Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Могучая кучка»



 

 

ДШИ Сигаево

 

 

Экзамен по музыкальной литературе

Выполнила Короткова Софья Александровна

Ученица 6 класса

Преподаватель Онацкая А.Г.

 

 

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.

Жанры музыки - это разнообразные ее виды. Музыкальные жанры возникли в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности. Произведения, связанные со словами и пением, относятся к вокальной музыке (это песни, романсы, арии, сочинения для хора). Инструментальная музыка включает разнообразные сочинения для отдельных инструментов, ансамблей (дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди них - этюды, прелюдии, экспромты, ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и др.

К музыкально-театральным жанрам относятся: оперы, оперетты, балеты.

Песня- самый популярный вид музыкального искусства.

Мелодия в песне повторяется несколько раз с разными словами, образуя куплеты. Такая форма называется куплетной. В конце каждого куплета звучит припев, который не изменяется. Если запев исполняется обычно одним певцом, то припев чаще поют хором.

В песне может быть аккомпанемент фортепиано, баяна или оркестра. Такие песни имеют вступление, отыгрыш между куплетами и заключение. Однако песни могут исполнятся и без сопровождения. Такое пение называют а капелла. Оно более характерно для народных песен.

Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности.

Маршевая музыка исполняется в темпе шага. Марши бывают: торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, траурные. При всем разнообразии маршей им присущи общие черты. Это двух- или четырехдольный размер и четкий ритм шага. Форма марша чаще всего трехчастная.';

Примером торжественно-героического марша может служить марш из оперы «Аида» итальянского композитора Верди. А марш из балета Чайковского «Щелкунчик» сопровождает веселый детский праздник. Иногда марши звучат со словами - это песни-марши («Авиамарш», «Марш нахимовцев»).

Танецвозник в глубокой древности и тесно связан с бытом. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер, ритмический рисунок. Каждый народ создал танцы, отличающиеся национальным своеобразием.

Русские народные танцы: камаринская, трепак; украинские танцы: гопак, казачок; белорусский народный танец - бульба; танец народов Кавказа - лезгинка.

 

Русское искусство второй половины XIX века

Изобразительное искусство

В начале 60-х годов группа художников во главе с И. Н. Крамским порвала с Академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников, по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?».

Художники жили одной дружной семьей, которая стала художественным центром, академией Крамского, как ее называли. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, которое объединило лучших художников России и сыграло огромную роль в развитии изобразительного искусства.

Выдающимся художником этого времени был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них.

В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасхе» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.

Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова - «Проводы покойника», изображающая проводы в последний путь крестьянина-кормильца семьи.

Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе пронизаны картины «Охотники на привале», «Рыболов». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.

Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837-1887) -замечательный художник и теоретик искусства. Крамской страстно боролся против так называемого «чистого искусства», он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей

 

Самым крупным художником этого времени, богатырем русской живописи был Илья Ефимович Репин (1844-1930).

Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,- предоставим это благовоспитанным барышням». Репин-стал знаменем передвижников, их гордостью и славой.

Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое, новое слово. Центральная тема его творчества- жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа.

Лучшим его произведением в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге», воспевшая героический труд народа, его могучие силы. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Картина была воспринята как событие в художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.

Целую серию прекрасных картин посвятил Репин русскому революционному движению

С глубокой симпатией Репин создает образы революционеров - борцов за народное счастье, беспредельно преданных идеалам революции. Блестящие полотна создал художник на исторические сюжеты. Духом протеста против деспотизма проникнута картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван». В «Запорожцах» он воспевает богатырскую силу народа, его патриотизм, сплоченность, свободолюбие. Художник создал целую галерею портретов. И в этом жанре он сказал новое слово, нашел новые краски, новые приемы для отражения духовной жизни человека.

Зенцом творчества Репина-портретиста является огромная многофигурная картина-групповой портрет «Заседание Государственного совета». В ней художник мастерски сумел показать ничтожество высшей бюрократии, ее холопство, тупость и самодовольство.

Творчество Репина -это целый этап в развитии изобразительного искусства. Его картины - выдающийся вклад не только в русскую, но и мировую художественную культуру.

Музыка

Размах демократического общественного движения во второй половине столетия, общий подъем художественной культуры, внимание к судьбам народа, как основной проблеме эпохи, вызвали к жизни расцвет русского музыкального искусства.

Величайшим композитором является Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Его симфонии, оперы, балеты, романсы стали вершиной русского музыкального искусства. Ведущей темой творчества Чайковского является борьба человеческой личности за свободу, независимость чувства и право на счастье. Правдиво, с огромной силой выразительности Чайковский умел показать средствами музыкального искусства радость и страдание людей, глубокие жизненные конфликты, жизнь и быт народа. «Мне кажется,- писал он,- что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».

Творчество Чайковского получило мировое признание. Его произведения пользуются огромнейшей популярностью во всех странах мира.

«Могучая кучка»

Всеобщее признание и мировую славу получило творчество великих композиторов «Могучей кучки»

В начале 60-х годов сложилось творческое объединение замечательных композиторов, которое и получило название «Могучей кучки». Это были люди, для которых тема народа, его титаническая борьба стали центральной проблемой творчества. Продолжая традиции Глинки, композиторы этого направления особенно большое внимание уделяли изучению народной музыки, которая стала источником их вдохновения.

Особенно мощно выразил революционно-демократические идеи 60-х годов великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). Его гениальные оперы проникнуты безграничной любовью к народу и ненавистью к самодержавию. В истории мирового музыкального искусства никто не смог с такой силой раскрыть характер народа. До конца своих дней композитор был верен следующему принципу, который он сам сформулировал: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям... вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».

Произведения Мусоргского подвергались травле со стороны реакционных музыкальных деятелей и критиков.

Замечательным композитором демократического направления был и Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Его симфонии, романсы и особенно его опера «Князь Игорь» проникнуты пламенным патриотизмом, идеей величия и моральной чистоты русского народа, жаждой свободы и осуждением насилия. «Талант Бородина,- писал о нем современник,- равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

Талант Бородина был исключительно разносторонен. Он был не только музыкантом, но и выдающимся ученым, профессором химии.

Исключительно богато музыкальное наследие великого русского композитора и музыкального деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Им написаны 15 опер, симфонии, балеты, романсы и много музыкальных произведений других жанров. До сего времени его оперы пользуются огромной популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.

Римский-Корсаков был выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду композиторов и артистов.

Во второй половине XIX в. больших высот достигло театральное искусство.

На сцене Малого театра расцвел неповторимый талант великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1853-1928).

Отличительной особенностью русского искусства - музыки, театра, живописи - были глубокий демократизм и народность, стремление ответить на потребности и нужды своей страны, поднять народ на борьбу за лучшие идеалы человечества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.