|
|||
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».Стр 1 из 2Следующая ⇒
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - "Детский сад № 3 "Морозко" г. Северодвинск Родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»
Воспитатель: Соколова Е.В.
2021 год Цель: Сформировать у родителей потребность в воспитании самостоятельности у ребёнка. Задачи родительского собрания: 1) Познакомить родителей с особенностями «кризиса 3-х лет». 2) Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности. 3) Формировать у родителей представление о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности. 4) Дать рекомендации и советы родителям по теме собрания. Ход собрания. Добрый вечер, уважаемые родители мы рады Вас видеть! Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях развития детей в период трех лет, помочь понять причины капризов и упрямства малышей, а так же рассмотреть эффективные приемы общения и взаимодействия с детьми. Многие из вас наверно задавались вопросами, что такое «кризис 3-х лет», «Как с ним справиться?», «Что делать?». Конец раннего возраста – один из трудных периодов в совместной жизни ребёнка и взрослого. На новом витке развития (в период от 2,5 лет до 3,5 лет, а у некоторых детей и до 4 лет) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет». Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы, упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права». Следовательно, уважаемые родители, хотим обратить ваше особое внимание на следующие моменты: - Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. - Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых. - Конфликты по разным поводам в данный возрастной период - неизбежны. - Если в столкновениях с взрослым всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности. - Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика. - Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых. - Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начнет вести себя более ответственно. - Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений. - Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; - Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка); - Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое). - Успешно преодолев кризис 3 лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей его среды. Вы наверно стали часто слышать дома от детей слово – я сама, я сам? Это очень хорошо, значит, ваш ребёнок подрос и готов самостоятельно выполнить некоторые действия. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослого. Сначала надо обязательно очень точно показать малышу, что он должен делать. Взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например, при умывании, или инсценированные с предметами, если нужно, часть работы выполняет сам. В процессе показа и после него ребенку задают разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок понял, почему так нужно поступать. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. По мере накопления малышом конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше предоставляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, чтобы движения, действия детей были точны, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям. После того, как ребенок освоит отдельные движения, необходимо положительно настроить его на выполнение каждого задания. Важно при этом, чтобы ребенок ощущал доверие родителей к себе. Поэтому обращаться к нему в этом случае надо таким образом, чтобы в высказывании взрослых звучала положительная мотивация, например: «А теперь ты можешь раздеться самостоятельно, а потом мы пойдем купаться».
В возрасте от 2 до 3 лет, когда у ребенка проявляется выраженная потребность многое сделать самостоятельно, формулировка «ты можешь» отвечает стремлению ребенка, способствует его развитию. Крайне важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания посторонних к проявлениям его самостоятельности. Каждый самостоятельный поступок малыша обязательно нужно отмечать и хвалить его за это. Снял ребенок колготки – необходимо сразу же похвалить его, даже если пришлось терпеливо ждать, пока он закончит эту еще трудную для него процедуру. При этом родители должны также помнить, что не стоит смеяться над неумелыми действиями малыша. Только так можно помочь ребенку. Только так он с радостью будет выполнять необходимые действия. А это, в свою очередь, прибавляет ему уверенности в себе, и делает его самостоятельным. Тогда ребенок будет самостоятельно стараться найти себе занятие, стараться справиться с ним и даже окажет помощь тому малышу, который в ней нуждается. Главное, чтобы взрослые каждый день давали ребенку почувствовать, что он уже в состоянии самостоятельно сделать то или другое дело. В возрасте 2–3 лет самостоятельностьпроявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: • Совершенствуются навыки самообслуживания; В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться. В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет. К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом, по-прежнему, необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей. • Играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками 2–3 последовательных эпизода из жизни; • Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках, постройках задуманное). Дети учатся самостоятельновыполнять простейшие трудовые поручения: • расставить по местам игрушки; • убрать в ящик строительный материал; • полить растения; • покормить рыбок и птичек; • перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить ложки. У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе делать, наблюдать за чем-то интересным. Для своевременного формирования самостоятельности родителисообщают детям их маленькие обязанности: • одежду беречь; • игрушки не разбрасывать; • охотно выполнять поручения взрослых; • не шуметь, когда старший брат готовит уроки, когда находишься в спальне. Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельнойдеятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть рукава, вымыть руки, если одежда удобна. Самостоятельный, уверенный в себе ребенок легче адаптируется в окружающем мире. Он открыт для новых впечатлений и нового детского опыта. Педагоги и психологи определили семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка: 1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания. 2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны). 3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам. («Вместе» с ребенком, а «не вместо него»). 4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины. 5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т. п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего(умение отдавать – признак позитивной силы). 6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок). 7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития. В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей. Вот и подошла к концу наша встреча. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами. И закончить мне хотелось бы такими словами: Вместе мы многое сможем!
Рекомендации для родителей: • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка. • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения. • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать. • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно. • Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит. • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка. • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример. • Старайтесь использовать игровую ситуацию. • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша». 1) В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно. 2) Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни. 3) Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя. 4) Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях. 5) Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек). 6) Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения). 7) Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности). 8) Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей. 9) Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры. 10) Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
|
|||
|