|
|||
Методические рекомендации по написанию эссеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» как индивидуальная контрольная работа преследует целью формирование навыков самостоятельного, творческого мышления, логически структурированной и стилистически обработанной письменной речи, построенной в соответствии с нормами литературного языка. Предлагаемая тематика эссеистических работ по дисциплине достаточно разнообразна: она может касаться непосредственно вопросов речевой культуры, а также проблем более общего, в том числе социально-культурного и нравственного, содержания. Тема сочинения задается в виде вопроса, суждения, она может быть оформлена афоризмом или цитатой – высказыванием известного деятеля науки, культуры, политики. Задача пишущего эссе – высказать отношение к проблеме, согласиться или нет с предложенным тезисом, изложить собственные размышления, сформулировав собственную позицию. В этом отношении эссе сугубо индивидуально. Его индивидуальный характер может проявляться и в том случае, если автор приходит к выводу, что у него еще не сформировалась окончательная позиция по отношению к проблеме в силу дискуссионности проблемы. Структура эссе Обычно эссе – это трехчастное произведение: вступление (~20% объема), основная часть (~60%), заключение (~20%). Во вступлении дается разработка, актуализация проблемы, отраженной в названии эссе, т.е. автору необходимо кратко выразить существо проблемы. В основной части излагается позиция автора по проблеме. Авторские мысли выражаются в виде собственных тезисов (всего 2-3). Проблема (название темы) может быть сформулирована самым общим образом. Например, тема, облеченная в форму пословицы «Речь вести – не лапти плести», предполагает рассмотрение проблемы языка и красноречия. Формулировка темы и постановка проблемы вряд ли могут стать источником спора, поэтому наши тезисы (подтемы, если угодно) можно обозначить следующим образом: 1. Хорошо говорить – непросто. 2. Хорошая речь должна быть логичной, убедительной, правильной с точки зрения языка, красивой и т.д. 3. Чтобы хорошо говорить, надо учиться. Выдвинутые нами тезисы подкрепляются доводами, т.е. аргументами. Аргументы представляют собой научные доказательства, факты и явления общественной жизни, мнения известных людей, в том числе цитаты из художественных произведений. Для демонстрации тезиса достаточно двух аргументов. В заключительной части резюмируется мнение автора. Здесь же необходимо еще раз процитировать указанную выше пословицу, как-то по-новому обыграв ее смысл.
|
|||
|