Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 21. Задание 22. Задание 23. Задание 24. Задание 25. Задание 26. Задание 27. Задание 28. Задание 29. Пояснение.



 

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Социальные нормы Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества
Социальные ... Общественная реакция на поведение человека или группы

2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

 

Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания.

 

1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) идеализация; 6) измерение

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4.Выберите верные суждения об обществе и его разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой.

2) Основной фактор производства традиционного общества — денежный капитал.

3) B информационном обществе возникла массовая культура.

4) Общество является динамичной системой.

5) В широком смысле под обществом понимают все формы объединения и способы взаимодействия людей.

5.Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность   1) мифологическое 2) научное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

6.В государстве Z невелико число образованных людей, так как образование доступно только высшим сословиям. Товарно-денежные отношения развиты слабо, основу экономики составляет полунатуральное сельскохозяйственное производство, основанное на опыте предков. Какие признаки характерны для типа общества, к которому принадлежит Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) ценность прогресса

2) механизация и автоматизация производства и управления

3) высокий уровень социальной мобильности

4) деспотическое правление

5) традиционная легитимность власти

6) подданническая культура

7.Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.

2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

8.Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА   ВИДЫ СТАТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
А) акцизные сборы Б) обслуживание государственного долга В) личный подоходный налог Г) выплата пенсий Д) продажа государственных облигаций       1) расходные статьи 2) доходные статьи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

9.В компании принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведённом списке подтверждения того, что речь идёт об экстенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, поц которыми они указаны.

 

1) использование современных компьютерных технологий

2) использование устаревшего оборудования

3) дополнительный набор работников

4) повышение квалификации работников

5) повышение производительности труда

6) увеличение масштабов производства за счёт открытия новых цехов

10. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) расширение сети парикмахерских

2) новые модные веяния в стилях причесок

3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса

4) использование новых средств по уходу за волосами

5) изменение ставки подоходного налога

11.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социологи выделяют демографический и территориальный критерии социальной стратификации.

2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои, занимающие разное общественное положение.

3) Социальная стратификация осуществляется на основе личного авторитета индивидов.

4) Представители одной социальной страты обычно имеют схожие социальные возможности и стиль жизни.

5) Социальная стратификация фиксирует неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам.

12.В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

 

Факторы влияния 2000 г. 2010 г.
Семья
Школа
Компания товарищей
Радио и телевидение
Интернет-общение

 

Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Семья остаётся основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодёжи, за прошедшее десятилетие не изменились.

3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4) Школа во влиянии на молодёжь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.

13.Выберите верные суждения о политической культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Активистский тип политической культуры отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в её функционировании.

2) Политическая культура представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающих безопасность сообщества.

3) Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

4) Поведенческий элемент политической культуры включает устойчивые личные ориентиры поведения, ориентацию на определённые действия в тех или иных условиях.

5) Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений.

14.Установите соответствие между полномочиями федеральной власти и полномочиями, находящимися в совместном ведении федеральной власти и власти субъектов Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ   УРОВЕНЬ ВЛАСТИ
A) управление федеральной государственной собственностью Б) установление правовых основ единого рынка B) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий Д) оборона и безопасность   1) федеральная власть 2) совместное ведение

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

15.Депутаты Законодательного собрания и Правительство области Н. благодаря согласованным и продуманным решениям смогли обеспечить политическую стабильность и рост благосостояния населения в своей области, что может служить свидетельством компетентности политической элиты этой области. Найдите в приведённом списке характеристики данной политической элиты и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) общенациональная

2) правящая

3) региональная

4) этническая

5) неправящая

6) профессиональная

16.Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

17.Выберите верные суждения о трудовом праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Предмет трудового права – отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде.

2) Трудовая дееспособность граждан возникает по общему правилу с 12 лет.

3) Каждый работник имеет право на соблюдение трудовой дисциплины.

4) Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников.

5) Трудовым законодательством предусмотрено право работников на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями, учреждениями и организациями.

18.Установите соответствие между юридическими фактами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ   ВИД
А) наводнение Б) рождение человека В) голосование на выборах Г) покупка квартиры Д) истечение срока полномочий парламента   1) событие 2) действие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

19.В районном суде рассматривается иск гражданки Р. об установлении отцовства гражданина П. в отношении несовершеннолетних детей гражданки Р. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике данного судебного разбирательства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) ответчик

2) арбитраж

3) истец

4) гражданский процесс

5) обвиняемый

6) Трудовой кодекс РФ

20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

К числу приоритетных задач образования относится формирование у подрастающего поколения ________(А) картины мира, которая отразила бы ________(Б) действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир – это прежде всего ________(В) и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы ________(Г), новые формы контактов между людьми. Общество, находящееся в постоянном развитии, через ________(Д) выдвигает человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и ________(Е) нового ХХI в.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) образование

2) навык

3) общение

4) противоречие

5) объективный

6) международный

7) субъективный

8) научный

9) гуманизация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

21.Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

 

(Д. А. Лалетин)

22.Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

 

23.Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.

 

24.Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

 

25.Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «безработица»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы;

− одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции рынка. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27.Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции.

28.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Истина и свобода тем замечательны, что всё, что делают для них и против них, в равной степени им служит» (В. Гюго).

29.2 Экономика: «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

29.3 Социология, социальная психология: «Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, — им подавай ещё и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков» (Вовенарг).

29.4 Политология: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» (Платон).

29.5 Правоведение:«Великое дело законодательства состоит в том, чтобы создавать общественное благо из наибольшего числа частных интересов» (П. Буаст).

Ключ

№ п/п № задания Ответ
санкции
Факторный доход
26|62
13|31
13|31

 

Задание 21

В правильном ответе могут быть приведены следующие значения:

— под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще;

— но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.;

— этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей.

Могут быть приведены и иные варианты, не искажающие смысла.

 

Задание 22

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Показан связь:

— явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём.

Могут быть приведены следующие суждения:

— язык возник как результат такого вида деятельности как общение;

— орудия возникли в результате трудовой деятельности человека, преобразование природных объектов.

 

Задание 23

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) Перекрестный год России и Италии, в ходе которого музеи, театры и другие культурные учреждения каждого из государств представляли свои произведения в другой стране, чье население могло приобщится к иностранной культуре;

2) Российские школьники приняли участия в обмене с японскими школьниками, в ходе проживания в другой стране, ребята познакомились с культурой, языком, национальной кухней, узнали много нового для себя;

3) Россиянин Иван через социальные сети познакомился со своей сверстницей из Индии, в ходе общения они узнали много нового о жизни в России и Индии, традициях, национальных праздниках, сформировали толерантное отношения к другой культуре.

Могут быть приведены и иные примеры.

 

Задание 24

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Приведен позиция учащегося:

— согласие или несогласие.

2) Приведена аргументация:

— в поддержку:

1) борьба с социальными пороками побуждает к созданию, чего либо нового, т.е. к обогащению культуры;

2) культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой – приспособление людей к природной среде особыми вне биологическими технологиями (способами), какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлости;

3) культура существует в связи с обществом, а значит и с теми пороками, которые есть в нем.

— в опровержение:

1) преступность губит культуру как в прямом (деяние Герострата), так и в переносном смысле;

2) наркомания разрушает личность человека, а только личность может понимать и хранить культурные ценности;

3) войны способны уничтожать громадные культурные ценности, а могут уничтожить и человеческое общество, то есть погубить источник культуры.

Могут быть приведены и иные высказывания, не искажающие смысла.

 

Задание 25

1) смысл понятия, например: социально-экономическая ситуация, при которой часть экономически активного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).

 

2) одно предложение с информацией о критериях выделения видов безработицы, опирающейся на знания курса, например: критериями выделения видов безработицы являются социально-экономические причины, по которым безработица возникает;

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о критериях выделения безработицы.)

 

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности фрикционной безработицы, например: фрикционная безработица — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

(Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности фрикционной безработицы.)

 

Задание 26

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие функции рынка:

1. санирующая — например, компания по производству пейджеров в связи с широким распространением сотовых телефонов обанкротилась, так как оказалась неэффективной и убыточной по сравнению с конкурентами.

2. ценообразующая — например, изучив ценовую политику конкурентов и спрос на шерстяные свитеры, семейная компания «Шотландские свитеры» установила новые цены на свою продукцию.

3. посредническая — например, Галина Ивановна в поисках удобной домашней обуви обошла несколько магазинов, пока не нашла подходящую ей пару домашних тапочек.

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие функции

 

Задание 27

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

 

Приведены аргументы, допустим:

1) любой локальный конфликт, локальная война могут стать ареной применения оружия массового поражения (химического, бактериологического, ядерного);

2) в локальный конфликт могут втянуться третьи страны, и тогда он перерастет в региональный или даже мировой;

3) любой локальный конфликт является почвой для финансовой подпитки террористических организаций, лагерей подготовки боевиков, усиления опасности деятельности международных террористов и т. д.

 

Задание 28

ППри анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

 

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

 

1. Понятие деятельность человека.

2. Структура деятельности.

а) субъект деятельности

б) объект деятельности

в) цель

г) методы и средства

д) процесс

е) результат

3. Потребности деятельности:

а) биологические

б) социальные

в) идеальные

4. Виды деятельности

а) игра

б) общение

в) учение

г) труд

5. Классификация деятельности:

а) по объектам и результатам (материальная и духовная);

б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)

в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)

г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);

е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);

6. Характерные черты деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразующий характер;

в) продуктивный характер;

г) общественный характер;

 

Задание 29

29.1 Философия: «Истина и свобода тем замечательны, что всё, что делают для них и против них, в равной степени им служит» (В. Гюго).

29.2 Экономика: «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

29.3 Социология, социальная психология: «Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, — им подавай ещё и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков» (Вовенарг).

29.4 Политология: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» (Платон).

29.5 Правоведение:«Великое дело законодательства состоит в том, чтобы создавать общественное благо из наибольшего числа частных интересов» (П. Буаст).

 

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

 

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

 

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.