Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классный час. Неделя детской книги.



Классный час. Неделя детской книги.

1 слайд

Интересное из мира книг

2 слайд

Глава 1.

Кто и как делал книги в Древней Руси.

3 слайд

Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века.

4 слайд

        В 11 веке церковь нуждалась в богослужебных книгах: библиях, евангелиях,

       псалтырях, часословах и др. Поэтому переписывание книг считалось делом

       богоугодным. Почему переписывание, а не написание книг? Да потому что книги

       не писали, а переписывали. Книги привозили на Русь из других стран, а на Руси

       специально обученные люди (монахи) их переводили и переписывали.

        Именно монахи были первыми создателями рукописных книг. Создание рукописи

        – это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за

      строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой, когда на

      улице темнело, писали при свечах.

       Каждый монах – писец в конце книги делал некоторые записи о себе. Чаще всего

      он сообщал своё имя, иногда профессию. Например: «поп Упырь Лихой» (1047

      год), или «Антоний, инок» (1129 год).

      5 слайд

      Самой древней рукописной книгой является Остромирово евангелие. В книг

      294      листа. Переписано оно было за 7 месяцев. То есть получается, что в день       переписывалось около полутора листов.

     6 слайд

     До XIV века материалом для страниц рукописных книг служил пергамент.

      Пергамент – специально обработанные кожи животных.

    Листы пергамента обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма.

      Позднее пергамент использовали для обтягивания переплётов.

    Очень часто пергамен рвался, и его приходилось штопать.

     7 слайд

    Основными инструментами письма были перо и чернила. В XI – XIV веках

     писали птичьими (гусиными) перьями и железистыми чернилами разных оттенков            (от светло-ржавого до чёрного).

    Для получения ровных строчек лист пергамента разлиновывали острым

    инструментом. Только после этого приступали к тщательному переписыванию

    каждой буквы.

      

  8 слайд

 Начальные буквы статьи назывались буквицы или инициалы. Их чаще всего писали       киноварью (красными чернилами). Отсюда и название «красная строка».

 Буквицу выписывали особенно тщательно. Она должна была заинтересовать читателя,       привлечь его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь       была увита орнаментом.

    9 слайд

   Часто рукописи украшались многочисленными рисунками, страницы украшали

   замысловатые орнаменты.

   10 слайд

   В конце 13 – начале 14 веков слово “писец» стало обыденным, а книгописание

     оформилось в самостоятельную ремесленную отрасль.

  Если раньше книги были только религиозного характера, то теперь появились

   различные судебники, книги, в которых описывался жизненный уклад, изборники        (собрания изречений, сказаний, повестей, притч), азбуковники и другие.

  Книги для массового чтения стали писать в большом количестве. Работали мастера по       найму и на заказ. В конце книги стали появляться записи с обозначением цены. Так       постепенно складывался книжный рынок.

  11 слайд

  Книга, создаваемая на заказ, представляла собой настоящее произведение искусства.

  Использовалась дорогая, купленная за границей, бумага. Книга пестрела

  иллюстрациями и орнаментами. Заголовки и буквицы прописывались золотом.

  Богатые кожаные переплёты украшались окладами и драгоценными камнями. Над        такой книгой трудилось несколько мастеров. Так в книгописании появилось

   разделение труда.

     12 слайд

     Вот какие мастера трудились над книгой:

     Доброписец писал основной текст.

   Статейный писец исполнял киноварью вязь, надстрочные и подстрочные знаки,

       записи, точки и другой текст.

  Заставный писец рисовал заставки и буквицы.

  Живописец рисовал миниатюры.

  Златокузнец и сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги.

   13 слайд

    Глава вторая. Книги-миниатюры.

   14 слайд

    Форматы книг бывают разные.

     Формат - размер печатного издания, тетради, листа.

        В эпоху рукописной книжности формат играл немаловажную роль: чем больше

     формат книги, тем дороже её стоимость.

   В настоящее время мы можем встретить книги различных форматов. Правда, на

   стоимость книги сегодня влияет не столько её формат, сколько год написания и

   издания. Чем книга старше, тем она дороже ценится. И это понятно. «Старых» книг

   осталось не так много, именно поэтому они так ценны.

  15 слайд

    Мы сегодня поговорим о книгах – миниатюрах

     Миниатюра - изящное изделие очень маленького размера.

   16 слайд

   История миниатюрных изданий своими корнями уходит глубоко в прошлое.

   Более 4000 лет назад в Вавилоне люди богатые, состоятельные читали небольшие         глиняные плитки. Они сохранились до наших дней.

    17 слайд

   В VIII веке н.э. при дворе японского императора в специальных

  деревянных футлярах хранили как драгоценную реликвию бумажный

   свиток шириной 57 мм «Dharani», содержащий молитву, отпечатанную

  иероглифами с деревянного клише. Это чудо было изготовлено в 770 году        по приказу японской императрицы с целью распространения буддизма в        стране.

   И глиняные плитки, и бумажный японский свиток мы смело можем        отнести к «родителям» книжек-миниатюр.

   18 слайд

   Миниатюрные книжки и тексты появились на свет почти одновременно с        традиционными и более привычными для нашего глаза.

    Зачем же нужны были маленькие книжки? Всё очень просто. Люди         хотели уместить свои знания и опыт на небольших страницах, чтобы в добрые времена можно было брать их с собой в дорогу или передавать другим. А в  трудные (военные и т.п.) времена такие книжки легче было  прятать.

  И если известная фраза «мир в твоем кармане» для одних людей означала         набитый кошелек, то для других это была дорожная книжка, молитвенник    и т.п. — средоточие мудрых мыслей, а то и компания настоящих друзей,        благодаря которым человеку становится теплей на душе и не так одиноко.

       19 слайд

В средние века создавалось немало рукописных мини книг: в Матенадаране (Ереван) находится одна из них — размером 30х40 мм, изготовленная в  1434 году. Ценность маленьких, писанных от руки книг, была велика. Маленькие книги иногда называли «поясными», потому что странники носили их на поясе. Мини-книжки были в переплетах из мягкой кожи или в защитных футлярах.

   20 слайд

C приходом в мир первопечатника И. Гутенберга и «подвижной печати» у книг появляется много единоличных владельцев, а            потребность в миниатюрных изданиях возрастает.

21 слайд

 В 1468 году его помощник П. Шофлер создает первую книгу карманного размера.

 22 слайд

Одна из самых старых печатных миниатюрных книг, размером 48х65 мм, была издана в 1505 году в Венеции.

Альд Мануций (Aldus Pius Manutius), греческий и латинский ученый, был наиболее значимым из ранних издателей миниатюрных книг. В конце 15-ого столетия в своей типографии в Венеции он напечатал множество ранних классиков в миниатюрном формате.

23 слайд

Зачастую мини-книги представляли собой настоящее произведение искусства. При их оформлении использовались серебряная филигрань, перламутр и цветная эмаль. Обложки делались из шелка и бархата, оснащались застежками и хранились в футлярах.

24 слайд

   До конца XIX в. самой маленькой в мире считалась книга, изданная в Голландии в 1674 г. 23-летним печатником Бенедиктом Шмидтом. Это голландская поэма под названием «Bloem-Hofje», размер ее 8×12 мм.

25 слайд

В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», которая представляла собой маленькую тетрадку форматом 16х10

26 слайд

Первой русской миниатюрной книгой считается «Искусство быть забавным в беседах» 1788 года, размером 65х75 миллиметров в 32 долю листа.

27 слайд

В начале XIX века широкое распространение получают книги-малютки для детей, издания современных авторов, песенники.

28 слайд

В 19 веке были выпущены и другие книги – миниатюры, например, «Евгений Онегин» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

29 слайд

     В 1899 году в честь 100-летнего юбилея А.С. Пушкина его издательством была выпущена книга «Все поэмы Пушкина». Размер книги поэм — 17х26 мм. В книгу из 268 страниц вошло восемь поэм Пушкина: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава», «Гасуб», «Медный всадник». Книжка вложена в красивый серебряный футляр с увеличительным стеклом и застежкой.

30 слайд

     В 1921 году была напечатана миниатюрная «Конституция РСФСР». Ее размер 35х50 миллиметров.

31 слайд

      До недавнего времени самой маленькой в мире книгой считался «Кобзарь», созданный украинским микрогравером Николаем Сядристым. Она имеет всего 12 страниц, каждая из которых 0,6 квадратных миллиметра. Перелистывать страницы можно лишь заостренным кончиком человеческого волоса. Книжка сшита паутинкой (толщина нити в среднем равна.0,002 миллиметра). Обложка сделана из лепестка бессмертника. Ее украшает портрет Тараса Шевченко, а также изображена хата, в которой он родился. На крохотных листках через микроскоп можно прочитать 75 строчек бессмертных стихов поэта. Книга хранится в Политехническом музее Москвы.

32 слайд

Позже оказалось, что книжечка Николая Сядристого не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец Михаил Маслюк создал томик стихов А.С. Пушкина объемом всего 0,064 кубического миллиметра. На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик — в книге много страниц.

33 слайд

В 1997 году на 15-м Всемирном конгрессе мини-книги в США книжный график из Омска А. Коненко представил в двух копиях книгу-рассказ А. Чехова «Хамелеон» размером 0,9х0,9 мм. Она была признана самой маленькой книгой мира.

На сегодняшний день Кононенко создал почти ста микрокниг, и его работы хранятся в коллекциях и музеях разных стран. За пятьдесят лет жизни А. Коненко создал и целый ряд удивительных миниатюр как отдельный художественный жанр. Он сшивает свои книги почти невидимой шелковой нитью; размещает целый караван верблюдов в ушке швейной иглы или вырезает зоопарк на волосе с головы человека.  

34 слайд

     Несмотря на малый формат, миниатюрная книга в полной мере представляет искусство книги, искусство печати и переплета.

 

 

 

    

 

 

    

 

 

     

    

 

    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.