Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фасилитация. Семь приемов выхода из тупика в процессе фасилитации



Фасилитация. Семь приемов выхода из тупика в процессе фасилитации

Один из подводных камней в процессе фасилитации – это тупик в обсуждении, который может здорово осложнить работу фасилитатора. Как понять, что обсуждение зашло в тупик и нужно принимать соответствующие меры?

Симптомы, которые показывают, что обсуждение зашло в тупик:

· Падает групповая энергетика. Участники просто устали. Пора сделать перерыв или провести энергетические упражнения.

· Уменьшается количество предлагаемых участниками идей или вообще их нет. Участники в растерянности, молчат.

· Процесс обсуждения застопорился, участники возвращаются к старым темам, дискуссия затягивается.

Существует много приемов, помогающих вновь включить дивергентное мышление.

Первый прием «Вопросы вызовы».

Фасилитатор задает фокусированные вопросы аудитории, чтобы пустить мысль в новом направлении.

Это могут быть открытые, провоцирующие вопросы:

· Как это сделать проще?

· Как это сделать лучше?

· Как это сделать эффективнее?

· Как это можно сделать по-другому?

Имеет смысл заранее создать список провоцирующих вопросов, я их называю «вопросы вызовы». Вопросы помогают активировать мышление участников обсуждения.

Второй прием «Оценить прошлое». Эксперт, ведущий фасилитацию, предлагает вновь пройти по всем записанным идеям и сделать выводы, спросив у людей: «Мы ничего не упустили?»

Третий прием «Пауза». Можно просто сделать паузу и помолчать около минуты. Фасилитатор просто молчит и смотрит на участников сессии.

Четвертый прием «Перерыв». Для разрядки ситуации сделать перерыв, хотя время перерыва по регламенту еще не пришло.

Пятый прием «Идти дальше». Предложить присутствующим двигаться дальше, перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернуться позже.

Шестой прием «Метод латерального мышления, ассоциаций». Данный метод я регулярно использую на моих тренингах и фасилитационных сессиях, демонстрируя яркие, драматичные, динамичные слайды: несущаяся яхта, выпрыгивающий из самолета парашютист, байдарка среди порогов, военная тематика, бой на ринге, соревнования бегунов или лыжников и т.п. Затем участников прошу сосредоточиться на этих картинках и подумать: как можно улучшить положение этих людей, как помочь им добиться успеха. Как парашютисту безопасно приземлиться? Как спортсмену преодолеть пороги? Как боксеру выиграть бой?

Участники расписывают различные варианты в отношении абстрактной ситуации на слайде. Бывает, что аудитория сразу преображается и начинает фонтанировать идеями. Далее ведущий спрашивает о том, какие ассоциации появляются в связи с их проблемой и ее решением. Эту методику также называют «раскачиванием» – люди находят новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. И в итоге изобретают новые креативные решения.

Седьмой прием «Метафора». Этот метод я используюю для оживления ассоциативного мышления. Каждый из присутствующих описывает метафорой обсуждаемую проблему и через другую метафору предлагают ее решение. Можно устроить своеобразный конкурс метафор в виде рисунков и развесить на стене для дальнейшего сравнительного анализа.

Резюме: креативность в процессе фасилитации – это управляемый процесс, и нужно уметь профессионально работать с аудиторий, а не пускать все на самотек.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.