|
||||||||||||||
Модуль 3. Работа с основными понятиями исследованияМодуль 3. Работа с основными понятиями исследования Интегративная дидактическая цель: Знания: основы работы с понятиями в рамках исследовательской деятельности. Умения: определять понятия по нескольким основаниям, определять сущностные характеристики понятия на основе анализа группы определений. Значение: формирование убеждения в необходимости специальной работы с основными понятиями исследования. Технологическая карта
* Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка). ** Логическое определение – раскрывается содержание понятия посредством его отождествления с другим понятием, содержание и объем которого известны. В структуре определения выделяют три элемента: определяемое понятие, определяющее понятие (родовое), видовое отличие. Например, воспитание – это педагогические управление развитием личности через создание для этого необходимых условий. *** Семантические определения – это не раз и навсегда данная категория, они изменяются вместе с развитием языка, уточняются, улучшаются по мере углубления и расширения познания окружающего мира. Известно, что семантические определения не столько разграничивают значения слов, сколько раскрывают их качественное своеобразие. Например, воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. ****Этимологическое определение – относящийся к этимологии, то есть к науке о происхождении слов. Например, слово «воспитание» представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII – начала XVIII в. глагол «воспитать» выражал только физические значения: вскормить, взрастить. Только в XVIII в. – с изменением основ русской культуры – глагол «воспитать» приобретает переносное отвлеченное значение: стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь. ***** Пример (! Не образец, здесь только 4 определения, источники не даны) Термин «реабилитация» пришел в психологию, педагогику, социальную работу из медицины. Первое официальное упоминание реабилитации в медицинских источниках встречается в решении Совещания фтизиатров в Вашингтоне в 1946 году, в котором реабилитация рассматривается как восстановление физических и духовных сил пострадавшего и его профессиональных навыков [12]. По мнению французских исследователей, реабилитация в основном заключается в профессиональной адаптации пострадавшего в процессе лечения (адаптации), приобщении к труду частично утративших профессиональные навыки (реадаптации) и использовании в общественной жизни пострадавшего с полной утратой профессиональных навыков (переквалификации) [2]. Г.С. Юмашев и К. Реннер [8] определили реабилитацию как «общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и других мероприятий». Е.А. Турович и Е.С. Скобля в 4-м издании Большой медицинской энциклопедии (1984) дали такое определение реабилитации в медицине: «комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов» [8]. Описания встречающихся в литературе определений термина «реабилитация» можно было бы продолжить. Но уже и приведенных вполне достаточно для уяснения терминологического разнобоя, правда, в основном касающегося целей реабилитации. Действительно, все исследователи за словом «реабилитация» признают его исконное семантическое значение, то есть восстановление. Однако одни полагают, что к реабилитации относится только восстановление трудоспособности, другие добавляют восстановление нарушенных функций организма, третьи – здоровья, психологического статуса и работоспособности, а четвертые – еще и сохранение жизни больного.
|
||||||||||||||
|