Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Элвин Тоффлер (1928-2016).



14.10.17 Элвин Тоффлер (1928-2016).

Футуролог. Предсказал очень много вещей.
Future shock 1971
The third wave 1980
Powershift: knowledge, wealth and violence at the edge of the 21 st century 1990

Промежуток с 1950 по 2025 рассматривает и анализирует.
Идея- предидущий этап развития общества (индустриальное) ломается, этот слом сопровождается коренными изменениями во всех системах отношений, а также локальными конфликтами.
Очень медленно в недрах индустриальной цивилизации вызревают такие такие технологические инновации, которые сметут этот этап истории. Однако, Тоффлер подчеркивает, что эта революция- процесс не поступательный, постепенный, плавный. Противоречия, конфликты- суть.
Какие изменения? Делит общество на 5 сфер: техносфера, социосфера, инфосфера, властная, психосфера. Именно они определяют развитие общества.
В работе «Третья волна» Тоффлер предсказал изменение отраслей производства. В работе «Метаморфозы власти» говорит: мы являемся свидетелями масштабной битвы за власть, причем на всех уровнях общества.
В работе «Шок будущего» предвосхищает изменение семьи, системы образования, становления общества потребления.
«Третья волна» и вообще все его работы очень часто подвергались цензуре, запрещались. Только потом оценили, какой мощный прогнозический потенциал его работ.
Суть- 3 волны: 1. первая- аграрная (10000 лет назад- 18 век)
2. индустриальная (до 1950х)
3. постиндустриальная, супериндустриальная (с 1950х)

Модель, которую использует автор, называется волнойронтальный анализ. Говорит о том, что зарождающаяся цивилизация может стать более здоровой, пристойной, демократической, чем вторая.

1 волна- 10000 лет назад- -переход от собирательства к минимально доступным инструментам.
Характеристики:
1. земля как основа жизни.
2. простое разделение труда
3. четкое разделение на классы или касты, очень жесткая иерархия
4. власть авторитарная
5. положение человека определяется фактом его рождения
6. производство замкнуто и децентрализовано: группа потребляет большую часть произведенного

2 волна- индустриальная революция, очень быстро распространяется.

Почему используется метафора волн? Идея- последующая волна не отменяет предидущую, одна волна догоняет другую. В недрах первой волны зарождается вторая
Волнофронтальный характер- тот инструмент, который позволяет по новому оценить уже известные конфликты и противостояния. Пример: Гражданская война в США. Когда переселенцы продвигались по континенту, были проводниками общества первой волны- фермеры. За ними приехали промышленники и предприниматели, агенты второй волны. В 19 веке на северо-востоке страны создается мощный технологический центр. Не может не вступить в противостояние с обществом первой волны (аграрным).
Мы привыкли рассматривать эту войну с позиции ценностных, свобода против рабства. На самом деле вопрос был: кто будет управлять новым богатым контингентом, первая или вторая волна, какой же будет эта новая страна? Когда северяне выиграли, индустриализация была неизбежна.

3 структуры определяющие структуры общества 2 волны:
1. нуклеарная семья
2. обучение фабричного типа
3. гигантские корпорации

Признаки общества 2 волны:
1. стандартизация
2. специализация
3. синхронизация
4. концентрация
5. максимизация
6. централизация

Общество 3 волны- происходит вызревание тех критичных элементов, которые приведут к кризису 2 волны. Можно считать 1955 год- впервые в США зафиксировано преимущество по количеству белых воротников (интеллектуальный труд) по сравнению с синими воротниками (физический труд). Происходит изменение характера самого производства.

Ключевая характеристика 2 волны- массовость. Все массово, чем более развитыми станут технологии, тем более упрощенными станем мы. Тоффлер говорит о другом способе организации производство- возрождение малых фирм, семейный бизнес, ориентированный на что-то уникальное.

Как будет организована система власти в этом обществе. В обществе 2 волны лишь винтики с функциями, которые нужно выполнять, жестокая система бюрократии, иерархии, властных структур.

Общество 3 волны становится гибким: общество иерархии и бюрократии становится нужными.
Наравне с ним должны быть другие формы организации управления: программисты, исследовательская компания, группа сбыта (с жесткой конкуренцией и соперничеством, бюрократия тоже, так как здесь она не мешает).
Волотильность- непредсказуемая подвижность. Требует непрерывного принятия решений, творчества. Современные корпорации либо перестроятся на адхократию- форма организации управления, ориентированная на выбор форм структуры правления, в зависимости от ситуации, задач, которые стоят. Меняется и работник. Человек общества 2 волны очень замкнутый, связан функциями, которые имеет. Общество 3 волны это все отменяет- быстрая адаптация, большой интеллектуальный и творческий потенциал, принятие решений. Человек не боится брать на себя ответственность брать на себя решения, принимать их.
В обществе 2 волны, можно заменить любого на другого. В обществе 3 волны все носители набора уникальных навыков и компетенций. Их сложно заменить. Каждые 10-15 лет люди все чаще меняют профессию.

Власть меняется, метаморфозы власти:
1. Всласть вырастает из ствола винтовки. (насилие)
2. Money talks. (деньги, богатство)
3. Знание- сила. (знание)
Тоффлер исследует понятие качества власти. Качество 1 власти низкое: власть только принуждает, нет стимула. Качество 2 власти среднее: богатство позволяет репрессивно воздействовать: штрафы… или наоборот: надбавки. Качество 3 власти самое высокое: мультиплицирует возможности предидущих видов властвования. Эта одна из причин почему конфликт развивается вокруг обладания знаниями- он считает власть, основанную на знаниях, самым демократическим типом. Общество 3 волны основано на децентрализации (регионы стремятся получить больше полномочий), дестандартизации. Есть и противоположный вектор- мы вынуждены передавать часть полномочий на наднациональный уровень для обеспечения качества регулирования этого процесса.
2 вектора власти в обществе 3 волны:
1. перераспределение власти от центра к территориально- административным единицам.
2. движение власти вверх- от общенациональных к наднациональным институтам.
Вводится понятие «мозаичная демократия»- массовость распадается, возникают общественные движения. Роль играют СМИ, распадается система ценностей, группы поддерживают каждая свою. Нет единой аудитории!
Понятие «решающего меньшинства»- единое общество, массовое. Нужно захватить большую часть этого общества (во 2 волне). В обществе 3 волны нужно захватить группу, которая захватывает инициативу. Группа, которая смогла сделать свою политику доминирующей, смогла ввести ее в политику. По мнению Тоффлера эта ситуация опасная. Мы находимся в ситуации перелома, от нас зависит куда пойдет наше общество.

Угрозы демократического развития: 1. религиозный фундаментализм
2. экологические экстремистские движения
3. ксенофобия
Силы мракобесия.
Он большое значение уделяет инфосфере. Формирование единой силы идей и взглядов. Волнует развитие информационных технологий. Не получится ли так, что интеллектуальные машины выйдут из под контроля человека? Не окажемся ли мы под тотальным контролем? Второй аспект- по мере того, как вся окружающая среда становится более интеллектуальной мы сами не станем глупее?
Единое гомогенной информационное пространство создает единую систему ценностей. Работа приносит удовлетворение, общественная польза.
Система ценностей. Постепенно происходит разрушения гомогенной системы ценностей, происходит переориентация. Ценности: общественная польза, самореализация, любимая работа.
«футурошок» чтобы описать стресс и дезориентацию, которые возникают у людей, подверженных слишком большому кол-ву перемен за слишком короткий срок. Тот, кто исследует это, мало знает об адаптации к этому (резистентность).
Переход к 3 волне- это шквал изменений. Скорость имеет приоритетное значение.
Футурошок рассматривает общество, как целое. Общество неоднородно. Скорость адаптации к изменениям на различных уровнях общества. С нововведениями начинается разрыв общества. Сегодня люди изучают будущее, будущее стало инструментом изучения настоящего. Каждая цивилизация учит своих детей осознавать время (в обществе 2 волны оно упорядочено (время деньги); в традиционном обществе время безгранично, регламентируется природными ритмами)
Нам нужны минуты и секунды, пространство было поделено по времени. Сейчас время определяется по нулевому меридиану.
Общество 3 волны разрушает сихронизованное время.

При внедрении одних и тех же технологий происходит разрыв – культрный…
21.11.17 Мануэль Кастельс (1942- now)
Информационная эпоха: экономика, общество и культура (2000)
Галактика интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе (2004)
Власть коммуникации (2016)
Ставил задачу преодолеть этноцентризм.

Дал исчерпывающее описание развития сов. общества. Белл ориентирован на западный подход.
Кастельс идейно относится к направлению пост-марксизм (критика марксизма).
Рабочий класс утратил свою силу. Ему очень сильно претят идеи (любая утопия ведет к разрушению общества - террору). Использует марксистскую идеологию, но отрицает марксизм как слишком радикальную идеологию.
Он значительный объем исследования посвящает тому, каким образом работают капиталистический отношения (они не исчезли, на базе марксизма, но отрицают его)
Информация- основной ресурс, сметающей границы, пределы, основывает сетевые структуры. Но эти сети и сползают, и объединяют и разъединяют людей.
Процесс, определившие возникновение ИО в конце 60х- середине 70х
1. революция информационных технологий
2. кризис как капитализма, так и этатизма (гос-во как доминирующая сила) становление информационных сетей придали отношениям между гос-ми определённую динамику, на 2 план отступает этатизм (превалирование гос-ва во всех сферах). Только в условиях преодоления…
3. расцвет культурных социальных движений (права индивида не могут быть ограничены гос-вом; феминизм; борьба за права человека) формирование общество тотального потребления. Акцент на индивидуальном, личном, особенном
Переопределяются отношения в экономике, обществе, культуре
Кастельс пишет о перераспределении отношений между ними, тогда мы и оказываемся в новом обществе.
3 частных процесс изменения
Экономика- информациональный капитализм- производство (общество на всех этапах развития использовало информацию. но нужно что-то отличающиеся)
1. общество информационального капитализма (дух информационализма (отсылка к духу капитализма).

Информациональное общество- в котором «генерирование знаний, обработка и передача информации становится основным источником производительности и власти.» Не воздействие информации на физическое явление, реальную экономику. Предмет нашего труда является информацией (акции, фьючерсы…)
Специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности.
Современная финансовая сфера является реальной экономикой (та область, где происходит основной объем получения богатств). Реальная – либо источники базового капитала, либо приятными объектами которые мы покупаем в финансовой сфере. В нереальной финансовая сфера – основной источник дохода.
Общество- сетевая структура-
Все большее кол-во процессов организовано по принципу сетей. На современном этапе сети получили глобальное проникновение
Власть структуры оказывается сильнее структуры власти. (принадлежность к той или иной сети оказывается важнее характера политического устройства)
Сети состоит из некоторых узловых точек, характер этих узлов зависит от сети, к которой они принадлежат. Они открыты для включения новых узлов, могут неограниченно расширяться. Для вхождения нужно разделять с ней общий коммуникационный код (общий набор ценностей, задач, смысла, которые объединяют эти узлы в рамках одной сети). 

Сети – это открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться, путем включения новых членов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды.
Кастельс признает значение технологий для сов. общества, они лишь усиливают тенденции, определяющиеся обществом.
Особые основания этого общества
Информационное общество- это общество сетевое, где конкурентоспособность возможна не на основе жестких иерархий, а на основе сети- координации взаимодействия высокоавтономных единиц (корпораций, общественных объединений и т.д.)
Все сильнее нарастает противоречие между личностью и сетевыми системами (Net vs Self). Не хотят жертвовать особенностями для включения в сеть. Подъем идентичности. Человек нежено должен обратиться к вопросу о своей идентичности. Только позиционную себя можно отличить себя от других.
Социальные движения - «целенаправленные коллективные действия, которые трансформируют ценности и институты общества» и дают человеку главные элементы его идентичности. Формируются через противостояние Self и NET. Современное общество – нарастание идентичности.
1. идентичность сопротивления (противопоставляют себя гос-ву (не вступает в коммуникацию, не пытается вести переговоры, весь мир – свой и чужой) и глобализации, только сопротивляется, отстаивает себя агрессивно, противопоставляет себя другим группам; жестко пресекает членов, которые хотят выйти; не поощряет индивида тоже; ее сила состоит в ее автономии) эти группы сопротивления могут перейти к созиданию, т.е. перейдут в проектную идентичность. Группы, которые могут сделать переход к этой идентичности (религиозные, национальные, территориальные).
2. проектная идентичность – имеет альтернативной набор ценностей, но пытается интегрировать их.

 

Новые формы стратификации. Приводит к разделению общества. Капиталист без класса капитализма (интеллектуальная элита управляет им). По мере этих изменений происходит вытеснение рабочих из сферы знаний (2 пути: либо адаптация, либо маргинализация). Ключевой критерий- образование (как нечто личное от воспитания детей и студентов)- это процесс, посредством которого люди (т.е. работая сила) приобретают способность постоянно изменять необходимые навыки для данной задачи и обращаться к источникам для обучения этим навыкам.
Причины нарастания социального неравенства:
1. фундаментальный разрыв между физическим трудом и информационным;
2. индивидуализация труда (подрывает коллективный труд)
3. постепенная гибель гос-ва всеобщего благосостояния (тоже самое, только на уровне гос-ва) Как только гос-ос уходит, выше риски упасть на дно.
28.11.17
Вся современная власть организованна на возможности регулировать наше поведение посредством трансляции доминирующих коммуникационных кодов. Власть - результат борьбы, чтобы формировать поведение.
Власть в сетевом обществе - результат в борьбе за право формировать культурные коды общества
Культура как источник власти и власть как источник капитала в основе иерархии сетевого общества.
Нарушается последовательность передач культурных кодов семье.

 

Источник капитала власть, она организуется через приписывание культурных кодов.
Происходит смена браков. Возникает явление сологамия (выйти замуж самому за себя). Меняется принципиально институт семьи.

В традиционном – обязан оставаться в семье, чтобы содержать родитилей.
Индустриальное общество- нуклеарная семья. Родители с тревогой ожидают момента, когда они пойдут во взрослую жизнь. «Дети бумеранги»- которые живут с родителями.
Содержание сетей не имеет значения, важнее сам факт доступа или отсутствия.
Происходит фрагментация общества, сети поощряют домашний образ жизни, дезинтеграция. Происходит усиление досуговой составляющей. Один из рисков- позволять кому-то управлять, направлять вас.
Стремление к включению в эту сеть, сеть требует освоении кодов, имеет риски для социума. Человек погружен в новую реальность
Виртуальная реальность
1. сплав текста, аудио и визуальных форм
2. система, в которой сама реальность полностью схвачена и погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения на экране не только сообщает о некоем опыте, но и сами становятся опытом.

Тезис об упадке гос-ва. Мы можем говорить о сужение сув-та гос-ва, но не можем говорить об уходе его из основных игроков. Гос-во выступает в качестве стабилизирующей единицей.

Все общество построено вокруг потоков- целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, пол и символических структурах общества.
Пространство потоков- не физическое нахождение, это включенность в процесс. Тенденция- отход от пространства мест.

Время определяющие хар-ки.
1. одновременность. дает возможность узнавать о процессах и явлениях мгновенно.
2. вневременность. связана с СМИ, отношение ко времени, которое они создают, где смешиваются события времени, эпох. формирование вневременного медийного контента, все перепутанное, раздроблено, перемешано. современное мышление клиповое. неспособность выстраивать последовательность.

Происходит сжимание времени (чем интенсивнее работаешь, тем больше заработаешь, в СССР работали за идею). СССР отрицал деньги как ценность.
СССР живет в вечности, сакральная вечность (Ленин).
То общество, которое освободилось от часов. Работа по гибкому графику. Отношение со смертью. Смерть в культуре- единственная главн референта точка в культуре.

Человек исключает то, что если ты смертельно болен, то должен умереть. Цифровое бессмертие- имитация манеры поведения погибшего человека.
Смерть превращается в предмет развлечения, отменяется сакральность смерти, ее конечность.

Как современному гос-ву вести войну?
Гос-во не может отказаться от войны, возможность угрожать тем, что мы можем вести войну.
Мгновенные войны:
должен вестись профессиональной армией (война не должна затрагивать обычных граждан)
2. должны быть короткими, даже мгновенными (не должна источать биологические, экономические ресурсы)
3. должны быть хирургически чистыми, «с разумной величиной разрушений» (красивая версия войны)

Только те державы, которые имеют эти технологии, сильные державы.
Презентуются аудиторией центра, кровавые войны на периферии (Руанда).
Он подчеркивает, что война- обряд перехода, точка отсчета для выживших. Такая подача войны отменяет этот тезис.

Проблемы препятствующие развитию сетевого общества:
1. управление Интернетом
2. наличие большого кол-ва исключенных из сети (причины: отсутствие технической инфраструктуры; экономические или институциональные препятствия; нехватка образовательных или культурных возможностей для использования потенциала интернета)
3. проблема с развитием способностей к обработке информации и генерации соответствующих знаний (непрерывный процесс выработки новых знаний)
4. опасения выхода из под контроля человека созданных им технологических устройств.

Герберт Шиллер (1919- 2000)
Mass communication and American Empire (1969)
The mind manager (1973)
Мы остаемся в условиях ранней капиталистической формации. Асимметрия в коммуникации между западом и странами 3 мира, как метрополии контролируют свои прежние колонии посредством экспортом технологий и экспортом их содержания.
Полит- эконом подход:
1. стремление увидеть за информацией ее скрытую сущность (смотрит на структуру доходов, управления, аудиторию- структурные элементы, которые определяют содержание)
2. системный анализ процессов коммуникации и обработки информации
3. исторический контекст (на уровне интересов страны)

Современное общество по Шиллеру:
все особенности капиталистических отношений остались неизменными (максимизация прибыли, рыночные отношения)
Транснациональные корпорации
Взаимоотношения корпораций и … амбивалентный процесс (созданные информационные сети поддерживают воспроизводство капиталистических отношений)

масштаб деятельности самих корпораций (задачи, которые стоят перед ними невыполнима)
мировой рынок невозможен без таких технологий, которые бы связывали его узлы.

Транснациональные корпорации защищают свои права. Право собственности на информацию.

Инструменты обеспечения информационного империализма:
1. развлекательный контент- через снижение порога критического восприятия материала. (внедрение в общественное сознание открытия новых рынков)
2. новостной контент- через формирование повестки дня. (США, Франция, Вб- основные источники новостей. Формирование повестки дня с тем, что удобно. Доминирование запада- Информационный империализм)

Риски- общество может потерять собственную культурную идентичность, что отличает его от другого. Призывает бороться путем нового информационного порядка- должен предоставить странам 3 мира самим контролировать свое информационное пространство.

1974- ЮНЕСКО заказало исследование по работам Шиллера. Суть: экспорт телевизионной продукции односторонен, основные экспорты: США, Вб, Фр.
Доклад о наличии информационно богатых и бедных стран… Все тезисы Шиллера были включены в официальную повестку дня.

США и Вб вышли из ЮНЕСКО (1984), кончилось финансирование.

05.12.17
Новый информационный порядок- страны 3 мира могли самостоятельно контролировать свое информационное пространство. По мнению Шиллера эта система институционализма имела последствия. Типы медийный конгломератов:
1. медийные конгломераты (создаваемые индустриальными гигантами) (газпром медиа холдинг)
2. чисто информационные конгломераты
Одной из базовых движущих сил является рыночный критерий: качество и кол-во выпускаемых технологий. Создаются только те исследования, из которых можно получить выгоду. Инфо общество- отнюдь не благо, лишь форма выражения жестокости капиталистических отношений. Приводит к перекосам в системе образования, в этике. Нет смысла их финансировать.
Постепенная деградация социальной сферы.
Если мы живем в обществе, когда основным критерием являются деньги, когда все создается за тех, кто готов платить, мы оказываемся в условиях классового неравенства.
3 основные силы, способные внедрить (главные исполнители информационной революции)
1. Самый мощный из заказчиков армия
2. ТНК
3. Государство
Отстающие страны пользуются технологиями по отстаточному принципу. Потенциала нет, чтобы догнать ведущих страны, в то время как ведущие увеличивают этот отрыв.
Все, что обладает высоким качеством, доступно лишь за плату. Информационные бедняки погребены под огромным кол-вом информации (массовой информации- развлекательной). Человек под ним погребен. Концепция информационного мусора получила развитие в последние несколько лет, после победы Трампа доминирующими становятся фейковые новости.
Программа фактчитинга- изъятие из ленты новостей неправильных новостей. Аудитории стало по счету все равно, гораздо важнее эмоциональный отклик, который она вызывает. Информационная среда стала средой развлекательной, она переместилась в политику. ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.
Шиллер говорил, что общество в своей массе погребено под этим мусором, не хочет разбираться мусор это или нет.
Общество делится на 2 большие группы по критерию платежеспособности.
Современное общество приводит к формированию индивидуалистического образа жизни, человек покупает себе жизнь, внешние ее атрибуты.
Потребительский капитализм- индивидуалистический (в противоположность коллективистском) образу жизни, при котором люди «приобретают жизнь», лично оплачивая все, что они получают.
Последствия:
1. Разрушение социальных связей (мир потребителя, пассивного человека)
2. Общество поощряющее гедонизм (установка на то, что смысл жизни сводится чувству собственного комфорта, основанного на материальных вещах)
Мир состоит из людей, где мир основан на покупках. Это свидетельствует о разрушении личности, о ее деградации.
Почему связан тезис об информационной революции и потребительский капитализм?
Информационная революция насаждает потребительский капитализм:
1. реклама все больше становится средство продажи услуг.
2. остальное содержание СМИ также направлено на формирование потребительского стиля жизни.
3. ИТ разрушают способность человека решать проблемы самому или совместно с общиной.
4. новые технологии позволяют корпорациям в большей мере следить за широкой публикой.

Энтони Гидденс (1938- н. вр.)
Он говорит что мы живем в ситуации общества постмодерна.
Современное общество- это общество модерна, этап радикализованной (предельное усиление всех основных характеристик)
источники радикализации модернити
1. повышение значение рефлексии (способность человека к собственной оценке поступков и мотивов) (ценности меняются с внешних на внутренние, с материальных на духовные)
2. глобализация (позволяет устранить к границ гос-в, становление глобальных сетей, которые влияют на парадигму общества)
Вся история модернити- освобождение человека от встроенных элементов. Те социальные и природные ограничители, которые были имманентно присущи с самого начала. Постепенно человек задается вопросом, почему нужно это делать так, как кто-то велит? Благодаря чему появляется возможность отказа от этого всего? Благодаря рефлексии.
Когда человек дал себе право выбирать то, что раньше не обсуждалось- это нормально.
С одной стороны это здорово, но и есть другая сторона- выбор всего самому, переходит в сферу ответственности, возникают сомнения в правильности выбора, в последствия=> сомнение, постоянное чувство тревоги.
2 базовых тезиса:
1. Рефлексивность современной общественной жизни обусловлена тем, что социальная практика постоянно проверяется и преобразуется в свете поступающей информации и таким образом существенно меняет свой характер.
2. Современный мир целиком сконструирован рефлексивно примененное знание, и мы никогда не можем быть уверены, что любой его элемент не будет пересмотрен.
Что позволяет нам обеспечивать рефлексию?
 Релексивность невозможна без свободы принятия решений, без доступа к информации (доступ к качественной информации).
Наша жизнь упорядочена гораздо больше, чем была раньше. Гораздо более запланирована, она подчиняется упорядоченной системе!
Такая форма бытия не возможна без сбора информации.
Чтобы современная высокоорганизованная форма общественных связей могла существовать, необходим систематический сбор информации об индивидах и их деятельности.
Наблюдение- неотъемлемая часть современного общества.
Логика слежения за гражданами, сбора информации имеет значительный риск сползания к тоталитаризму.
Проблема была активизирована в связи 11.09.01
Становление государства всеобщей слежки- камеры наблюдения повсюду.
Ситуация революции портативных индивидуальных гаджетов и рождение борьбы с терроризмом совпали.
Безопасность против права неприкосновенности личной жизни- выигрывает первое.
Система призм обеспечивает возможность сбора и анализу информации по территории всего мира. В современном обществе продолжают развиваться технологии, которые позволяют обеспечивать слежение.
Мы сами создали базу данных для спецслужб.
Ценность персональных данный и оценка персональных данных- это не новость.
Михаил Касински разработал технологию, которая вычисляет оставленные следы и исследует их. Если человек оставил 10 лайков- то алгоритм предсказывает лучше человека лучше, чем коллеги. Если 70- друзья. Если 300- лучше родителей, самых близких людей.

Какова роль гос-ва в этой ситуации?
Все государства возникли в ситуации войны, сохранились, потому что имели силу, чтобы себя защищать. Способ ведения войны изменился, на смену индустриальному способу пришел информационный способ ведения войны.
Блок связан с информационными технологиями, слежение, использование искусственного интеллекта.
1. Развитие автономных военных технологий шло медленно и мучительно, до тех пор пока она не попали в поле зрения коммерческих организаций. Коммерческое использование технологий подразумевает, что люди согласны с использованием в военной сфере. Явление натурализации- сначала военным, потом гражданами, гражданские согласны.
2. Изменение способа ведения войны.
12.12.17 Юрген Хабермас
Подход- данный этап развития ничем не отличается от притекающих, отвергает идею информационного общества, признает, что информация увеличила значение в сов обществе.
Информационное общество то общество в котором создание и распространение преследует чьи то корыстные интересы.
Единственная цель информации- отвлечь, развлечь, скрыть истинное положение дел.
Какая информация нужна в демократ обществе?
Публичная сфера- социальная арена, на которой отдельные индивиды через общение и обоснование суждений формируют нормативные ориентации, которые контролируют и оказывают рационализирующие влияние на применение государственной власти.
Условия общества:
1. всеобщий доступ.
2. достоверные источники информации.
3. добровольное участие.
4. рациональный спор и аргументация.
5. свобода высказывания мнений.
Все эти позиции являются определяющими.
Самым близким воплощением является Великобритания 17-18 веков (зарождение капитализма, создание публичной сферы, в середине 20 века она приходит в упадок).
Идеальная публичная сфера- идеальная модель на которой мы показываем насколько важна информаци в современном обществе. Результат- формирования общественного мнения (нужно власти для ее легитимизации).
Функции публичной сферы- легитимизация власти в публичном обществе.
Причины возникновения идеальной публичной сферы:
1. класс предпринимателей сал достаточно самостоятельным. (независимость от церкви, зарождение дебатов в кружках (литературные кофейни), среда генерировала общественно- политические идеи, зарождение класса предпринимателей, настроенная отрицательно по отношению к власти).
2. развитие рыночных отношений. (получить видимость в политическом пространстве).
3. борьба за реформу парламента и свободу прессы. (создание нижней палаты парламента, необходима независимая пресса, информационный процесс. 1832г. 4 власть- пресса. формируется политическая оппозиция, которая стимулирует борьбу мнений. все это невозможно без изменения в сознаниях, изменения эпохи просвещения приводят к тому, что от публичного переходим к частному, между ними есть различие).
4. формирование политической оппозиции.
Собственник- определяющая единица, заинтересован в преобразовании мира.
Характерные черты публичной сферы:
1. открытая дискуссия.
2. критика действий власти.
3. полная подотчетность всем участникам.
4. гласность.
5. независимость действующих лиц от экономических интересов и контроля гос-ва.
Причины «рефеодализация» публичной сферы:
1. продолжающийся рост капитализма (По мере того, как капитализм становился более могущественным, его деятели рел продавливать. Итог- лоббизм, политические партии получают финансирование от частных предприятий).
2. перестройка системы массовых коммуникаций.
По мере того, как происходит усиление капитализма, пресса становится агентом манипуляции (ворота, через которые частные интересы проникают в сферу публичного; развиваются технологии пиара, участники делают все возможное, чтобы скрыть их интересы; подделка под бублику сферу, все есть, но содержания нет; вместо критериев рациональности управляемый концессус. Политика- шоу перед одураченными зрителями; Оставление этой власти дает чувство влияния, остались в ситуации, когда только дебаты могут легитимизировать политические решения).
Сама идея публичной сферы фиксирует наше влияние на роли информации.
Что можно сделать?
Заняться системой массовой коммуникации. Концепция общественного телевидения (софинансируется различными фондами, в него входят представители различимых партий и направлений, представляет не искаженную коммуникацию в сов обществе).
Общественное телевидение- краеугольный камень.
По мнению Хабермаса все, даже политик, основана на коммуникации людей.
Коммуникация людей основана на стремлении к истинности, открытости, диалогу. Любое разногласие можно преодолеть через диалог.
Идеальная речевая ситуация как разный и взаимный доступ к диалогу.
Если мы начинаем диалог, то мы признаем друг друга как равного, как себя.
Коммуникация- фактор, построенный на идеях компромисса, у нас есть определенный уровень компетентности, можно добиться конценцусса.
Идеальная речевая ситуация является насильственно прерванной.
Политика выражает себя через систему коммуникативных действий.
Хабермас выделяет 4 типа действий:
1. стратегическое (как целенаправленное действие)
2. нормативное действие (как ценностно-нормативное действие)
3. драматургическое (действие, ориентированное на публику)
4. коммуникативное (как свободное общение индивидов для достижения совместных результатов).
Все наше общество характеризуется противостоянием системы (установка на подчинение, получение прибыли) и живым (жизненным) миром (коммуникация).ФОТО
Маршалл Маклюэн 1991-1980
Самый цитируемый автор по проблеме коммуникации.
Этап развития общества, на котором мы находимся, определяется технологиями коммуникации.
3 этапа:
1. первобытная дописьменная культура. (устная передача информации)
2. письменно-печатная культура («Галактика Гутенберга»)
3. современный этап («глобальная деревня») поощряет процесс объединения, сплочения. мы погружающемся в этот мир, он нас охватывает. мы в открытой коммуникации со всем миром. аудио-визуальное пространство. опять начинаем испытывать первобытные эмоции. огромная рассинхронизация между нашими способностями. при высоких скоростях нашего мира, наши способы и реакции замедленны, мы не успеваем.
средство коммуникации, которое мы используем, структурирует окружающий мир. в ситуации, когда информация изливается на нас в огромных кол-вах, мы отказались от систематизации, мы утрачиваем этот навык. электронная техника порождает массу, книга формирует публику. способ коммуникации формирует человека.
Тезисы:
1. Средства коммуникаций, изменяя среду, вызывает в нас необычные соотношения чувственный восприятий. (не зная средств коммуникации, мы не можем описать его структуру; зафиксировать культурные и последующие изменения).
2. Расширение любого чувства изменяет образ нашего мышления и деятельности- нашего восприятия мира.

«средство коммуникации есть само сообщение»
the medium is the message
не важно содержание, важно средство передачи.
Постепенно по мере развития средств коммуникации вбирает в себя все предидущие средства коммуникации.
два основных аспекта телевидения:
- мозаичность построения телевизионного изображения.
-резонанс (взаимоусиление) этих сообщений в воспринимающем их сознании.

Электронная коммуникация становится и нашим видением, и нашим слухом.
Де-факто мы занимаемся фигней, мы включены в эту систему и не можем из нее выйти.
Демократический процесс сводится к тому, что человек озабочен больше перхотью в волосах, чем политической жизнью.

19.12.17 Постмодерн
Мишель Фуко (1926-1984)
Зигмунт Бауман (1925- настоящее время)
Ролан Барт (1915-1980)
Информация интересует как система знаков и символов. 2 интерпретации постмодерна:
1. сводимый к искусству.
переходит в разные области, постмодернистские подходы превращаются в концепцию.
2. интеллектуальное течение.
противопоставляется течению эпохи просвещения.
действительность рационально/ объективно познаваема
у нас не может быть «тотальных нарративов». они являются фикцией.
Постмодерн не приемлет универсальные объяснительны



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.