|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Ё-СТАДИ — Электронная образовательная среда (http://your-study.ru). Функционал системы ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки зна
Методические рекомендации коронавирусной инфекции
1. Общие положения 1. 1. Настоящие Методические рекомендации далее – Рекомендации) разработаны в целях содействия профессиональным образовательным организациям Ярославской области (далее – ПОО ЯО) в реализации комплекса мер по переходу на дистанционное обучение в период распространения коронавирусной инфекции. 1.2. Основными разделами Рекомендаций являются: - проведение общих организационных мероприятий; - организация образовательного процесса, включая теоретическое и практическое обучение, организацию промежуточных и итоговых аттестаций; - работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью; - организация работы с обучающимися, проживающими в общежитии; - рекомендации по использованию технических ресурсов для обеспечения дистанционного обучения. 1.3. Прогнозируемый срок действия Рекомендаций – с 23.03.2020 г. по 12.04.2020 г. 1.4. На период организации дистанционного обучения необходимо составление отдельного расписания занятий, в том числе на более короткие сроки – неделя, день) с сокращением продолжительности одного занятия.
2. Проведение общих организационных мероприятий
2.1. Рекомендации по работе с коллективом при организации дистанционного обучение в ПОО: Необходимыми мерами являются: - издание приказа о переходе ПОО ЯО на реализацию программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ); - разработка (или актуализация) локального акта, регламентирующего организацию дистанционного обучения в ПОО ЯО; - проведение производственного совещания с педагогическими работниками ПОО ЯО, раскрывающего нормативную базу (федеральную, региональную и внутриколледжную) и алгоритмы реализации программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - проведение обучающих мероприятий для педагогического коллектива по созданию и корректировке электронных учебных материалов, включающих следующие организационные формы работы: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы и различные формы контроля, для размещения на дистанционной образовательной платформе ПОО ЯО; - проведение заседаний методических цикловых комиссий по определению содержания образовательной программы по каждой профессии / специальности для реализации программ СПО с применением электронного обучения и ДОТ. - определение состава рабочей группы, отвечающей за консультирование педагогов и помощь в размещении материалов на дистанционной обучающей платформе; - проведение инструктивно-методического совещания с педагогическими работниками, раскрывающего особенности работы по контролю посещаемости и успеваемости при реализации ДОТ, а также по оформлению журналов учебных занятий; - инструктаж кураторов групп по вопросам организации контроля за работой студентов на дистанционной образовательной платформе и организации обратной связи с родителями обучающихся; - проведение семинара для педагогических работников (научных руководителей) по организации дистанционного консультирования студентов, выполняющих курсовые и выпускные квалификационные работы и индивидуальные проекты.
2.2. Рекомендации по работе с родителями при организации дистанционного обучение в ПОО ЯО
Необходимыми мерами являются: - информирование родителей обучающихся о переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ и порядке организации сопровождения образовательного процесса (через официальный сайт, социальные сети, сообщения кураторов учебных групп); - организация обратной связи кураторов с родителями обучающихся; - информирование родителей через официальный сайт ПОО о расписании занятий, календарно-тематическом планировании по изучаемым дисциплинам и модулям, о контрольных точках и времени (deadline) предоставления от обучающихся обратной связи, в том числе контрольных мероприятиях по оценке освоения частей образовательной программы в соответствии с установленным графиком учебного процесса.
2.3. Создание и организация работы горячей линии (телефон) по вопросам организации и сопровождения учебного процесса, а также контроля для студентов, родителей Необходимыми мерами являются: - выделение телефонной линии (номера) в формате постоянного доступа с сообщением о нем на сайте организации; - назначение компетентного работника для информирования заинтересованных лиц (студентов, родителей, общественности, органов государственной и исполнительной власти) по всем вопросам организации работы ПОО в режиме дистанционного обучения.
3. Организация образовательного процесса, включая теоретическое и практическое обучение, организацию промежуточных и итоговых аттестация.
3.1. Организация занятий теоретического обучения с применением ДОТ Необходимыми мерами являются: - определение перечня преподаваемых дисциплин, курсов, практик, запланированных в учебном плане в указанный период, которые: а) могут быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме; б) требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером; в) невозможно освоить с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - актуализация имеющихся в электронном виде материалов, в том числе, размещенных в электронной среде организации (видео-материалы, программы симуляторы, учебно-методические материалы, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.д.) по преподаваемым дисциплинам, модулям, курсам, запланированным в расписании занятий, проводимым с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - согласование графика переноса проведения занятий для дисциплин, курсов, практик, проведение которых невозможно в электронном формате и ДОТ. Изменения в учебном плане могут касаться: Ø переноса проведения занятий по срокам в текущем учебном году; Ø переноса проведения занятий с курса на курс (изменение в учебном плане и календарном учебном графике); Ø перераспределение объема учебного времени по видам проведения занятий: уменьшение числа практических занятий и увеличение занятий теоретического обучения; часть учебного материала вынести на самостоятельное изучение; - формирование в рамках преподаваемых перечня курсов (прежде всего общеобразовательных), которые могут осваиваться в свободном режиме с использованием бесплатных и открытых образовательных интернет-ресурсов (раздел 7 настоящих Рекомендаций) и доведение его через кураторов и иные каналы коммуникации до обучающихся; - контроль освоения онлайн-курсов и их учета для текущей и промежуточной аттестации по дисциплинам, курсам; - формирование расписания онлайн-занятий, требующих присутствия обучающихся в строго определенное время (по индивидуальному графику); местонахождение преподавателя во время проведения онлайн-занятия согласуется с руководством: преподавателям рекомендуется предоставлять гибкий график работы с целью эффективной организации учебного процесса; в том числе для проведения онлайн-занятий как в оборудованных аудиториях образовательной организации, так и в домашних условиях; - обеспечение проведения занятий согласно расписания онлайн-занятий, в том числе с ежедневным напоминанием обучающимся о запланированных занятиях (через куратора или иные каналы коммуникации), заблаговременную проверку выполнения технических требований к выбранному средству проведения онлайн-занятия, подготовку сопровождающих наглядных материалов (при необходимости); учёта посещения обучающимися занятия; - организация процедуры оценки текущей успеваемости с использованием средств электронный среды образовательной организации, электронных сервисов тестирования и других средств; - обеспечение по возможности постоянной дистанционной связи с обучающимися посредством различных каналов (в личных кабинетах в электронной среде, чаты и каналы в мессенджерах и т.д.).
3.2. Организация занятий практического обучения с применением ДОТ
3.2.1. Организация учебной практики с применением ДОТ Возможными мерами по организации учебной практики являются: - определение на цикловых методических комиссиях (рабочих группах по конкретным профессиям и специальностям) перечня учебных практик или их элементов в профессиональных модулях, которые можно освоить с помощью дистанционных технологий; а также тех, которые требуют работы с лабораторным или иным оборудованием. - внесение изменений (по необходимости) в учебный план и календарный график учебного процесса образовательной программы, в рабочие программы модулей, междисциплинарных курсов; - определение видов работ, которые можно предложить студентам выполнить самостоятельно: Ø составление технологической карты процесса; Ø разработка конструкций изделия (чертежи, схемы); Ø выполнение эскизов по заданной теме; Ø выполнение обзора (характеристика приемов, методов выполнения, материалов, оборудования и т.п.) видеоматериалов, доступных в сети интернет по заданной теме; - выполнение студентом работ с использованием скайпа(если есть возможность) для онлайн-трансляции; с фотоотчетом и фиксированием поэтапных результатов; с видеоотчетом и демонстрацией результата; - предоставление студентам онлайн - курсов или ссылок на видео с демонстрацией видов работ, трудовых приемов; - использование демоверсии программ альтернативных профессиональным программам; - использование симуляторов, тренажеров, манекенов для отработки трудовых приемов в домашних условиях (по возможности).
3.2.2. Организация производственной практики с применением ДОТ
Возможными мерами по организации производственной практики (в мастерских) являются: - в случае, если специфика профессии/специальности имеет возможность выполнения практической деятельности в домашних условиях, то производственная практика проводится в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на основе программы практики: обучающиеся ведут дневник практики, фиксируют на фото и видео процесс выполнения практической деятельности, ежедневно отчитываются руководителю практики о результатах; по окончании практики обучающиеся предоставляют всю необходимую отчетную документацию (дневник практики, отчет по практике); - в случае невозможности применения ДОТ и электронного обучения, необходим перенос сроков прохождения производственной практики на более поздний период с заменой на теоретическое обучение в дистанционной форме; или предоставление обучающимся каникул – плановых перерывов для отдыха и иных социальных целей с проведением виртуальных досуговых мероприятий воспитательного характера в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями обучающихся.
Возможными мерами по организации производственной практики (в условиях производства) являются: - заключение дополнительного соглашения между образовательной организацией и предприятием о проведении практики с возможностью дистанционного обучения; - формирование индивидуальных заданий для обучающихся с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или) в удаленном доступе; при разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике образовательной организации, а также общедоступные материалы и документы предприятия (например, размещенные на сайте предприятия), а также представление полного пакета справочных, методических и иных материалов; - включение в задания методических указаний по изучению сайтов предприятий, в которых студент проходит практику. Например, ознакомиться с сайтом организации, изучить технологические процессы аналогичные процессам организации, в которой должна проходить практика по материалам интернет – ресурсов и т.д.; - включение в задания кейсов ситуаций, составление технологических карт, ведение рабочей документации; - сбор материалов, необходимых для составления отчетов о практике дистанционно на сайте образовательной организации с направлением их через электронную почту; - организация дистанционного консультирования согласно расписания, используя возможности видео записи на телефоне и размещения этих консультаций в мессенджерах, при этом необходимо отслеживать наличие студентов в чате (созданной группе), отвечать на их вопросы в реальном времени и давать консультации; - при отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе образовательная организация обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам образовательной организации; возможно по согласованию с предприятием использование ресурсов предприятия; - при невозможности организовать производственную практику на предприятии в указанных форматах образовательная организация переносит сроки прохождения практики на иной период, в том числе на следующий год.
3.3. Организация проведения промежуточной аттестации (экзамены (в том числе и в форме ДЭ)/ дифференцированные зачеты, зачет) и подготовка к ГИА Промежуточную аттестацию в группах переводного контингента целесообразно провести по окончании периода дистанционного обучения (внести изменения в график проведения промежуточной аттестации) с выбором формы, позволяющей объективно оценить результат выполненной работы (например, защита проекта). Для выпускных групп, которые закончили теоретическое обучение и выведены на заключительную производственную практику возможно внести изменения в календарный учебный график путем перестановки часов производственной практики и части блока подготовки к ГИА (написание дипломной работы) на период дистанционного обучения. Проведение демонстрационного экзамена в виде промежуточнойпереносится на более поздние сроки, которые образовательная организация определяет самостоятельно.
4. Работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью Необходимыми мерами являются: - издание приказа в образовательной организации о переводе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на дистанционное обучение, в котором назначаются ответственные за основные направления работы; - заведующие отделениями вместе с классными руководителями составляют список обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, которые переходят на дистанционное обучение (с указанием номера телефона и личной электронной почты). - преподаватели и студенты взаимодействуют через систему дистанционного обучения Moodle, вход в которую происходит по выданным логину и паролю; - ответственным сотрудником образовательной организации организуется техническое сопровождение дистанционного обучения, прикрепление обучающихся к курсу изучаемых дисциплин, оказывается консультирование студентов и преподавателей в процессе реализации дистанционного обучения; для студентов, которые не имеют технической возможности работы в системе дистанционного обучения Moodle взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством электронной почты; - преподаватели консультируют по изучаемому материалу через «скайп» (по составленному графику подключений) и электронную почту; в колледже организуются индивидуальные консультации, консультации в малых группах для студентов, родителей (законных представителей); - ответственные сотрудники из числа администрации обеспечивают постоянную дистанционную связь с обучающимися, проводят мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации.
5. Организация работы с обучающимися, проживающими в общежитии и не имеющими возможности проживать в ином месте (дети-сироты, не имеющие собственного жилья, обучающиеся из удаленных населенных пунктов и другие).
Необходимыми мерами являются: - издание приказа о мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в общежитии, предусматривающий комплекс организационных мероприятий - запрещение допуска посторонних лиц в здание общежития; - разработка и утверждение графиков пользования местами общего пользования с ограничением одновременного пребывания в них более 1-2 человек; - организация возможности доступа обучающихся, проживающих в общежитии, к электронным ресурсам путем организации учебной комнаты, оснащенной компьютерной техникой с подключением к сети Интернет; - разработка и утверждение инструкций по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима в условиях общежития; - разработка и утверждение инструкций по действиям сотрудников общежития (комендант общежития, воспитатели, обслуживающий персонал) и студентов на период установления режима дистанционного обучения; - разработка инструкции для обучающихся образовательной организации при обучении по образовательным программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - проведение инструктажей с работниками и обучающимися по соблюдению режима проживания в общежитии в условиях распространения коронавирусной инфекции; - оборудование изолятора для студентов, вернувшихся из регионов с большим количеством зарегистрированных случаев заболеваний коронавирусной инфекцией или имеющих симптомы ОРВИ; - оборудование дополнительных помещений для учебы студентов; - расселение обучающихся при наличии мест в свободные помещения и уменьшение плотности проживания в одной комнате; - информирование об изменении режима проживании до сведения родителей или их законных представителей обучающихся; - проведение с использованием дезинфицирующих средств ежедневной влажной уборки помещений, в которых проживают и обучаются студенты. Рекомендуемый перечень документов, регламентирующих действия персонала и проживающих в общежитии в условиях распространения коронавирусной инфекции: - графики пользования местами общего пользования (санузлы, душ, кухни, учебная комната); - инструкции по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима в условиях общежития; - инструкции по действиям сотрудников общежития (комендант общежития, воспитатели, обслуживающий персонал); - инструкция по действиям студентов на период установления особого режима проживания; - инструкция по использованию помещений для учебной деятельности в режиме дистанционного обучения; - журнал учета инструктажей по соблюдению режима проживания в общежитии в условиях дистанционного обучения.
6. Рекомендации по использованию технических ресурсов для обеспечения дистанционного обучения
Каждой профессиональной образовательной организации целесообразно выбрать основной информационный ресурс для обеспечения дистанционного обучения. Первый вариант - использование виртуальной обучающей среде Moodle. Преимуществом курсов, созданных в оболочке Moodle, является наличие реального образовательного процесса «не выходя из дома» - при наличии выхода в Internet, либо из компьютерных классов в удобное для студентов время. Обучение студентов не требует специальных знаний. Среда обучения загружается в обычном web-браузере и позволяет работать без установки дополнительных программ. В системе Moodle осуществляется размещение необходимых ресурсов: теоретического материала, презентаций, ссылок на онлайн-ресурсы (Юрайт, Фоксфорд, РЭШ, Инфоурок и др.), заданий в тестовой форме. Доступ пользователей осуществляется в соответствии с графиком изучения дисциплины, МДК и т.д. Второй вариант - отсутствие отдельно выделенной системы дистанционного обучения и использование различных on-line систем и сервисов глобальной сети интернет. Сайт образовательной организации как средство организации взаимодействия всех участников образовательного процесса: объявления, расписание и прочее. Не требует наличия личного кабинета. Возможно создание отдельных страниц для каждого преподавателя, на которых будут выкладываться учебные материалы, либо ссылки на них (в этом случае возможно использование такого ресурса как «облачное хранилище»). Материалы могут выкладываться в соответствии с расписанием каждым педагогом самостоятельно в свою папку с обязательной ссылкой на источники; либо отправляет всю информацию назначенному «техническому специалисту», который в свою очередь оформляет список заданий для группы студентов и выкладывает материалы. Использование ресурсов систем дистанционного взаимодействия Mirapolis, iSpring и пр. Использование почтовых серверов. Организуется централизованный сбор почтовых адресов студентов, создается их база, выдается преподавателям, которые в свою очередь организуют рассылку учебных материалов в электронном виде и получают на свою почту выполненные задания. Использование облачных хранилищ как средство рассылки учебного материала. В этом случае необходима электронная почта, а также можно можно использовать группы социальных сетей, чаты приложений-мессенджеров (Viber, WhatsApp), которые позволяют отправлять сообщения, передавать информацию любого типа через Интернет. Группы социальных сетей. Существует большое количество бесплатных дистанционных платформ, которые работают в режиме on-line, не требуют специального внедрения, на которых любой преподаватель может зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» — персональное пространство, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для обучающихся. а) Ё-СТАДИ — Электронная образовательная среда (http://your-study.ru). Функционал системы ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования. б) Edmodo (https://new.edmodo.com).Логика работы в данном приложении следующая. Преподаватель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов. Имеются простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.). в) Google Classroom (https://classroom.google.com/h). г) социальная сеть ВКонтакте, инструменты для организации работы по с обучающимися по ссылке https://vk.com/@edu-for-distant. Использование готовых бесплатных обучающих курсов, например, курсы открытого национального университета Интуит (http://www.intuit.ru/). Преподавателю необходимо подобрать курс, соответствующий дисциплине или МДК (одно условие – он должен быть бесплатным), распространить ссылку среди студенты.Результат – сертификат о прохождении обучения. Для контроля результатов в рамках образовательной организации на период организации дистанционного обучения можно использовать дополнительный учет выполнения образовательной программы в виде отдельных журналов: Рекомендуемая форма журнала для всех групп (контроль обеспечивает назначенный специалист):
Рекомендуемая форма журнала для отдельных групп (контроль обеспечивают классные руководители):
7. Перечень дополнительных материалов, которые можно использовать для организации дистанционного обучения:
7.1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Направлены письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04. 7.2. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. 7.3. Сервисы, предоставляемые АО ««Издательством Просвещение» и Корпорацией «Российский учебник»
2. |
Горячая линия | vopros@prosv.ru | help@rosuchebnik.ru | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 (495) 789-30-20 | 8 800 700 6483 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Методические материалы | https://catalog.prosv.ru/category/14 https://media.prosv.ru | https://rosuchebnik.ru/distant | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Вебинары | webinar@prosv.ru | rosuchebnik.ru/urok |
7.4. Разъяснения ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» «Переход образовательных организаций на применение дистанционных образовательных технологий в условиях действия временного порядка сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования, направленные письмом ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» 04-36 от 10.03.2020
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|