Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модуль 3. Работа с основными понятиями исследования



Модуль 3. Работа с основными понятиями исследования

Интегративная дидактическая цель:

Знания: основы работы с понятиями в рамках исследовательской деятельности.

Умения: определять понятия по нескольким основаниям, определять сущностные характеристики понятия на основе анализа группы определений.

Значение: формирование убеждения в необходимости специальной работы с основными понятиями исследования.

Технологическая карта

Учебные элементы (УЭ) Частная дидактическая цель Учебный материал Руководство по усвоению знаний
УЭ 1. Понятия и термины в научном исследовании - систематизировать собственные представления о работе с понятиями и терминами; - отработать умение сравнивать содержание понятий; - отрефлексировать собственное отношение к работе с понятиями   1. Обухов А. С. Значение базовых терминов и понятий в постановке гуманитарного исследования / А. С. Обухов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-bazovyh-terminov-i-ponyatiy-v-postanovke-gumanitarnogo-issledovaniya/viewer 2. Стожок Е. В. Термин, понятие и значение / Е. В. Стожок. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-ponyatie-i-znachenie/viewer 1. Прочитать рекомендованные статьи 2. К одной из статей (по выбору) составить развернутый план статьи. 3. Привести 5 аргументов в пользу того, что в рамках исследовательской деятельности необходимо максимально четко работать с понятиями и терминами.
УЭ. 2 Работа исследователя с основными понятиями своего исследования - усвоить основы работы с понятием в рамках исследования; - отработать приемы определения сущностных характеристик понятия, определения понятия по нескольким основаниям; - определить собственное отношение к работе с понятиями   1. Понятие, термин, определение. – URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/36671/ 1. Составьте словарь* для собственного исследования (не менее 5 понятий с обязательным указанием источника для каждого понятия). 2. Выберите основное понятие своего исследования. Определите его 3 раза (можно и нужно брать готовые определения), каждый раз по новому основанию а) логическое определение**; б) семантическое определение***; в) этимологическое определение****. 3. Найдите и напишите 3 авторских определений понятия, являющегося основным для вашего исследования. Выделите, что общего и особенного в этих определениях. Предлагаемая структура: (1) написать 3 авторских определений (фамилии авторов, источник) – (2) выделить, что общего в этих определениях – (3) показать 1-2 особенности в понимании понятия автором)*****

* Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

** Логическое определение – раскрывается содержание понятия посредством его отождествления с другим понятием, содержание и объем которого известны.

В структуре определения выделяют три элемента: определяемое понятие, определяющее понятие (родовое), видовое отличие. Например, воспитание – это педагогические управление развитием личности через создание для этого необходимых условий.

*** Семантические определения – это не раз и навсегда данная категория, они изменяются вместе с развитием языка, уточняются, улучшаются по мере углубления и расширения познания окружающего мира. Известно, что семантические определения не столько разграничивают значения слов, сколько раскрывают их качественное своеобразие. Например, воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

****Этимологическое определение – относящийся к этимологии, то есть к науке о происхождении слов. Например, слово «воспитание» представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII – начала XVIII в. глагол «воспитать» выражал только физические значения: вскормить, взрастить. Только в XVIII в. – с изменением основ русской культуры – глагол «воспитать» приобретает переносное отвлеченное значение: стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь.

***** Пример (! Не образец, здесь только 4 определения, источники не даны)

Термин «реабилитация» пришел в психологию, педагогику, социальную работу из медицины. Первое официальное упоминание реабилитации в медицинских источниках встречается в решении Совещания фтизиатров в Вашингтоне в 1946 году, в котором реабилитация рассматривается как восстановление физических и духовных сил пострадавшего и его профессиональных навыков [12]. По мнению французских исследователей, реабилитация в основном заключается в профессиональной адаптации пострадавшего в процессе лечения (адаптации), приобщении к труду частично утративших профессиональные навыки (реадаптации) и использовании в общественной жизни пострадавшего с полной утратой профессиональных навыков (переквалификации) [2].

Г.С. Юмашев и К. Реннер [8] определили реабилитацию как «общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и других мероприятий».

Е.А. Турович и Е.С. Скобля в 4-м издании Большой медицинской энциклопедии (1984) дали такое определение реабилитации в медицине: «комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов» [8].

Описания встречающихся в литературе определений термина «реабилитация» можно было бы продолжить. Но уже и приведенных вполне достаточно для уяснения терминологического разнобоя, правда, в основном касающегося целей реабилитации. Действительно, все исследователи за словом «реабилитация» признают его исконное семантическое значение, то есть восстановление. Однако одни полагают, что к реабилитации относится только восстановление трудоспособности, другие добавляют восстановление нарушенных функций организма, третьи – здоровья, психологического статуса и работоспособности, а четвертые – еще и сохранение жизни больного.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.