Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История. В начале XVII века село Рыбницы и окрестные земли принадлежали Ксении Романовой (урожд. Шестовой, затем инокине Марфе) — матери царя Михаила Фёдоровича . После её смерти в 1631 году они были переданы Новоспасскому монастырю в Москве. В 1700 году



 

Церковь Спаса Нерукотворного (Рыбницы)

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — православный храм в селе Рыбницы в Некрасовском районе Ярославской области. Был построен в период с 1789 по 1792 год. Главный престол церкви освящён в честь Спаса Нерукотворного Образа, южный придел — во имя Николая Чудотворца, а северный придел — во имя святого Кирилла Новоезерского.

 

СОДЕРЖАНИЕ

· 1 История

· 2 Архитектура

· 3 Интерьер

· 4 Захоронения

· 5 Литература

· 6 Ссылки

1. История

В начале XVII века село Рыбницы и окрестные земли принадлежали Ксении Романовой (урожд. Шестовой, затем инокине Марфе) — матери царя Михаила Фёдоровича . После её смерти в 1631 году они были переданы Новоспасскому монастырю в Москве. В 1700 году в селе была обретена икона Всемилостивого Спаса. В честь этого события было решено поставить деревянную часовню, однако местные жители продолжали ходить в храм в соседнее село Голышкин Бор. Лишь в 1722 году в Ярославскую духовную консисторию было направлено разрешение Святейшего Синода на строительство храма в Рыбницах. В 1759 году освятили деревянный храм, построенный по заказу екатерининского вельможи и владельца земель, генерал-поручика графа Карла Ефимовича Сиверса. В 1789 году на средства местного крестьянина Кирилла Михайловича Кускова и пожертвования прихожан на этом же месте был возведен каменный храм с приходом из четырех деревень (Уткино, Свечкино, Тюмба и Овсяники); в 1791—1792 гг. к нему была пристроена колокольня, а также северные и западные ворота. В 1867 году последние были переделаны.

Храм расписывался в период с 1878 по 1884 годы. В 1961 году он был закрыт и возвращен верующим только в 1993 году. В 2010 году в результате пожара храм и колокольня серьезно пострадали. В настоящее время ведутся восстановительные работы.

2. Архитектура

Пространственно-композиционное решение Спасской церкви отличается ясностью и четкостью. Основной объем (1789) представляет собой высокий четверик из оштукатуренного кирпича, я к которому с восточной стороны примыкает сильно выступающая апсида. Он увенчан типично ярославским пятиглавием, которое зрительно увеличивает высоту четверика почти в два раза: четыре высоких узких барабана с центральным световым – основа для главок с чешуйчатым покрытием, имитирующим лемех (изначально были выполнены из оцинкованного железа, после пожара 2010 года обновлены) – тесно приставлены друг к другу. В декоре фасада видна устойчивость традиций ярославского зодчества XVII века: на узкий карниз из тонкой полоски поребрика поставлен фриз из мелких кокошников; углы четверика фланкированы широкими плоскими лопатками. Окна четверика обрамлены прямоугольными наличниками с лучковым завершением из лекального кирпича. Декорированная таким же образом прямоугольная трапезная с двускатным перекрытием, построенная, вероятно, после 1790 года, расположена симметрично по оси восток-запад и соединяет главный храм с четырехъярусной колокольней (1791). Последняя украшена позднеклассичесской лепниной: нижний ярус фланкируют изящные парные колонны коринфского ордера, вероятно, изготовленные приезжими московскими мастерами. На следующем и двух верхних ярусах, они уплощаются – углы фланкированы полуколоннами, затем трёхчетвертными колоннами и, наконец, пилястрами. Такие же колонны украшают частично сохранившиеся северные ворота на кладбище вокруг церкви, украшенные мелкими лепными деталями (головками путти и т.д.). Частично сохранившиеся западные ворота, перестроенные в 1867 году, представляют собой два пилона с арочными нишами по центру.

Прямая архитектурная параллель Спасской церкви – церковь Троицы Живоначальной в Диевом Городище (Некрасовский район, Ярославская область), построенная двумя годами ранее (1787) и состоящая из трех частей: четверика в духе традиционного ярославского зодчества XVII века, пристроенной, но стилистически соответствующей трапезной и классицистической колокольни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.