazitelnom-iskusstve-klass-877286.html
Цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства. 4. Домашнее задание Знать определения, найти песни в интернете, в которых поётся о колокольных звонах.
Ход урока: 1. Определение темы урока У: Ребята, попробуйте отгадать загадку: Язык есть, Речей нет, А вести подает. (колокол) А теперь мы с вами заслушаем одно музыкальное произведение. (Звучит сюита С. Рахманинова «Светлый праздник» 4 часть).https://ru-ru.facebook.com/ivanovkamuseum/videos/%D1%81-%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D1%8E%D0%B8%D1%82%D0%B0-1-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE-%D1%87-4-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B8%D1%81%D0%BF-%D0%B2-%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8-%D0%B8-%D0%B0/225417092003729/
Подумайте, что лежит в основе этой музыки? Д: Колокольный звон. У: Какой инструмент подражает колокольному звону? Д: Фортепиано. У: Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и большие колокола. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Д: О колоколах и колокольном звоне. 2. Изучение нового материала. У: Правильно. Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат? Д: Нет. У: В церкви различают 4 канонических звона. А какими они бывают мы с вами сейчас узнаем. Они зашифрованы и находятся в этих двух конвертах. Сейчас мы с вами разделимся на две группы и расшифруем названия колокольных звонов. (Делимся на группы, получаем конверты с двумя лишними словами). ХРАМ – 23, 18, 1, 14 ГЛАС – 4, 13, 1, 19 НАБАТ – 15, 1, 2, 1, 20 БЛАГОВЕСТ – 2, 13, 1, 4, 16, 3, 6,19, 20 ПЕРЕЗВОН – 17, 6, 18, 6, 9, 3, 16, 15 ТРЕЗВОН – 20, 18, 6, 9, 3, 16, 15 А теперь мы с вами найдем определения данных слов. (Работа со словарем). Ну а теперь давайте послушаем как звучат эти колокольные звоны. (звучат колокольные звоны). Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова. На слайде мы с вами видим Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать колокольный звон. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем воспоминания композитора о его детских впечатлениях. (страница 108) А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения? Д: Радость, восторг, ликование. У: С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент? (Пасха) Какой вид колокольного звона использовал композитор? (трезвон). В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы») -Что изменилось? Как звучит колокольный напев? (Музыка стала грустной, печальной).
|
|||
|