Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новая биография»



«Новая биография»

Ключевым моментом для поворота в жанре биографии явился в своё время  период 1920-х гг. Исторически точным обозначением для биографии этого периода является термин «новая биография», отразивший то впечатление переворота, которое она произвела на современников. Ведущими авторами, работавшими в этом жанре, были Дж. Литтон Стрэчи (1880―1932) в Великобритании, А. Моруа(1885―1967)во Франции, Э. Людвиг (1888―1948) в Германии.

 

Благодаря их творчеству биография впервые стала восприниматься как эстетически значимый жанр, была узаконена как часть художественной литературы, что существенно повысило её статус в культуре. Результатом этих изменений стало возникновение теоретического интереса к жанру биографии, до того остававшемуся вне зоны внимания литературоведов.

Гибридная природа «новой биографии», её промежуточное положение между нормами историографии и литературы художественного вымысла, зачастую подталкивает теоретиков литературы к утверждению о неразличимости «новой биографии» и романа с точки зрения организации повествовательной структуры. Имеются, однако, системные отличия «новой биографии» от жанра романа, они позволяют предложить конкретные критерии для разграничения жанров.

Биография даёт законченную, цельную, внутренне структурированную схему для изложения истории, а интерес к личности становится реакцией на обезличивание современного массового общества.

«Новая биография» потому создала впечатление беспрецедентной новизны, что открыла новую сферу изображения действительности. Это закон жанроообразования: новый жанр появляется в литературе, когда совпадают рождение в реальной или духовной действительности нового явления, в данном случае ― нового понимания личности в культуре начала ХХ в., и появление писателя или группы писателей, которые приспосабливают наличные литературные средства для художественного воплощения нового содержания. В этом процессе происходит известная трансформация функционирования привычных литературных приемов, которые, неожиданно соединяясь в новом контексте, производят новое впечатление. В случае с «новой биографией» речь идёт о переносе в документальный по своей природе жанр биографии приёмов романного письма. Тем самым «новая биография» оказывается синтетическим жанром, соединяющим в себе документальную основу и приёмы литературы художественного вымысла.

 

Вопрос о документальной природе биографии и обращении биографа с историческими фактами сегодня уже не воспринимается так остро, как в период становления «новой биографии». Противоречивая природа биографии, которая, с одной стороны, опирается на твёрдые факты и должна честно следовать им, но с другой, всегда имеет дело с набором фактов принципиально неполным и открытым для разнообразных толкований, ― эта природа воспринимается и утверждается современными исследователями как атрибут биографии, её неотъемлемый признак. Умение обращаться с большими объёмами информации, знание фактов и аккуратность в их использовании являются одним из первых требований к биографу, хотя разными биографами эта «аккуратность» понимается по-разному.

               

Притягательность биографии для читателей состоит во многом именно в её непосредственной связи с жизнью, в реальности событий, лежащих в её основе. Поэтому биографы всегда стремятся к созданию эффекта документальности изложения. Вот некоторые приёмы, которые используются при написании биографии с данной целью: отсылки к источникам, полностью оформленные цитаты, указания на спорность трактовки тех или иных ситуаций, на возможность разных мнений.

Связь с реальным миром подчёркивается также точным воспроизведением дат, имён и названий, обрисовкой исторического фона, отсылками к общедоступным знаниям из разных областей.

Очевидна неизбежность присутствия элементов субъективности и вымысла в любой биографии. И читатель традиционно подходит к биографии с установкой на доверие и предполагает, что изложенная в ней история правдива. Биограф стремится поддерживать у читателя это доверие при помощи уже названных выше средств создания эффекта реалистичности, но изначально доверие возникает именно благодаря существующему в сознании читателя представлению о документальности биографии как жанра и установке на восприятие изложенных в ней событий как истинных.

Осмысление роли автора в биографии, начавшееся в период становления «новой биографии», продолжилось и в работах позднейших исследователей. Были вычленены задачи, которые автор решает на разных этапах создания биографического текста. В первую очередь биограф осуществляет выбор объекта биографии. Н. Хэмильтон в своих рекомендациях по созданию биографии подчёркивает, что этот выбор всегда подразумевает сильную мотивацию, заинтересованность в работе над жизненной историей именно этого человека. Личная мотивация может быть связана со знакомством с героем биографии, с эмоциональной привязанностью к образу некой исторической личности. Кроме того, во многих работах подчёркивается крайняя близость, возникающая в процессе создания биографии между автором и его героем, складывающиеся между ними отношения «сравниваются с браком». Работа над описанием чужой жизни невозможна без применения эмпатии, то есть без попытки примерить на себя личность героя, «влезть в его шкуру».

 

Велика роль биографии в оценке и переоценке прошлого, в определении границ приемлемого для общества, в процессе признания новых социальных групп. Выполнение этой функции биографии также подразумевает наличие у автора определённых интересов и ценностной системы, которые подталкивают его к выбору соответствующего объекта и транслируются через текст биографии. Однако при этом от биографа требуется одновременно быть «горячим и холодным», одновременно пытаться увидеть мир так же, как его герой, и оставаться наблюдателем извне.

 

В выработке общей концепции биографии, своего понимания образа её героя автор так же неизбежно опирается на собственные представления о мире. Все мыслительные схемы и представления, позволяющие историку или биографу организовать сырой материал в собственный текст, чётко привязаны ко времени и общей социокультурной обстановке, в которой он живёт. Опубликованная биография даёт массу сведений о понимании истории самим биографом. В каждую биографию оказывается вписано многое из жизненной истории её составителя.

 

 

В современных образцах беллетризованной биографии биограф нередко выдвигается в центр повествования, рассказывает о процессе поисков информации и возникавших перед ним сложностях. Всё это приводит к тому, что автор теперь признан самой властной персоной в биографии.

Все эти соображения позволяют заключить, что в теории описание места и функций биографа практически сливается с описанием места и функций романиста, а значит, авторская позиция в биографии может быть исследована теми же методами, что авторская позиция в романе.

Биография представляет собой словесный артефакт (артефакт - в обычном понимании — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности), а её главный инструмент ― это образный язык, при помощи которого биограф воссоздаёт жизнь своего героя. В этой связи важна формальная сторона при рассмотрении каждой конкретной биографии. Особое значение придаётся использованию в биографии тропов (средств художественной выразительности). В качестве четырёх главных тропов выделяются метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Именно язык, а не факт, организует и структурирует биографию, тогда как тропы вносят в текст словесную, литературную жизнь.

 

У романиста и серьёзного биографа много общего. Опираясь на документальные материалы и используя известные приёмы романного письма, биограф может добиться такого же эффекта, что и писатель, его работа будет читаться так же увлекательно, как и роман.

Ни один жанр историографии не близок к литературе, точнее к роману, насколько близка биография, но это ещё не означает их идентичности.

Практическое задание.

Думаю, мои юные друзья, что вы уже догадались, какое практическое задание вас ожидает! Да, совершенно верно, написать свою биографию - автобиографию! Конечно, вы можете написать и не свою биографию, а биографию любого своего родственника – мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Пожалуйста! Этот вариант тоже подходит! Пишите так, чтобы читателю потом было интересно эту биографию читать. Продумайте, какие вехи из жизни вашего героя войдут в эту биографию. При написании не забудьте использовать средства художественной выразительности – они сделают вашу речь образной и яркой. Выполненное задание, как ираньше, присылайте мне на электронную почту purrgen@list.ru  по 5 мая. Желаю творческих успехов! Берегите своё здоровье и не болейте! 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.