Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВОЙ ПРОЕКТ



 

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Тогучинский лесхоз-техникум»

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

МДК 01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов

ПРОЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ПИТОМНИКА И ЛЕСНЫХ КУЛЬТУР

 

 

Студентка группы Л-170931

Набокова Е.Г

Руководитель: Горяйнова Ю.В

 

Оценка _______________

 

Тогучин-2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ….4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..5       

1.1 ПОСЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПИТОМНИКА………………………………   …..5

1.1.1 Местоположение питомника…………………………………………….. ….11

1.1.2 Обработка почвы…………………………………………………….........   ….14

1.1.3 Заготовка лесосеменного сырья………………………………………….   ….16

1.1.4 Предпосевная подготовка семян……………………………………........   ….17

1.1.5 Технология производства посева………………………………………..    ….19

1.1.6 Уходы за посевами …………………………………………………………..20

1.1.7 Выкопка и хранение сеянцев……………………………………………. ….20

1.2 ШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ………………………………………………........21       

1.2.1 Виды школ…………………………………………………………….. ……...21

1.2.2 Обработка почвы………………………………………………………….......21

1.2.3 Технология производства посадки…………………………………………..22

1.2.4 Уходы за саженцами………………………………………………………….22

1.2.5 Выкопка и хранение…………………………………………………………. 22

1.3 ПРОИЗВОДСТВО ЛЕСНЫХ КУЛЬТУР……………………………………...23

1.3.1 Краткая характеристика природных и экологических условий искусственноголесовосстановления………………………………………………...23

1.3.2 Обоснование типа лесных культур…………………………………………..24

1.3.3 Обработка почвы под лесные культуры…………………………………….27

1.3.4 Технология создания лесных культур……………………………………….28

1.3.5 Уходы за лесными культурами……………………………………………….28

1.3.6 Перевод лесных культур в покрытые лесной растительностью земли…………………………………………………………………………………..29

Заключение ……………………………………………………...................................31

2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………. …………..32

2.1 Расчет площади посевного отделения…………………………………………32

2.2 Расчет площади школьного отделения………………………………………..32

2.3 Организация территории питомника………………………………………….33

2.4 Схемы ротации освоенных севооборотов…………………………………….33

2.5 Расчет ежегодной потребности в семенах…………………………………….34

2.6 Расчет потребности в лесосеменном сырье…………………………………..34

2.7 РТК для выращивания сеянцев………………………………………………..35

2.8 РТК для выращивания саженцев…………………………………….. ……….36

2.9 Расчет себестоимости сеянцев………………………………………...............37

2.10 Проект лесных культур……………………………………………….. ………

2.11 Тип лесных культур…………………………………………………… ………..

2.12 РТК для создания лесных культур…………………………………… ………..

2.13 Расчет себестоимости лесных культур………………………………. ………..

3 ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………...

3.1 План организации территории лесного питомника…………………………….

3.2 План участка лесных культур…………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Освоение засушливых регионов, сопровождающееся строительством городов, рабочих поселков, интенсификации промышленности и сельского хозяйства способствуют значительному увеличению нагрузок на природные экосистемы, развитию процессов опустынивания и экологического кризиса. Наиболее эффективным способом восстановления и оздоровления окружающей среды, предотвращения дальнейшего усугубления экологического кризиса является рациональное использование природных ресурсов и создание насаждений различного целевого назначения. Для реализации этой проблемы необходимо качественное выращивание посадочного материала древесных и кустарниковых растений, основанное на прогрессивных технологиях, направленных на увеличение выхода сеянцев и саженцев с единицы площади и сокращение сроков их содержания в питомниках. Из известных лесоводческой практике перспективных методов выращивания посадочного материала наиболее полно отвечает поставленной цели контейнерный метод, основанный на выращивании растений с закрытыми корневыми системами. Он способствует сокращению сроков выращивания растений в питомниках, площадей питомников, а также расхода поливной воды и удобрений, что очень важно для засушливых регионов

 

1. Теоретическая часть

1.1Посевное отделение питомника

От качества посадочного материала зависит эффективность лесокультурных работ. Высококачественным посадочным материалом считается тот, который имеет определенные размеры, гармоничное развитие всех частей, оптимальное соотношение их масс и накопил необходимое количество питательных веществ. Такой материал может быть выращен только в оптимальных экологических условиях.

Чтобы сохранить и повысить плодородие почвы, восстановить ее структурное состояние, улучшить физические свойства и накопить влагу, вводят севообороты - чередование культур, выращиваемых в питомнике, по годам и полям. Число лет, в течение которых происходит полное чередование культур, предусмотренное принятым севооборотом, называется ротацией.

Применение севооборотов способствует повышению плодородия и улучшению структуры почвы, накапливанию в ней влаги, позволяет вести борьбу с сорняками, а также вносит определенный порядок в использование земельной площади питомника.

Высокий выход стандартного посадочного материала дают, прежде всего, плодородные и структурные почвы. Способность почвы распадаться на отдельные комки называется ее структурой. Структура почвы бывает зернистая, комковатая, ореховая, столбчатая и т.д., но наиболее желательна зернистая и комковатая, с комками размером 1 -10 мм.

Схемы севооборотов в посевном отделении:

Трехпольный:

1-е поле - сидеральный пар (люпин, викоовсяная смесь и т.п.) или чистый пар с внесением органических удобрений;

2-е поле - сеянцы первого года выращивания; 3?е поле - сеянцы второго года выращивания.

Трехпольный:

1-е поле - пар черный или ранний;

2-е поле - сеянцы первого года выращивания;

3-е поле - сеянцы второго года выращивания.

Шестипольный:

1-е поле - сидеральный пар;

2-е поле - сеянцы однолетние;

3-е поле - сеянцы двухлетние и однолетние;

4-е поле - люпин на зерно; внесение органических и минеральных удобрений под основную вспашку;

5-е поле - сеянцы однолетние;

6-е поле - сеянцы однолетние и двухлетние.

Шестипольный:

1-е поле - занятый пар, посев вики с овсом на сено; внесение органических и минеральных удобрений под основную вспашку;

2-е поле - сеянцы однолетние;

3-е поле - сеянцы двухлетние;

4-е - поле - сидеральный пар;

5-е поле - сеянцы однолетние:

6-е поле - сеянцы двухлетние и однолетние.

Шестипольный:

1-е поле - черный нар;

2-е поле - сеянцы однолетние;

3-е поле - сеянцы двухлетние;

4-е поле - занятый пар;

5-е поле - сеянцы однолетние;

6-е поле - сеянцы двухлетние и однолетние.

Сеянцы древесных и кустарниковых пород выращивают в посевном отделении питомника. Здесь проводят следующие работы: основную и предпосевную обработку почвы, посев семян, уход за посевами до появления всходов и за выращиваемыми сеянцами, а также техническую приемку, инвентаризацию, выкопку и хранение посадочного материала.

Основную обработку почвы в посевном отделении проводят по системе зяблевой обработке, черного, раннего, сидерального и занятого паров. Глубина основной вспашки колеблется от 18-20 до 27-30 см.

Предпосевная обработка почвы проводится с целью: создать слой почвы необходимой рыхлости с выровненной поверхностью, без глыб и крупных комков для уменьшения испарения, усиления микробиологической деятельности и улучшения пищевого режима пахотного слоя; очистить поле от проросших сорняков; подготовить почву для проведения последующих полевых работ и прежде всего для посева семян.

Предпосевная обработка почвы может включать весеннюю перепашку почвы без отвалов, боронование, культивацию, шлейфование, прикатывание, фрезерование и поделку гряд.

Перед посевом семян применяют приемы, стимулирующие и ускоряющие их прорастание, а также предупреждающие грибные заболевания и повреждения посевов насекомыми, грызунами и птицами.

Семена деревьев и кустарников можно высевать весной, осенью, летом и зимой, но наиболее распространены весенние посевы. Весенние посевы дают хорошие результаты, особенно в лесной зоне и в орошаемых лесных питомниках. При весенних посевах почва меньше уплотняется с момента посева до появления всходов; меньше опасности повреждения посевов грызунами и низкими зимними температурами; менее опасны весенние заморозки. Весной семена высевают во влажную почву. Стратифицированные семена необходимо высевать в прогретую, но не пересохшую почву. Запаздывание с весенними посевами, особенно в засушливых условиях, ведет к снижению грунтовой всхожести, уменьшению размеров сеянцев и выхода стандартного посадочного материала, увеличению нормы высева. На тяжелых, мало структурных почвах предпочтение отдают весенним посевам, так как при осенних посевах почва быстро заплывает. Осенние посевы позволяют избежать зимней стратификации и хранения семян, сроки посева могут быть растянуты, всходы весной появляются дружно и раньше, чем при весенних посевах вследствие чего в засушливых районах растения успевают окрепнуть до наступления засухи.

Глубина заделки семян оказывает большое влияние на прорастание семян и развитие всходов. При глубокой заделке семена лучше обеспечены влагой, но всходам труднее пробить слой почвы, поэтому они позднее выйдут на поверхность или при очень глубокой заделке cсовсем не появятся . При мелкой заделке семена могут оказаться в пересушенном слое почвы и погибнуть. Глубина заделки определяется ветчиной семян, почвенно-климатическими условиями, временем посева, починами и мульчированием. Крупные семена имеют большой запас питательных веществ, поэтому их заделывают на большую глубину, чем мелкие.

На легких и рыхлых почвах (супесчаных и легкосуглинистых) влажность верхних слоев почвы неустойчива, а всходам легче пробиться на поверхность, поэтому на этих почвах глубина заделки семян больше, чем на тяжелых. В засушливых условиях семена высевают на большую глубину, чем во влажных. При осенних посевах глубина высева больше, чем весной, а при применении мульчирования или полива семена высевают на меньшую глубину. Высеянные семена тут же заделывают рыхлым субстратом смесью торфа с песком, торфодерновым компостом, торфом и т. п.

Норма высева семян имеет исключительно большое значение. При занижении нормы высева получаются разреженные посевы и редкое стояние сеянцев. В результате этого не полностью используется занятая растениями площадь и увеличиваются затраты на выращивание посадочного материала. Завышенные нормы высева приводят к излишне густому стоянию сеянцев, среди которых значительная часть растений окажется недоразвитой и непригодной для посадки. Это объясняется тем, что у сеянцев, выращиваемых в условиях густого стояния, наблюдается усиленный рост в высоту в ущерб росту по диаметру стволика и нарастанию корневой массы, что ведет к нарушению оптимальных соотношений между отдельными частями растений. Такой посадочный материал будет хуже приживаться и расти в культурах.

Для получения высококачественных сеянцев необходимо иметь оптимальную норму высева. В этом случае при высокой агротехнике выращивания сеянцев в питомнике обеспечивается больший выход посадочного материала с единицы площади, сеянцы образуют хорошо развитую корневую систему, закладывают на зиму нормально развитую верхушечную почку, имеют оптимальное соотношение отдельных частей растения, накапливают необходимое количество запасных питательных веществ, обеспечивающих после пересадки высокую приживаемость и их рост в культурах.

С целью создания благоприятных условий для произрастания семян проводят различные виды уходов, а именно: прикатывание посевов, мульчирование, прополка сеянцев, рыхление почвы и полив.

Прикатывание проводят в засушливую весну на легких не заплывающих почвах с целью лучшего соприкосновения частиц с почвой и обеспечения капиллярного подъема воды к семенам.

Мульчирование - это покрытие почвы различными материалами с целью сохранения влаги в верхнем слое почвы, предотвращения образования корки на ее поверхности.

Прополку сорняков и рыхление почвы проводят для поддержания верхнего слоя в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. При удалении сорной растительности прекращается непроизводительный расход влаги и питательных веществ из почвы, а также поступление в почву вредных продуктов жизнедеятельности сорняков. При рыхлении поверхности почвы прерываются капиллярыи вносится атмосферныйвохдух.

Поливы до появления всходов также имеют большое значение. Полив должен быть постепенным, чтобы не вызывать смыва почвы и посевов

Для создания благоприятных условий для сеянцев за ними проводят уходы: прополку сорняков, рыхление почвы, отенение, побелку посевов, прореживание сеянцев, подрезку корней, полив, подкормку, пикировку всходов и т. д.

Оттенение и побелку применяют для ослабления нагрева поверхности почвы, предохранения всходов от солнцепека и ожога корневой шейки, а также для снижения испарения влаги с поверхности почвы.

Прореживание посевов проводят редко при получении слишком густых всходов. В противном случае сеянцы получаются ослабленными и недостаточно развитыми. Прореживание проводят через 15 - 20 дней после появления всходов. Сначала удаляют поврежденные и слабые сеянцы. После прореживания необходим полив.

Подрезку корней проводят с целью получения сеянцев с хорошо развитой корневой системой улучшения соотношения надземной и корневой фитомасс растения.

1.1.1 Место положения питомника

Питомник– это предприятие или хозяйственное подразделение, предназначенное для выращивания посадочного материала

По целевому назначению делятся:

1. Лесные

2. Агролесомелиоративные

3. Плодово-ягодные

4. Декоративные

По срокам функционирования питомники бывают:

1. Постоянные

2. Временные

Временные питомники имеют площадь обычно 2-5 га, создаются на период строительства крупных парков, на срок до 5 лет на самой территории объекта. По окончании строительства площадь питомника сокращают до размеров, необходимых для производства материала для ремонтных работ на построенном объекте.

Постоянные питомники организуются на срок не менее 25-50 лет, их площадь может быть до 25 га - малые питомники, до 100 га - средние, более 100 га (300-400 га) - крупные.

 

 

По подчиненности питомники бывают:

1. Федеральной собственности – обеспечивают посадочным материалом ряд областей или географических районов

2. Муниципальной собственности – обеспечивают посадочным материалом область, город, район или какой - либо объект.

3. Частной собственности.

Выбор местоположения питомника.

Не всякое место пригодно для питомника, т.к. не везде есть условия, способствующие получению высококачественного посадочного материала. Поэтому правильный выбор участка имеет большое значение. При выборе участка учитывают его природные условия и территориальное расположение.

Критерии:

Почва

Огромное значение в выращивании доброкачественного посадочного материала имеет почва. Предпочтительными являются слабооподзоленные, богатые гумусом (более 2%) супеси (для сосны) и легкие, нормальноувлажненные суглинки (для ели, дуба и других лиственных пород), обеспечивающие оптимальные условия развития растений. Почвы тяжелые глинистые нежелательны, т.к. они слабо пропускают воду и воздух, трудно обрабатываются, после дождя на них образуется корка. Непригодны и очень легкие почвы – песчаные: они маловлагоемки, бедны. Совершенно непригодны засоленные, заболоченные, каменистые почвы. Мощность пахотного горизонта должна быть не менее 18-20 см и хорошо, если имеется подпочва для углубления.

 

 

Залегание грунтовых вод

Оптимально расположение грунтовых вод на уровне не менее 1,5-2,0м от поверхности. При более высоком залегании грунтовых вод годичные слои растений не успевают вызревать, они поздно заканчивают вегетацию, а следовательно чаще вымерзают.

Рельеф

Для закладки питомника наиболее предпочтительнее участки с ровным рельефом, который способствует максимальному поглощению выпадающих осадков и дает возможность широко использовать машины и механизмы во всех видах работ.

Допускается также закладка питомника на склонах крутизной не более 3-4о. На более крутых склонах плодородный слой смывается ливнями и талыми водами. Экспозиция склона лучше для лесной зоны – южная, западная или юго-западная. Эти участки хорошо прогреваются и весной раньше подсыхают. Непригодны для закладки питомника слишком низкие места или котловины, т.к. там застаивается вода и холодный воздух. Не подойдут и возвышенности, т.к. древесные растения страдают от недостатка влаги и холодных ветров.

Вода

Участок под питомник нужно выбирать вблизи источников воды: ручья, реки, озера. Если их нет, то полив должен быть обеспечен за счет артезианских колодцев или искусственных водоемов.

Вредители и болезни

Очень часто посадочный материал повреждается такими болезнями как мучнистая роса, фузариоз, ржавчина и т.д. Большой вред наносят и вредители, например майский хрущ. Наличие на участке вредителей и болезней не является причиной отказа от него, если все остальные показатели вас устраивают. Но необходимо запланировать мероприятия по их уничтожению.

Транспортные пути

Территория, отводимая под питомник должна иметь выход к транспортным магистралям, что обеспечит быструю и без потерь перевозку посадочного материала к месту назначения, доставку удобрений и др.

Населенный пункт: Рядом должен располагаться населенный пункт – для обеспечения питомника рабочей силой.

1.1.1 Обработка почвы

Обработка почвы в питомниках преследует цель - улучшение водного и воздушного режимов почвы, уничтожение сорной растительности, вредных насекомых, грибных заболеваний, а также выравнивание поверхности земли для равномерного высева семян, их заделки, орошения и ухода. Почву в питомниках обрабатывают по системе черного, раннего и занятого пара.

Вспашка под черный пар производится осенью. Ранней весной ее боронуют, а затем культивируют лапчатым культиватором. В течение всего летне-осеннего периода почва содержится в чистом от сорняков состоянии. После дождей, если пар чистый, его только боронуют.

Под ранний пар почву пашут весной и сразу в два следа боронуют. Дальнейший уход такой же, как и за черным паром.

Под занятый пар почву пашут осенью или весной. На занятых парах рекомендуется высевать сельскохозяйственные культуры (горох, кормовые бобы), имеющие короткий вегетационный период, что дает возможность сразу же после уборки урожая приступать к обработке почвы.

Весной все вспаханные на зябь участки питомника боронуют, а затем культивируют для удержания влаги. Почва перед посевом должна быть выровнена и хорошо разрыхлена.

Основные способы обработки почвы - лущение, вспашка, культивация, шлейфование, боронование и прикатывание.

Перед основной вспашкой поля производится предварительная мелкая обработка почвы на глубину 5-12 см, которая называется лущением. Цель лущения - разрыхление верхнего пахотного слоя, что способствует уменьшению испарения влаги, хорошему проникновению атмосферных осадков и воздуха в почву, а также уничтожению сорняков. Семена сорных трав после лущения прорастают, а при основной вспашке полностью уничтожаются.

В питомнике лущение проводят сразу же после уборки урожая многолетних и однолетних трав или пропашных культур, занимавших поля севооборота, не допуская пересыхания почвы. Этот процесс осуществляется с помощью дисковых или отвальных лущильников. В случае засорения поля корнеотпрысковыми и корневищными сорняками, особенно пыреем, лущение следует производить дисковыми лущильниками на глубину залегания корневищ (10 - 12 см) в двух взаимно-перпендикулярных направлениях.

После лущения, через 15-20 дней, переходят к осенней вспашке, получившей название зяблевой. Если основная вспашка производится весной, она называется весновспашкой. Весновспашка допускается в условиях достаточного увлажнения и на не засоренных почвах. Пахота производится тогда, когда почва достигает «спелости», т.е. рассыпается на мелкие комки и при обработке «не мажется».

Зяблевая вспашка должна проводиться в ранние сроки, для северной половины европейской части СССР - в августе и первой половине сентября, для южных районов европейской части СССР - не позднее начала октября. Почвы, вышедшие из-под сеянцев и саженцев, не лущат - после осенней выкопки посадочного материала их сразу пашут на зябь, а после весенней выкопки оставляют под пар.

Основная вспашка должна проводиться плугом с предплужником, что обеспечивает сбрасывание верхнего, распыленного слоя почвы на дно борозды и выворачивание на поверхность нижнего, структурного, хорошо разрыхленного. При этом растительные остатки и семена сорняков глубоко заделываются, что задерживает их развитие. Глубина вспашки в посевном отделении питомника принимается до 27-30 см, а в школьном - до 60 см; для плантаций, садов и защитных полос принята глубина вспашки до 60 см.

К числу основных способов обработки почвы относится культивация. Культивация - это мелкое рыхление почвы на глубину 6-12 см без оборота обрабатываемого слоя с подрезанием корней сорняков. При проведении предпосевной обработки почву культивируют один - два раза, при уходе за паром три-четыре и в междурядиях - шесть-восемь раз. Культивация, проведенная поперек поля или по диагонали, обеспечивает хорошее его

Ранней весной для удержания влаги, а также после культивации во время предпосевной обработки почвы, при уходе за паром и посевами проводится боронование, цель которого - уничтожение почвенной корки, всходов сорняков, выравнивание поверхности поля. Боронование производят на глубину 3-5 см. Осеннее боронование способствует накоплению и сохранению влаги в почве, ранневесеннее проводится с целью разрушения почвенной корки. Летнее боронование также преследует цель уничтожения корки, образовавшейся после дождей.

1.1.2 Заготовка и переработка лесосеменного сырья

Для получения семян заготавливают лесосеменное сырье, которым являются шишки, плоды, а иногда и части ветвей, на которых они находятся. Лесосеменное сырье деревьев и кустарников заготавливают на объектах постоянной лесосеменной базы, ВЛСУ, лесосеках главного пользования, а также в защитных насаждениях, аллеях, парках и других объектах, признанных в результате фенологических наблюдений и предварительного обследования пригодными для сбора семенного сырья. В дальнейшем лесосеменное сырье перерабатывают с целью получения семян, древесных и кустарниковых пород.

Лесосеменное сырье следует собирать в сроки, обеспечивающие получение высококачественного посевного материала. Время сбора зависит от биологических особенностей пород, погодных условий и других факторов.

Рекомендуемые в справочной литературе сроки сбора семян в каждом конкретном случае должны быть уточнены, так как при ранних сроках сбора всхожесть семян падает, а при поздних часть семян может разлететься.

Шишки, плоды и семена заготавливают со стоящих и поваленных деревьев, с поверхности земли и реже с поверхности воды (ольха) и по насту (липа). С поваленных деревьев лесосеменное сырье обычно собирают на лесосеках, поэтому время рубки насаждения должно быть связано со сроками созревания семян. С поверхности земли собирают плоды дуба, бука, орехов, каштанов, дикой яблони и груши, а иногда крылатки кленов, ясеней, ильмовых и орешки липы. С поверхности воды ранней весной собирают семена ольхи черной. Сбор следует проводить в сухую, ясную, безветренную погоду

1.3.4 Предпосевная подготовка семян

Все древесные породы по потребности в подготовке семян можно разделить на две группы: 1-я - семена имеют длительный семенной покой разной продолжительности и при весеннем посеве не дают всходов без специальной подготовки; 2-я - семена имеют вынужденный семенной покой и при посеве весной дают всходы.

Длительный семенной покой у пород первой группы определяется различными причинами: недоразвитостью зародышей, плотностью семенных оболочек, наличием веществ, задерживающих прорастание, и др. К приемам подготовки семян этой группы пород, направленным на сокращение периода покоя, относятся: 1) создание условий, обеспечивающих ускоренное созревание зародышей и повышениефизиологической активности семян - стратификация; 2) разрушение плотных семенных оболочек или увеличение их проницаемости под давлением - замачивание в горячей воде, скарификация, насыщение водой в вакууме.

СТРАТИФИКАЦИЯ. К породам, семена которых необходимо стратифицировать, относятся: ясень обыкновенный, липа мелколистная, бересклет, шиповник и др. Продолжительность и условия стратификации различных пород неодинаковы.

При стратификации семена должны находиться во влажной, но хорошо аэрируемой среде при пониженной температуре (0 + 5 °С) или вначале более высокой, а затем пониженной. Стратификацию проводят в деревянных ящиках, устанавливаемых в специальном помещении (подвале, погребе) или в траншеях. При стратификации в ящиках замоченные семена смешивают с мокрым песком или торфом в пропорции 1 : 3 и засыпают в ящики (высотой 0,3 м, шириной 0,4 м и длиной 0,6-0,7 м) с отверстиями для аэрации и стока воды. Во время стратификации смесь песка или торфа с семенами периодически перемешивают и увлажняют.

Траншеи для стратификации семян могут быть зимними (промерзающими и непромерзающими) и летними. В зимних промерзающих траншеях стратифицируют семена с периодом предпосевной подготовки 3-4 месяца, успевающие подготовиться к прорастанию после сбора до наступления морозов (лох узколистный, лещина, клен остролистный, яблоня лесная и др.). В теплых, непромерзающих траншеях стратифицируют семена со сроком подготовки более 4-5 месяцев (липа мелколистная, шиповник, ясень обыкновенный, вишня, бузина, граб и др.).

Глубина зимних промерзающих траншей 0,6 м, непромерзающих - 0,8-1,0 м. Ширина траншей 1 м, длина не более 2 м. Чтобы избежать трудоемкого процесса стратификации, семена целого ряда пород с коротким периодом покоя высевают осенью. Семена с длительным семенным покоем перед осенним посевом в течение второй половины лета стратифицируют в летних траншеях, имеющих глубину 0,3 м и ширину 0,5 м. Для стратификации в летних траншеях используют семена сбора прошлого года (ясень обыкновенный, липа, бересклет и др.) или собранные в августе текущего года (бересклет, клен полевой, бузина и др.)

Осенние посевы дают хорошие результаты на легких по механическому составу почвах и применяются в питомниках, где нет опасности повреждения семян грызунами.

ЗАМАЧИВАНИЕ СЕМЯН В ГОРЯЧЕЙ ВОДЕ, СКАРИФИКАЦИЯ И НАСЫЩЕНИЕ ВОДОЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ. Перед посевом замачивают в горячей воде семена акации белой, гледичии и некоторых других пород, имеющих плотную семенную оболочку. Семена при этом заливают водой при температуре 80 °С и оставляют на 12 ч. Набухшие семена отделяют, а ненабухшие обрабатывают таким же образом вторично. Вместо замачивания семян в горячей воде можно применять скарификацию, т. е. нанесение механических повреждений оболочкам семян при помощи скарификационных машин. В некоторых случаях обработку горячей водой или скарификацию семян акации белой и гледичии заменяют обработкой крепкой серной кислотой с плотностью 1,84. Время обработки кислотой семян акации белой 30-60 мин, гледичии- 120 мин. После обработки семена промывают водой и высевают.

1.1.5Технология производства посева

Посевы бывают грядковые и без грядковые. Грядковые посевы применяют на не достаточно дренированных, плохо прогреваемых почвах. Семена обычно высевают в продольной строчке на питомниках, так же имеются ленточные посевы узкострочные и широкострочные.

При без грядковых посевов семена высеваются на выровненную поверхность почвы. Для высева семян хвойных пород применяют сеялки: СЛУ-5-20, СЛПМ, СЛШ-4М. Для высева лиственных пород: литва-25 желудевая сеялка.

1.1.6 Уходы за посевами

После появления сходов применяют следующие виды ухода: мульчирование, прополка, рыхление, полив.

Прикатывание посевов проводят в засушливую весну с целью лучшего прикосновения частиц почвы с семенами и обеспечение подъема воды.

Мульчирование посевов- покрытие посевов в лесном питомнике различными материалами, препятствующими испарению влаги, образованию корки на поверхности почвы и появлению сорняков.

Прореживание посевов- величина, определяемая отношением числа посадочных или посевных мест, занятых деревьями и кустарникамикультивируемых пород, к общему числу учтенных посадочных или посевных мест, согласно акту технической приемки, выраженная в процентах

Подрезка корней- укорачивание корней у лесных сеянцев без их выкопки с целью формирования мочковатой корневой системы.

Защита сеянцев от полегания- осуществляется комплексом агротехнических и химических мер. К агротехническим мерам относят выполнение требований при выборе места под питомник, проведение при необходимости известкование кислых почв.

1.1.7Выкопка и хранение сеянцев

Посадочный материал выкапывают осенью или ранней весной. Осенью посадочный материал выкапывают в конце вегетационного периода. К этому времени побеги должны одеревенеть, закончить свой рост, иметь сформировавшиеся верхушечные почки и у них должно начать опадение листьев листьев. Весной растение выкапывают до распускании почек. При выборе срока нужно учитывать биологические особенности пород, обеспеченность питомника рабочей силой, механизмами и условия хранения. При выкопке посадочного материала корни подрезают выкопочным орудием. НВС-1.2, ВМ-1.25.По мере сортировки посадочного материала поступает на хранение во временнуюприкопку.

1.2 Школьное отделение

Часть площади лесного питомника, предназначенная для выращивания саженцев деревьев и кустарников.

1.2.1 Характеристика школы

Школьное отделение предназначено для воспитания более крупного посадочного материала с хорошо развитой корневой системой, стволиком, а также кроной определённой формы. С этой целью сеянцы пересаживают в школу, где уже из них выращивают саженцы. Кроме сеянцев в школьном отделении могут быть высажены черенки и отводки. Здесь же возможно размножение плодовых растений, а также декоративных или особенно ценных форм и разновидностей древесных пород, разведение которых семенами или черенками почему-либо невозможно.

1.2.2 Обработка почвы

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В лесной и лесостепной зонах она составляет: 30…35см, в степной - 35…65см. При обработке почвы на глубину до 40 см применяют лесные плуги: ПН - 3-40, ПЛН - 3-35, с почвоуглубителями. Для обработки почвы на глубину 50 см используют плантажный плуг ППН - 40, а для вспашки до 60 см - плантажные плуги ППН - 50 и ППУ - 50А.

1.2.3 Технология производства посадки

Саженцы выращивают в простой, комбинированной, уплотненной школе. Выращивание в простой школе предполагает, равномерное размещение растений по всей площади. Для получения крупномерных саженцев применяют от 1 до 3 пересадок растений каждый раз увеличивая площадь питания. В связи с этим организуют 1,2,3 школу. В 1 школе высаживают 1- 2 летние сеянцы с размещение - 0,8Ч0,5, во 2 школе 3-4 летние саженцы с размещение - 1,0Ч1,0 или 1,5Ч1,5, в 3 школе 6 - 8 летние саженцы 3,0Ч2,0.

В комбинированной школе выращивают саженцы хвойных пород и крупномерных саженцев лиственных пород, со сроком 10-15 лет, размещение - 3,0 Ч1,0.

Уплотненная школа применяется для выращивания хвойных пород (в основном ели), уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и не большого шага посадки с размещение - 0,2Ч0,1; 0,4Ч0,2.

1.2.4 Уходы за саженцами

Уход за саженцами в школьном отделении питомника производится, как и в посевах древесно-кустарниковых пород в посевном отделении питомника. Производятся как ручные прополки, так и механизированные обработки почвы, с целью достижения оптимальных условий для роста и развития саженцев.

1.2.5 Выкопка и хранение

Выкопка и реализация саженцев являются конечным этапом технологии производства посадочного материала. Он включает ряд обязательных мероприятий и технологических приемов, от соблюдения которых зависит достоверность и качество саженцев.

1.3 Лесные культуры

Это искусственно созданные посевом или посадкой древесных и кустарниковых пород лесные насаждения.

1.3.1 Краткая характеристика природных условий искусственноголесовосстановления

Искусственное лесовосстановление проводится, когда невозможно обеспечить естественное или нецелесообразно комбинированное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами, а также на лесных участках, на которых погибли лесные культуры.

При подготовке лесного участка для создания лесных культур проводятся мероприятия по созданию условий для качественного выполнения всех последующих технологических операций, а также для уменьшения пожарной опасности и улучшения санитарного состояния лесных культур.

Подготовка лесного участка включает:

 обследование лесного участка;

 проектирование лесовосстановления;

 отвод лесного участка;

 маркировку линий будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники;

 сплошную или полосную расчистку площади от валежной древесины, камней, нежелательной древесной растительности, мелких пней, стволов усохших деревьев;

 корчевку пней или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники;

 планировку поверхности лесного участка, проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах;

 предварительную борьбу с вредными почвенными организмами.

На вырубках таежной зоны на свежих, влажных и переувлажненных почвах первоначальная густота культур, создаваемых посадкой сеянцев, должна быть не менее 3 тысяч на 1 гектаре, на сухих почвах - 4 тысяч штук на 1 гектаре. При создании лесных культур посевом семян число посевных мест по сравнению с указанными нормами густоты культур при посадке сеянцев увеличивается на 20%. При посадке лесных культур саженцами допускается снижение количества высаживаемых растений до 2,5 тысяч штук на 1 гектар.

Лесные культуры могут создаваться из лесных растений одной главной лесной древесной породы (чистые культуры) или из лесных растений нескольких главных и сопутствующих лесных древесных и кустарниковых пород (смешанные культуры).

Главная лесная древесная порода выбирается из местных лесных древесных пород и должна отвечать целям лесовосстановления и соответствовать природно-климатическим условиям лесного участка.

1.3.2 Обоснование типа лесных культур

Участки леса, созданные посадкой растений или посевом семян, называют лесными культурами, а площадь, на которой их выращивают – лесокультурной площадью. Выращив



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.