Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические рекомендации по написанию эссе



Методические рекомендации по написанию эссе

 

    Эссе в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» как индивидуальная контрольная работа преследует целью формирование навыков самостоятельного, творческого мышления, логически структурированной и стилистически обработанной письменной речи, построенной в соответствии с нормами литературного языка.

    Предлагаемая тематика эссеистических работ по дисциплине достаточно разнообразна: она может касаться непосредственно вопросов речевой культуры, а также проблем более общего, в том числе социально-культурного и нравственного, содержания. Тема сочинения задается в виде вопроса, суждения, она может быть оформлена афоризмом или цитатой – высказыванием известного деятеля науки, культуры, политики.

    Задача пишущего эссе – высказать отношение к проблеме, согласиться или нет с предложенным тезисом, изложить собственные размышления, сформулировав собственную позицию. В этом отношении эссе сугубо индивидуально. Его индивидуальный характер может проявляться и в том случае, если автор приходит к выводу, что у него еще не сформировалась окончательная позиция по отношению к проблеме в силу дискуссионности проблемы.

Структура эссе

Обычно эссе – это трехчастное произведение: вступление (~20% объема), основная часть (~60%), заключение (~20%).

Во вступлении дается разработка, актуализация проблемы, отраженной в названии эссе, т.е. автору необходимо кратко выразить существо проблемы.

В основной части излагается позиция автора по проблеме. Авторские мысли выражаются в виде собственных тезисов (всего 2-3). Проблема (название темы) может быть сформулирована самым общим образом. Например, тема, облеченная в форму пословицы «Речь вести – не лапти плести», предполагает рассмотрение проблемы языка и красноречия. Формулировка темы и постановка проблемы вряд ли могут стать источником спора, поэтому наши тезисы (подтемы, если угодно) можно обозначить следующим образом:

1. Хорошо говорить – непросто.

2. Хорошая речь должна быть логичной, убедительной, правильной с точки зрения языка, красивой и т.д.

3. Чтобы хорошо говорить, надо учиться.  

Выдвинутые нами тезисы подкрепляются доводами, т.е. аргументами.

Аргументы представляют собой научные доказательства, факты и явления общественной жизни, мнения известных людей, в том числе цитаты из художественных произведений. Для демонстрации тезиса достаточно двух аргументов.

В заключительной части резюмируется мнение автора. Здесь же необходимо еще раз процитировать указанную выше пословицу, как-то по-новому обыграв ее смысл.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.