Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Изучение нового материала.



 

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении

 

Добрый день, начать сегодняшний урок я хочу с эпиграфа: “Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы” (Древнеиндийская мудрость).

II. Изучение нового материала.

1. Целеполагание урока.

А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, разгадав кроссворд и угадав слово по вертикали.

По горизонтали:

1. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления.

2. Специалист по отделке зданий и помещений.

3. Артист, играющий на музыкальных инструментах.

4. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников.

5. Специалист по приготовлению пищи.

6. Работник торговли.

7. Специалист по обучению и воспитанию детей.

8. Специалист, лечащий животных.

9. Специалист, владеющий ножницами и расческой.

10. Исполнитель ролей в театральных представлениях.

Так о чем мы будем с вами говорить на уроке (самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении). А теперь попробуйте самостоятельно определить цели нашего урока, выполнив задание «Вставь пропущенное слово».

1. Мы узнаем, что такое……

2. Мы рассмотрим виды……

3. Мы рассмотрим роль …… в ……….. самоопределении.

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний обучающихся.

Как вы думаете, что такое самооценка? А какой может быть самооценка? Как могут оценивать себя люди? (Оценка может быть плохой. Человек оценивает себя слишком низко, критично.) Мы можем сказать в этом случае, что самооценка у человека низкая.

А как еще оценивают себя люди? (Слишком хорошо. Считают себя лучше других.)

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку? (нормальная, адекватная)

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально.

3. Восприятие нового учебного материала.

Самооценка – это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков (такое определение дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова)

Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков (психологический словарь).

Как, вы и сказали, существует 3 вида самооценки: завышенная, адекватная и заниженная.

Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только одни “плюсы”? (идеальных людей не бывает)

А есть ли люди, у которых одни только недостатки? Одни “минусы”? (нет)

А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы? (минусы)

А плюсы у него есть? (есть)

А что ему мешает увидеть в себе плюсы? (возможно, отрицательное отношение к себе)

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

(Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло).

То есть плюсы – достоинства он отвергает.

А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой? (плюсы)

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

 

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

(Он считает, что их у него нет. Возможно, человек считает недостатки своими достоинствами).

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

(Он признает в себе положительные и отрицательные качества. Он не страдает оттого, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже).

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я хорошо рисую.

На доске обводятся все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

(Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе).

Как влияет самооценка на достижение целей? (мультфильм «Путь к успеху).

Как вы думаете, каким образом самооценка влияет на профессиональное самоопределение? (человек адекватно или неадекватно оценивает свои способности, возможности в выборе профессии)

Понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки:

 

 

 

Что означает эта формула? Самооценка - это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.


Эта формула означает, что самооценка человека зависит от 2 вещей: от того, чего мы добились, и от того, чего бы мы хотели добиться. Если мы добиваемся больше, чем ожидаем, у нас должна быть высокая самооценка. Если мы ожидаем от жизни больше, чем добиваемся, мы страдаем от низкой самооценки. По крайней мере, так должно быть согласно формуле самооценки.

Как вы считаете, каким образом, исходя из формулы, можно повысить самооценку? (добиться успеха в какой-либо деятельности; снизить уровень притязаний).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.