|
|||
Фасилитация. Семь приемов выхода из тупика в процессе фасилитацииФасилитация. Семь приемов выхода из тупика в процессе фасилитации Один из подводных камней в процессе фасилитации – это тупик в обсуждении, который может здорово осложнить работу фасилитатора. Как понять, что обсуждение зашло в тупик и нужно принимать соответствующие меры? Симптомы, которые показывают, что обсуждение зашло в тупик: · Падает групповая энергетика. Участники просто устали. Пора сделать перерыв или провести энергетические упражнения. · Уменьшается количество предлагаемых участниками идей или вообще их нет. Участники в растерянности, молчат. · Процесс обсуждения застопорился, участники возвращаются к старым темам, дискуссия затягивается. Существует много приемов, помогающих вновь включить дивергентное мышление. Первый прием «Вопросы вызовы». Фасилитатор задает фокусированные вопросы аудитории, чтобы пустить мысль в новом направлении. Это могут быть открытые, провоцирующие вопросы: · Как это сделать проще? · Как это сделать лучше? · Как это сделать эффективнее? · Как это можно сделать по-другому? Имеет смысл заранее создать список провоцирующих вопросов, я их называю «вопросы вызовы». Вопросы помогают активировать мышление участников обсуждения. Второй прием «Оценить прошлое». Эксперт, ведущий фасилитацию, предлагает вновь пройти по всем записанным идеям и сделать выводы, спросив у людей: «Мы ничего не упустили?» Третий прием «Пауза». Можно просто сделать паузу и помолчать около минуты. Фасилитатор просто молчит и смотрит на участников сессии. Четвертый прием «Перерыв». Для разрядки ситуации сделать перерыв, хотя время перерыва по регламенту еще не пришло. Пятый прием «Идти дальше». Предложить присутствующим двигаться дальше, перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернуться позже. Шестой прием «Метод латерального мышления, ассоциаций». Данный метод я регулярно использую на моих тренингах и фасилитационных сессиях, демонстрируя яркие, драматичные, динамичные слайды: несущаяся яхта, выпрыгивающий из самолета парашютист, байдарка среди порогов, военная тематика, бой на ринге, соревнования бегунов или лыжников и т.п. Затем участников прошу сосредоточиться на этих картинках и подумать: как можно улучшить положение этих людей, как помочь им добиться успеха. Как парашютисту безопасно приземлиться? Как спортсмену преодолеть пороги? Как боксеру выиграть бой? Участники расписывают различные варианты в отношении абстрактной ситуации на слайде. Бывает, что аудитория сразу преображается и начинает фонтанировать идеями. Далее ведущий спрашивает о том, какие ассоциации появляются в связи с их проблемой и ее решением. Эту методику также называют «раскачиванием» – люди находят новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. И в итоге изобретают новые креативные решения. Седьмой прием «Метафора». Этот метод я используюю для оживления ассоциативного мышления. Каждый из присутствующих описывает метафорой обсуждаемую проблему и через другую метафору предлагают ее решение. Можно устроить своеобразный конкурс метафор в виде рисунков и развесить на стене для дальнейшего сравнительного анализа. Резюме: креативность в процессе фасилитации – это управляемый процесс, и нужно уметь профессионально работать с аудиторий, а не пускать все на самотек.
|
|||
|