Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ



 

Наименование дисциплины по учебному плану

Родная литература

Группы

М9-М20о-2

В соответствии с расписанием

18.12.2020

  часы тема в соответствии с рабочей программой форма контроля сроки сдачи на проверку
Лекционные занятия Раздел 11.Литературный Мурманск. История и люди края. Человек и его дело. Тема 11.1Мурманские писатели-прозаики. Б. Блинов. Исследование человеческого характера в момент жизненной катастрофы; сопротивление судьбе; право человека на выбор; стремление найти себя и от­дать долг людям. Анализ рассказа Б.Н. Блинова (по выбору) 19.12.2020
ФИО преподавателя

Азорина Галина Валентиновна

Контактные данные для обратной связи

 galazor@yandex.ru

 

 

Раздел 11.Литературный Мурманск. История и люди края. Человек и его дело.

Тема 11.1Мурманские писатели-прозаики. Б. Блинов. Исследование человеческого характера в момент жизненной катастрофы; сопротивление судьбе; право человека на выбор; стремление найти себя и от­дать долг людям.

 

Борис Николаевич родился в городе Сураж Орловской области 29 июля 1940 года. Потомственный писатель и моряк, сын Н.Н. Блинова, судового механика, автора нескольких повестей о жизни рыбаков, и А.С. Хрусталевой, первой женщины - судового механика в СССР, писательницы.

«Мурманск - это судьба!», - говорит Борис Николаевич.
С 1965 по 2005 годы работал – электромехаником на рыболовных судах «Севрыбхолодфлота».

С 1978 года Борис Блинов Член Союза писателей СССР.

В 1992-2000 возглавлял Мурманское отделение Союза российских писателей, стал инициатором создания и первым главным редактором областного литературно-художественного альманаха «Мурманский берег».

В 2002 году в Мурманской области создана Ассоциация творческих союзов, включающая в свой состав все местные отделения российских творческих союзов: художников, писателей, театральных деятелей, архитекторов и фотожурналистов. Борис Николаевич Блинов был избран председателем Ассоциации.

Лауреат различных литературных премий, в том числе - международных.
   В 2004 году увидела свет книга публицистики «Как воды наполняются морем», в которую вошли работы разных лет. Это и очерк о родном для писателя Мурманске «Мой город», и очерки о знаменитых капитанах «Севрыбхолодфлота» – Георгии Бородулине, Станиславе Лазареве и других, и воспоминания о многолетнем друге и коллеге – писателе Викторе Конецком.

Перу Бориса Блинова принадлежат книги и многочисленные публикации о море, проблемах рыбаков, человеческих взаимоотношениях, о Мурманске и мурманчанах.

В 1969 г. в журнале «Север» опубликован рассказ «Вершина Ян-Майена» Дебютная книга с этим же названием вышла в Мурманске в 1972 году.

Безусловной удачей в этот период творчества Б. явилась повесть «Последний бич». Она вдохновила столичного сценариста Александра Фокина на создание фильма о буднях заполярного рыбного порта.

Главный герой Веня Егоров — парень из псковской глубинки, мечтавший о дальних плаваниях, приехал в Мурманск и по собственной наивности оказывается в местном порту без денег, документов и одежды. Это пронзительная история мурманского «бича», жизнь которого прошла в рыбном порту, где он знал всех и вся, почему и называли его в шутку «капитаном порта». Повесть изобилует множеством характерных деталей, частностей «бичевского» бытия, но «не стоит замыкать эту вещь в узкие рамки маринистики.

Блинову, в принципе, удается в своих книгах уйти от предметов исключительно флотских к общечеловеческим…». Жизнь Вени — пример стоического противостояния судьбе, неблагоприятным жизненным обстоятельствам, в ходе которого герою удается отстоять себя, остаться человеком.
   В 1977 в журнале «Север» вышла повесть «Личное дело».

В 1980-е годы появляются новые повести: «Сбой», «Камбузная жизнь», «Судовая роль», «Вдоль большой дороги», «Последний бич». В 90-е годы Блинов написал повести «Эти теплые дни» (1993), «Ищите женщину» (1995), «Ой те» (2001).

Книги Б. Блинова увлекают не только сюжетом, но и лирическими отступлениями и философскими размышлениями, включают читателя в диалог, нередко переходящий в дискуссию.

Его произведения наполнены напряжѐнными размышлениями о природе любви, быстротечности человеческой жизни.

Писатель изображает внутренний мир героев-моряков, стремящихся привнести в береговую жизнь своѐ понимание человека и общества.

«По дороге Мурманск— Ориноко» -  трогательная и полная прекрасных жизненных зарисовок повесть о мальчиках, живших в Мурманске в первые послевоенные годы, их дружбе, учебе. Книга написана в  соавторстве с  братом, писателем Николаем Блиновым.

«Мурманская сага» - рассказ о городе, детстве, истории края, знаменитых домах и людях. Перед нами жизнь Мурманска со времени его основания до середины прошлого века. В книге реальные события жизни перемежаются с художественными образами и создают картину малоизвестной, своеобразной жизни города, и одной из его семей.

«Личное дело». Судьба этого произведения сложилась непросто — книгой повесть стала лишь через 7 лет после журнальной публикации и явилась для автора этапным, значимым произведением.

Тема — научно-техническая революция и ее влияние на человека.

Писатель показывает ситуацию, когда плоды НТР, внедряемые на судах рыбопромыслового флота - автоматизация, новые методы работы, оборачиваются для конкретного человека — механика Павла Воропаева — жизненным неустройством, потрясением.

„Личное дело“ — повесть на производственную тему, в том лучшем ее смысле, в котором можно так назвать книгу о любимом деле, полностью захватывающем человека. Но наиболее напряженными в произведении оказываются страницы не о внерабочей сфере жизни человека, а сами производственные отношения.

Действительно, судьба перестройки одного из отделов порта заинтересовывает нас больше, чем любовный конфликт, содержащийся в повести, потому что она написана с пониманием и знанием жизни и людей.

В 1980-е одна за другой следуют новые повести: «Сбой», «Камбузная жизнь», «Судовая роль», «Вдоль большой дороги»…

В последнее десятилетие ХХ в. Блинов создал ряд произведений за рамками главной для себя темы: повести «Эти теплые дни» (1993), «Ищите женщину» (1995), «Ой тё» (2001) — не о море.

Писатель осваивает в них новые жизненные пространства.

Хотя первые главы повести «Эти теплые дни» - та же вера в справедливость мироустройства, в дружбу и любовь, то же традиционное обращение „старик“.

Но все это для главного героя, Вада Ширяева, внезапно рушится. Попытка защитить несправедливо обиженного друга-еврея, оборачивается угрозой исключения из вуза и комсомола, друзья предают, любимая девушка выходит замуж за другого.

Исследование человеческой души в момент катастрофы - сильная сторона творчества Бориса Блинова: состояние смятенного, потрясенного сознания Вада автор раскрывает через алогичный, захлебывающийся внутренний монолог героя. Но оптимистичный финал повести заставляет вспомнить о его неистребимой вере в человека.

В 2004 увидела свет книга публицистики Блинова «Как воды наполняются морем», в которую вошли работы разных лет.

Произведения Б. Н. Блинова переведены на норвежский, финский, шведский, польский и другие языки.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I. Выходные данные.

1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т. д.

2. Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т. д.

II. Идейно-тематическая основа произведения.

1. Структура содержания.

2. Тема, главная проблема и мысль.

3. Идея как авторское отношение к изображаемому.

III. Основные герои, их портреты и характеры.

IV. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).

V. Особенности моделирования реального мира.

1. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).

2. Характер изображения истории и современности.

VI. Авторская позиция в произведении.

VII. Жанрово-родовая принадлежность, художественный метод и стиль.

VIII. Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).

IX. Мое восприятие произведения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.