|
|||
КУРСОВАЯ РАБОТА. Первая глава не соответствует теме курсовой работы. СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт непрерывного образования Многопрофильный колледж КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине«Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» на тему«Порядок и правовые основы применения физической силы сотрудниками полиции в РФ» специальность –40.02.02. «Правоохранительная деятельность» Выполнил студент:Корниенко И.Д. Группа:18КД8 Проверил руководитель:Дургалян С.Р. Работа защищена с оценкой ______________
Преподаватели _____________ С.А. Тимошкин
____________ О.А. Тимошкина
Дата защиты«___»_______________201__г.
Выровнить по образцу в методических рекомендациях! Пенза, 2020 Первая глава не соответствует теме курсовой работы СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ.. 5 1.1 Нормы правового статуса сотрудника полиции. 5 1.2 Особенности правового статуса сотрудника полиции. 9 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ... 15 2.1 К вопросу НЕ допустимый оборот в научной работе о применении физической силы сотрудниками полиции. 15 2.2 Проблема превышения полномочий сотрудниками полиции при применении физической силы, специальных средств и оружия. 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
ВВЕДЕНИЕ переделать, не соответствует Актуальность работы ?? значимость изучения порядка и правовых основ применения физической силы сотрудниками полиции Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции применения физической силы сотрудниками полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Не связанные между собой тезисы, и мало причастны к основной теме изучения применения физической силы! Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определен в главе 5 Закона о полиции. Целью данной работы является изучения порядка применения полицией физической силы. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: - рассмотреть правовое положение сотрудников полиции; ·- изучение действующего законодательства в сфере порядка применения физической силы сотрудниками полиции; ·- изучение проблем в части предполагаемого применения законодательства. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случаях необходимости применения силы полицией. Предметом исследования является действующее законодательство, регламентирующее порядок применения полицией физической силы.
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 1.1 Нормы правового статуса сотрудника полиции Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т. п. Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия. [1]Понятие правового статуса достаточно широко исследовалось самыми различными специалистами и мнения относительно него высказывались разные. Одни ученые определяют правовой статус личности как правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Другие считают, что в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право, по их мнению, лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. В целом, все специалисты сходятся на том, что правовой статус включает в себя в качестве обязательных элементов права и обязанности лица. В то же время большинство ученых считают необходимым включить в его структуру и иные, помимо прав и обязанностей, элементы. К этим элементам, в частности, относят: гражданство; правосубъектность (правоспособность и дееспособность); принципы; законные интересы; гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей; ответственность гражданина перед государством и обществом и др. Говоря о правовом статусе сотрудников полиции, следует помнить, что в теории права выделяют различные виды правовых статусов граждан. Так, наиболее широким является общий правовой статус человека-им определяется наиболее общие права, обязанности и ответственность лица, указанные прежде всего в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем этот статус нельзя называть конституционным, так как помимо конституционных положений, он включает в себя общие права отраслевые права и обязанности личности. Еще одним видом правового статуса является правовой статус гражданина. Каждый гражданин Российской Федерации обладает, естественно, всеми правами и обязанностями личности, однако, помимо них, он приобретает дополнительные права и обязанности, определяемые фактом его гражданства. Под общим статусом гражданина Российской Федерации понимается: статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ, который является одинаковым для всех граждан. Основой общего правового статуса является Конституция РФ и международные правовые документы, ратифицированные государством, нормы которых не охвачены Основным Законом. Однако общий правовой статус-это статус, единый для всех граждан Российской Федерации (или даже для всех физических лиц на территории Российской Федерации) в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством. Однако, статус каждого конкретного гражданина, разумеется, сложнее. Ведь личность-это не просто абстрактный гражданин-это и носитель специфических прав и обязанностей, обусловленных его профессиональной деятельностью, социальным положением, добровольным участием в различных обществах и т. п. Понятно, например, что статус пенсионера отличается от статуса работника государственного предприятия, а статус члена политической партии от статуса рыболова-любителя. Исходя из этого, в научной литературе по конституционному праву делается обоснованный вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных специальных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций. Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами МВД России),-особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом-статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность[2]. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего. В рамках темы настоящей статьи нас интересует именно специальный правовой статус сотрудников полиции. Правовой статус государственного служащего-это центральный элемент правового института государственной службы: «Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать их потенциал». Под правовым статусом государственного служащего в правовой литературе предлагается понимать совокупность закрепленных нормами права обязанностей и прав, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Часть 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[3] определяет, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Что касается Федерального закона «О полиции»[4], то он не содержит термина «правовой статус», однако говорит о правовом положении сотрудника полиции. Учитывая, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» рассматриваются в отечественной правовой науке как синонимичные, можно на основе главы 6 указанного закона выделить элементы правового положения (статуса) сотрудника полиции. Таковыми, в таком случае, являются: -права сотрудника полиции; -обязанности сотрудника полиции; -гарантии правовой защиты сотрудника полиции; -ответственность сотрудника полиции. Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия. Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.[5] Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт. Он имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия. В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России. Исходя из вышеизложенного можно сказать о том, что сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер. 1.2 Особенности правового статуса сотрудника полиции Изучив научную литературу можно встретить много восторженных отзывов о новом ФЗ “О полиции”, который является основным в определение административно-правового статуса полиции. Так, по мнению В.В. Черникова, «данный закон является достаточно большим шагом вперед, положившим начало преобразованию, милиции в полицию. Именно с момента вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…». Данную позицию поддерживает А.И. Денисов: «Можно отметить, что Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях».[6] Существует и другие позиции, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?[7] Не маловажное значение имеет мнение общественности которая считает, что принятие Закона «О полиции» — это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» — это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий. Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться. Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах. Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие основные моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам, что было менее удобно. В ФЗ «О полиции» присутствуют новые три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции», ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции», это значительное отличие от Закона «О милиции» Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечает А.И. Денисов, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления.[8] Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 25000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке. «Права и обязанности» можно с известной долей уверенности назвать одной из самых «популярных», «востребованных» юридических конструкций. Взаимоотношения данной пары понятий наиболее полно характеризуется термином «единство», означающим их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность и взаимодействие — другими словами, фактическую невозможность существования друг без друга. Универсальность рассматриваемого начала позволила возвести единство прав и обязанностей в ранг принципа права. Принцип единства прав и обязанностей является конституирующим для правового статуса полиции, на которую в полной мере распространяются все особенности, характеризующие статус органов исполнительной власти. Особенность государственных органов и их должностных лиц как субъектов права заключается в слиянии их прав и обязанностей. Предоставленные им возможности по отношению к другим лицам (гражданам) одновременно выступают как долженствования (обязанности) перед государством и обществом. Эту особенность отмечает Д.Н. Бахрах, полагая, что само рассмотрение прав и обязанностей таких специальных субъектов, как государственные служащие, можно проводить только в их единстве, взаимной связи, взаимной обусловленности[9]. Объяснение данному феномену можно найти в философии. Субъективное право заключает в своей сути понятие возможности, юридическая обязанность — понятие необходимости, также образующие логико-философскую пару. Стремление личности к максимально полному удовлетворению своих потребностей и интересов приходит в противоречие с фактом существования объективной необходимости. Это противоречие в свою очередь рождает диалектическое единство1. Возможность и необходимость не разделены между собой «высокой стеной»: первая, ограниченная строгими рамками, тем не менее содержит в себе определенные возможности. С позиции административного права, единство (в значении слияния) прав и обязанностей в сфере правоохранительной деятельности обусловлено тем, что должностные лица соответствующих государственных органов, осуществляют закрепленные за ними функции, что является их обязанностью, и несут за свои действия (бездействие) ответственность перед вышестоящими органами, государством и обществом. Однако тот факт, что права и обязанности полиции находятся в неразрывном единстве, вовсе не означает, что они одинаковы в своем законодательном закреплении. Равноправие субъектов права встречается далеко не всегда. Если рассматривать отношения граждан друг с другом, то здесь присутствует изначальное равенство в возможностях и гарантиях их реализации и защиты. Но если же анализировать отношения граждан и государства, то ситуация совершенно иная. При столкновении с государственными органами и должностными лицами индивид всегда оказывается более «слабым». Необходимость защиты прав человека в его отношениях с властными структурами предопределила установление особых принципов регулирования их деятельности. Основным среди них выступает «дозволено только то, что прямо разрешено». Принцип, противоположный вышеназванному, а именно «дозволено все, что не запрещено», являющийся базовым в регулировании отношений равных по статусу субъектов (прежде всего граждан между собой). Так, например, он вполне допустим во внутренних отношениях государственных органов и должностных лиц на горизонтальном уровне. Однако он не должен представлять угрозу правам и свободам граждан при их взаимодействии с правоохранительными органами. Модель правового регулирования, по нашему мнению, должна быть следующей: при формировании общей нормы, закрепляющей компетенцию (полномочия) должностных лиц, т.е. цель деятельности и законные средства ее достижения, дается исчерпывающий перечень позиций, за рамками которого все остальное им запрещено. При отсутствии же перечня конкретных полномочий должен вступать в действие принцип «разрешено все, что находится в рамках поставленной цели и намеченных задач». Таким образом, при закреплении в нормативных актах перечня полномочий государственных органов и их должностных лиц особенно соблюдение правил юридической техники, которыми выступают: четкость, ясность, логичность, исчерпывающий, но достаточный объем информации. И напротив, расплывчатость формулировок, запутанность в изложении мысли, непоследовательность, дублирование или же недостаточность информации чрезвычайно опасны в регулировании именно данных категорий отношений, поскольку создают возможность толкования норм в свою пользу и, соответственно, злоупотребления правами.[10] Так, закрепление задачи достигнуть определенную цель любыми путями может «камуфлировать» неоправданно широкий перечень прав, которые могут быть для этого использованы. Советская история знает такой пример, а именно в тридцатых годах прошлого века органы НКВД наделялись чрезвычайно объемными правомочиями по использованию самых различных средств для борьбы с «врагами народа» 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ 2.1 К вопросу о применении физической силы сотрудниками полиции Для защиты общественных отношений государство использует широкий диапазон правовых средств. Значительное место в их системе занимают меры административного пресечения. Генезиспресечения заключается в защите законных интересов, прекращении противоправных деяний и ликвидации угрозы их совершения. При этом характер мер пресечения, их масштаб, интенсивность должны быть достаточными для выполнения этой цели. Особую опасность представляют насильственные правонарушения.[11] Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты интересов личности, общества и государстваот противоправных посягательств, самыми жесткими являются полномочия сотрудников на применение физической силы, специальных средстви огнестрельного оружия. С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ, прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой –это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.[12] В этих условиях важно умение сотрудников полиции правомерно применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и специальные средства такие, как палка специальная и средства ограничения подвижности (наручники). Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы (БПБ), и специальных средств в случаях и порядке, предусмотренных главой 5 Федерального закона РФ «О полиции», согласно которой: 1. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении БПБвлечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 2. Сотрудник полиции перед применением БПБ обязан сообщить лицам,в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их освоем намерении и предоставитьим возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением случаев, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника либо может повлечь иные тяжкие последствия. 3. Сотрудник полиции при применении БПБ действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых они применяются, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. 4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения БПБ, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий сроки, в течение 24 часов уведомить о случившемся прокурора, сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и представить соответствующий рапорт. 5. Сотрудник полиции имеет право применять БПБ (в том числе спецсредства), если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: -для пресечения преступлений и административных правонарушений; -для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; -для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника; -для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; -для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику; -для задержания лица, застигнутого при совершении преступленияи пытающегося скрыться; -длязадержания лица, если это лицо может оказать или оказывает вооруженное сопротивление; -для освобождения насильственно удерживаемых лиц, заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средстви земельных участков; -для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; -для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (*); -для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказаниюв виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега или попытки насильственного освобождения указанных лиц,в случае оказания сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе. Помимо БПБ имеет право применять –палку специальную; –наручники, другие средства ограничения подвижности или подручные средства связывания.[13] При этом не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также запрещается применять специальные средства: -в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лицс явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника; -при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествийи пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. 6. Сотрудник полиции имеет право применять БПБ и спецсредства во всех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия, в частностии по основаниям, когда допускаются отступления от запретов и ограничений (обозначенных выше): -для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; -для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; -для освобождения заложников; -для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровьяили собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; -для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление,а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; -для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; -для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемыхи обвиняемыхв совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц. При этом вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. Анализ правовых особенностей и других вопросов, связанных с применением сотрудниками полиции физической силы, позволяет конкретизировать ряд основных моментов.[14] Во-первых, разновидность ближнего боя с невооруженным и вооруженным противником, с применением огнестрельного и холодного оружия, подручных средств, приемов различных систем защиты и нападения, единоборств, а также приемов бытовой самообороны, чаще всего называют рукопашным боем. В системе МВД рукопашный бой имеет свои специфические функции и поэтому его определяют, как «боевые приемы борьбы (БПБ)», которые отвечают целями задачам, поставленным перед сотрудниками полиции. Например, если цель рукопашного боя для военнослужащих –победа в ближнем бою, задача, которая ставится перед военнослужащими –уничтожение противника любыми способами и средствами, то цель БПБ для сотрудников МВД –пресечение антигосударственных и антиобщественных явлений, задачи –задержание и лишь в исключительных случаях, уничтожение лиц, посягнувших на государственную или общественную безопасность. Поэтому методы и средства достижения поставленных целей в рукопашном бою и при применении БПБ имеют различия. Во-вторых, эффективность применения БПБ зависит от общефизической и специальной подготовки сотрудников, которая должна проводиться систематически как с учетом всех требований теории и методики физического воспитания, так и посредством использования специфических средств, методов и подходов, учитывающих жесткий характер противоборства с правонарушителями. Кроме того, сотрудник полиции, оказавшийся в ситуации, которая требует от него реализации права на применение БПБ, должен соблюдать требования закона и согласовывать свои действия с нормами профессиональной этики. В этой связи процесс физической подготовки сотрудников должен быть ориентирован как на более результативное формирование служебно-прикладных навыков и качеств, так и на решение вопросов правомерности их использования в служебной и повседневной деятельности.[15] И резюмируя, необходимо отметить, что недооценка значимости физической готовности личного состава оборачивается неоправданными потерями и грубыми профессиональными ошибками. Зачастую причины такого положения дел кроются в отсутствии у сотрудников твердых навыков применения физической силы. В результате в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности некоторые сотрудники теряются, не могут быстро оценить обстановку и принять верное решение. С другой стороны, установлено, что обладающий хорошим здоровьем, высоким уровнем работоспособности, физически развитый и психически устойчивый сотрудник, уверенно владеющий БПБ, как правило, успешно справляется с возложенными обязанностями, и в его служебной деятельности значительно снижается возможность возникновения критических ситуаций.
2.2 Проблема превышения полномочий сотрудниками полиции при применении физической силы, специальных средств и оружия Исторически органы внутренних дел получили от государства исключительные полномочия по применению мер силового характера при обеспечении общественного порядка и безопасности, для выполнения предупредительных мероприятий, пресечения совершения правонарушений и преступлений, привлечению к ответственности и восстановлению нарушенных прав. Деятельность полиции носит обеспечительный характер по отношению к действующим законам. Упущения в ее регламентации, приводят как к нарушению конституционных прав граждан, так и к возникновению социальной напряженности, а также к необеспечению «должного уровня правовой защищенности сотрудника полиции». Основу нормативного регулирования в данной сфере составляет Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее ФЗ «О полиции»), где в ст. 18-23 были определены основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. При этом данные статьи не содержат четкого перечня критериев для определения границ дозволенного применения силового воздействия. Поэтому, спустя неполное десятилетие, сложилась неоднозначная практика применения сотрудниками полиции физической силы, оружия и специальных средств. [16] С одной стороны, часть сотрудников полиции отказывается от применения специальных средств и оружия в ситуациях, даже когда это необходимо для защиты самого сотрудника полиции и окружающих от посягательств со стороны третьих лиц. Так, по данным «Российской газеты», из-за неприменения оружия российские полицейские получают травмы или погибают в период с 2010 по 2019 гг. в 3 раза чаще, чем в период с 2000 по 2010 гг. В 2014 году по причине участившихся случаев гибели сотрудников полиции при исполнении своих обязанностей или получения ранений, рабочая группа при комитете Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции подготовила поправки в ФЗ «О полиции», допускающие применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в общественных местах. Авторы данной поправки отмечали, что: «…сотрудник полиции не может применить оружие, если это повлечет за собой гибель мирных граждан. Эта норма связывает сотрудника по рукам и ногам, потому что он лишен возможности применять оружие даже тогда, когда это необходимо…». На настоящее время предложенная поправка не была принята. С другой стороны, участились случаи превышения сотрудниками полиции своих полномочий. Для этого можно выделить целый комплекс ситуаций: применение оружия для выбивания показаний, превышение пределов крайней необходимости, нанесение излишнего урона имуществу граждан, применение оружия для удовлетворения собственных интересов и т.д. По данным Следственного комитета России за период с 2010 - 2019 гг. случаи превышения полномочий российскими полицейскими возросли на 40% по сравнению с периодом 2000 - 2010 гг.
|
|||
|