|
|||
II. Изучение нового материала.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении
Добрый день, начать сегодняшний урок я хочу с эпиграфа: “Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы” (Древнеиндийская мудрость). II. Изучение нового материала. 1. Целеполагание урока. А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, разгадав кроссворд и угадав слово по вертикали. По горизонтали: 1. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. 2. Специалист по отделке зданий и помещений. 3. Артист, играющий на музыкальных инструментах. 4. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. 5. Специалист по приготовлению пищи. 6. Работник торговли. 7. Специалист по обучению и воспитанию детей. 8. Специалист, лечащий животных. 9. Специалист, владеющий ножницами и расческой. 10. Исполнитель ролей в театральных представлениях. Так о чем мы будем с вами говорить на уроке (самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении). А теперь попробуйте самостоятельно определить цели нашего урока, выполнив задание «Вставь пропущенное слово». 1. Мы узнаем, что такое…… 2. Мы рассмотрим виды…… 3. Мы рассмотрим роль …… в ……….. самоопределении. 2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний обучающихся. Как вы думаете, что такое самооценка? А какой может быть самооценка? Как могут оценивать себя люди? (Оценка может быть плохой. Человек оценивает себя слишком низко, критично.) Мы можем сказать в этом случае, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди? (Слишком хорошо. Считают себя лучше других.) В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке. Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние? Если да, то как можно назвать такую самооценку? (нормальная, адекватная) Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. 3. Восприятие нового учебного материала. Самооценка – это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков (такое определение дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова) Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков (психологический словарь). Как, вы и сказали, существует 3 вида самооценки: завышенная, адекватная и заниженная. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике. Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только одни “плюсы”? (идеальных людей не бывает) А есть ли люди, у которых одни только недостатки? Одни “минусы”? (нет) А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку? Продолжается работа на доске на графике. Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы? (минусы) А плюсы у него есть? (есть) А что ему мешает увидеть в себе плюсы? (возможно, отрицательное отношение к себе) Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д. Минусы” чертятся на графике и обводятся. А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это? (Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло). То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой? (плюсы) Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.
А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам? (Он считает, что их у него нет. Возможно, человек считает недостатки своими достоинствами). То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет. На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки. Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам? (Он признает в себе положительные и отрицательные качества. Он не страдает оттого, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже). Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я хорошо рисую. На доске обводятся все плюсы и минусы адекватной самооценки. Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека? (Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе). Как влияет самооценка на достижение целей? (мультфильм «Путь к успеху). Как вы думаете, каким образом самооценка влияет на профессиональное самоопределение? (человек адекватно или неадекватно оценивает свои способности, возможности в выборе профессии) Понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки:
Что означает эта формула? Самооценка - это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.
Как вы считаете, каким образом, исходя из формулы, можно повысить самооценку? (добиться успеха в какой-либо деятельности; снизить уровень притязаний).
|
|||
|