УМК «Школа России». Ход урока
УМК «Школа России»
Класс: 3
Тема урока: «Наши ближайшие соседи»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: ознакомление учащихся со странами, которые являются нашими ближайшими соседями.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся понятия о странах находящихся по близости от России.
Развивающие: создавать условия для личностного развития ученика. Продолжать учить самостоятельной деятельности. Воспитательные: вызвать интерес к урокам окружающего мира, воспитывать умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах или в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое соседние страны и какие соседние страны есть у России.
Метапредметные:
Познавательные: умение выдвигать аргументы; умение строить логическую цепь рассуждения.
Регулятивные:умение ставитьи адекватно формулироватьцель деятельности; умение осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные: умение строить связанное монологическое высказывание.
Личностные:освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Оборудование:учебник, окружающий мир УМК «Школа России», карточки, интерактивная доска.
Основные понятия темы: соседние страны, столица, страны Прибалтики, южные и юго-восточные страны, морские соседи.
Методы работы: словесный (беседа), наглядный (презентация), практический (работа в тетрадях).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Этап урока. Методы и приемы
| Содержание урока.
Деятельность
Учителя
| Деятельность ученика
| Организационный момент (1 мин.)
| Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. Точно знаю – я смогу И друзьям я помогу.
— Давайте пожелаем друг другу удачи.
Открывайте тетрадь и записывайте число и классная работа.
| Приветствовать учителя
Открывают тетрадь записывают число и классная работа.
| Мотивация. Цель и задачи. (3 мин.)
| — Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой?
— Кого мы еще называем соседом?
— А как вы думаете, у нашей страны есть соседи?
—Сегодня на уроке будем говорить о странах — соседях России.
— Почему мы называем их соседями?
— Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами — физическую или политическую?
– Кто покажет на карте границу России?
– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.
Просмотр видео о странах — соседях России
| Соседями
Страны
Да
У нас общая граница, мы живем рядом
Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.
Ученик выходит к доске
| Актуализация знаний
(4-5 мин.)
| - Для чего во время путешествия нам может понадобиться путеводитель?
- Может ли нам пригодится атлас мира?
- Нужен ли нам разговорник?
- Тем самым расположить к себе местное население.
- Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера?
- Нужна ли нам медицинская аптечка?
- Для чего нам нужен компас?
- Какие стороны горизонта вы знаете?
- Наше путешествие начинается.
- Знаете ли вы соседей, которые живут рядом с вами? Как вы с ними познакомились?
- Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям. Откуда начнём наше путешествие?
- Поможет ли нам физическая карта познакомиться с соседями?
- Какая карта может помочь?
| Чтобы узнать достопримечательности нового места.
- Конечно, он поможет узнать страну.
Имея разговорник, мы можем обратиться к жителям посещаемой страны на их языке.
- Чтобы запечатлеть понравившиеся места.
Может кому-нибудь придётся оказать первую медицинскую помощь.
Компас поможет ориентироваться на местности.
Давайте отправимся в путешествие из России.
Наверное, не очень поможет. Ведь на физической карте нам трудно увидеть страны, куда можно отправиться.
политическая
| Первичное усвоение знаний (15 мин.)
| Страны Прибалтики
Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.
— Найдите и покажите их на карте.
— Назовите столицы эти государств.
— Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
— Назовите их столицы.
— Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России?
— Какая еще страна граничит с Калининградской областью?
— Назовите ее столицу.
Показываю слайды, видеофильмы о Прибалтийских странах.
— Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией.
— Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?
— В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе?
— Назовите столицы этих государств.
Показываю слайды, видеофильмы о Белоруссии и Украине.
Теперь давай перейдем к южным и юго-восточным соседям
— Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы.
— Какие страны располагаются между Черным и Каспийским мерями? Найдите их на карте.
— В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте.
— Назовите столицу Казахстана.
— В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте.
— Назовите столицу Монголии.
— Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте.
— Назовите столицу Китая.
— Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?
Показываю слайды, видеофильмы о южных и юго-восточных странах-соседях.
«Морские соседи»
— Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?
— Покажите их на карте.
Показываю слайды, видеофильмы о странах.
|
Каждый ищет на карте
Осло и Хельсинки
Эстония, Латвия, Литва
Таллин, Рига, Вильнюс
Литва
Польша
Варшава
Норвегия
Финляндия
В Белоруссию и Украину
Минск, Киев
Абхазия — Сухум,
Южная Осетия — Цхинвал, Грузия — Тбилиси,
Азербайджан — Баку,
Казахстан — Астана,
Монголия — Улан- Батор,
Китай — Пекин,
Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, — Пхеньян
Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан
В Казахстан
Астана
В Монголию
Улан-Батор
Китай
Пекин
Северной Кореей
Япония, США
Один ученик выходит к доске
| Физкультминутка
(2 мин.)
| В понедельник я купался, (Изобразить плавание.)
А во вторник рисовал, (Изобразить рисование.)
В среду долго умывался, (Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал, (Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал. (Покружиться.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
| Повторяют за учителем
| Первичная проверка понимания (7 мин.)
| Используя карту в учебнике на с. 102, впишите в таблицу названия столиц.
Норвегия
|
| Финляндия
|
| Эстония
|
| Латвия
|
| Литва
|
| Польша
|
| Белоруссия
|
| Украина
|
| Грузия
|
| Азербайджан
|
| Казахстан
|
| Монголия
|
| Китай
|
| Северная Корея
|
|
| Норвегия — Осло,
Финляндия — Хельсинки,
Эстония — Таллин,
Латвия - Рига,
Литва — Вильнюс,
Польша — Варшава,
Белоруссия — Минск,
Украина — Киев,
Грузия — Тбилиси,
Азербайджан — Баку,
Казахстан — Астана,
Монголия — Улан-Батор,
Китай - Пекин,
Северная Корея — Пхеньян.
| Первичное закрепление знаний
( 8 мин.)
| Давай проверим как вы усвоили эту тему.
Используя текст учебника на с. 100—104 и карту на с. 102, разгадайте кроссворд.
Молодцы вы сегодня хорошо работаете!
| Каждый работает самостоятельно в тетрадях
1. Китай.
2. Казахстан.
3. Финляндия.
4. Япония.
5. Азербайджан.
6. Польша.
7. Норвегия.
| Информация о домашнем задании
(2 мин.)
| 1. Учебник: прочитать текст на с. 100—105, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 104.
2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 53).
| Записывают домашнее задание в дневник
| Итог урока. Рефлексия. ( 4 мин.)
| Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?
Какой стране вам захотелось побывать? Почему?
Хотелось бы вам путешествовать?
Почему там важны хорошие отношения между странами и народами?
Вам все понравилось?
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.
У каждого на парте лежат кружочки зеленого, желтого и красного цвета. Кто все понял поднимите зеленый, кто не все понял поднимите желтый, а кто совсем ничего не понял и кому нужна помощь поднимите красный кружочек.
Всем спасибо, все сегодня хорошо поработали.
| О наших соседях
Рассказывают кто в какой стране хотел бы быть
да
что бы был мир
|
|