Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игра - как средство вовлечения участников праздника в праздничное действо».



«Игра - как средство вовлечения участников праздника в праздничное действо».

 

Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромные массы? Что зовет их на площади, улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь и танцевать, затевать игры? Фридрих Эн­гельс утверждал, что на народный праздник люди собираются "для вза­имного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".

В празднике, в значительном событии, в народном действие, люди полнее ощуща­ют себя единым целым, ощущают себя как нацию, как народ. Выйдя из круга рутины, обыденности и ограничений, люди ощущают себя частью города, страны, мира, творцами истории.

Праздник в представлении древних народов был оформлением мечты об идеальной жизни. Привлекательные, яркие фрагменты обычной жизни, отражаемые в празднике, обретали новый смысл, трансформировались функционально. В праздник привносили элементы будничных дней  посредством магических обрядов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, вызвать удачу в охоте, большой урожай, хороший приплод скота, отвести зло. Во время праздника происходило переосмысление всех этих моментов. Благодаря праздничному мироощущению, отключению на время праздника негативных психологических элементов, народному характеру, публичному веселью, полному освобождению от жизненной серьезности, то, что в обыденной жизни казалось серым, во время праздника превращалось в активное действие в виде игр, забав и розыгрышей. То есть праздник помимо материальных аспектов технического исполнения приобретал идеальную, духовную ценность. Приближение любого значимого события, обещающего перерыв в повседневности, несущего надежду неизменно порождало приятные ожидания, формировало «праздничную ситуацию». Таким образом, праздник в глазах народа, связывается не с одной из сторон духовного мира, и не с каким-то одним видом их деятельности, а с народным мироощущением и жизнью в целом.

Современная  культура праздничных мероприятий представляет собой оригинальный сплав, симбиоз различных типов, форм и интерпретаций праздника. Можно наблюдать свободное наслоение, объединение элементов обрядово-ритуальной культуры дохристианских языческих праздников и религиозных христианских праздников, наследие праздничной культуры советской эпохи и принципиально новые формы массовых праздников и зрелищ современности. Кардинально разные системы появляются в единой волне шоу-культуры, перекрывающей все ранее существующие.

Массовый праздник имеет разнообразные средства эмоционального воздей­ствия на зрителей. Это речь ведущего – живое слово, содержащая в себе важную цель, соединяющая эпизоды; поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей; средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хорео­графия, спорт, световое и звуковое оформление), которые настраивают участников массового праздника на нужный эмоциональный лад, усиливают воздействие происходящего на сцениче­ской площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.

Но нельзя забывать, за средствами выразительности не должна теряться суть - чело­век в рамках массового праздника должен быть участником, а не пассивным зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской работе необходимо предусмотреть пути его ак­тивизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность зрителя как участника во время праздника. Специфичность драматургии и ре­жиссуры массового праздника заключается в том, что она представляет собой не столько организацию действия на самой сценической площадке, сколько орга­низацию действия аудитории. Также их обязательным атрибутом является внесение в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща человеку в любом возрасте.

Импровизационная театрализован­ная игра предстает перед нами как универсальный механизм пре­вращения зрителя массового праздника в участника, причем его партнером в этой игре выступает либо театрализованная группа, либо отдельный аниматор в образе какого-либо праздничного персонажа. По такому принципу организуются различного рода карнавальные театрализованные шест­вия, массовые праздники на улице и в парке, где анимационные группы вступают во взаимодействие с празднующей массой людей и таким образом формируют вокруг себя очаги действия.

В другом варианте отдельный аниматор вступает в личное взаимодействие с участниками праздника, втягивая их в игровой экспромт, театрализованную схватку, соревно­вание и посредством этого в общее массовое действо.

Если театрализованные группы и персонажи, работающие на празднике, связаны единым режиссерским замыслом и взаимодействуют как со зрителем, так и между собой, то такой массовый праздник можно назвать огромной театрализо­ванной игрой.

Понятие «игра» в рамках праздничной культуры имеет своеобразную двойственность. С одной стороны, в силу использования художественно-выразительных, образных средств выражения, театрализации, музыки, танца, песни – это явление искусства. С другой стороны – явление реальной жизни, поскольку вовлекаемые в действие участники остаются в реальном, а не воображаемом мире, в отличие от актеров, живущих в условной обстановке спектакля. Может быть, именно этим и объясняется секрет притягательности анимационно - развлекательного жанра для людей всех возрастов и профессий.

Чем же еще так привлекает анимационная игра? Прежде всего, особой формой общения, способной подарить самые разнообразные эстетические переживания: почувствовать пластику танца и красоту пения, возможность показать свою удаль и ловкость в соревнованиях или игре, эрудицию в викторинах, сообразительность в решении задач, юмор в конкурсах, и обязательно - свою индивидуальность в неожиданных ситуациях.

Игра воспитывает и радует миллионы людей. Не случайно игры, затейные и анимационные формы культурного отдыха входят в качестве обязательной составляющей в любой праздник, тематический вечер, народное гуляние. В арсенале форм культурного досуга ни одна другая форма не может заменить игру. Игра успокаивает, снимает внутреннее напряжение, раскрепощает, дает выход избытку сил и нежелательных эмоций, пробуждает эмоции положительные.

 Анимационные игры дают непосредственные впечатления зрителям от личного участия в игровых мероприятиях, активных соревнованиях, различных шоу и праздниках.

Совсем не случайно артистов, занимающихся развлечением гостей праздничного действа и специалистов, создающих мультипликационные (анимационные) фильмы называют одинаково. Само слово «анимация» происходит от латинского anima, что значит – «душа» и означает «оживление», «одушевление». Подобно художникам-мультипликаторам, создающим своих персонажей и придумывающим для них удивительную жизнь на экране артисты-аниматоры призваны вдохнуть жизнь в изображаемый образ, существуя и действуя в его характере на протяжении всего праздника.

Цель анимации – привлечение внимания к праздничному мероприятию, создание хорошего настроения и позитивного отношения к происходящему, а также вовлечение гостей праздника в действие и превращение их из пассивных зрителей в непосредственных активных участников.

Аниматор – это актер, работающий в образе какого-либо персонажа и действующий в этом образе согласно концепции мероприятия. Основная задача анимации – создание необходимой атмосферы, сопровождение и развлечение гостей праздника.

Но аниматор – это не просто актер, обладающий всем спектром профессиональных умений и навыков (владеющий своим телом, имеющий внятную речь, поставленный голос, певческие навыки), но и тонко чувствующий психолог, педагог с хорошим чувством юмора и современности, способный остроумно пошутить в ответ на реплику оппонента. Это человек, который умеет быстро находить выход из сложных ситуаций, импровизатор, харизматичный лидер, умеющий адаптироваться к настроению и манере поведения любого человека. Он должен уметь вовлечь в общение (и игру) не только детей, но и взрослых, солидных людей. Последнее возможно лишь в случае наличия у артиста значительного творческого багажа (знания большого количества конкурсов, анекдотов, фокусов, заготовленных импровизаций и т.п.), а также использовании в работе определенных педагогических и психологических навыков и методик. Аниматор обязательно должен обладать высоким уровнем внутренней культуры, деликатностью, чувством такта и меры, которое помогает ему не быть навязчивым и поможет почувствовать момент и закончить общение с гостем до того, когда оно начинает тяготить последнего. То есть это профессионал, чей внешний вид, манеры и поведение вызывают у зрителей и участников праздника исключительно положительный отклик.

Далее рассмотрим несколько примеров различных игровых направлений как средства вовлечения участников праздника в праздничное действо.

Игра в театрализованном праздничном действии.

Игра - это всегда действие, в которое вовлечены играющие. Однако, испытывая переживания, непосредственно связанные с участием в игре, наслаждаясь самим ее процессом и результатами, участ­ники испытывают и эмоциональные переживания, вызываемые зрелищностью игрового действия. Само это игровое действо в условиях массового праздника может выступать для одних в качестве непосредственного активного занятия, для дру­гих в форме зрелища.

Игра может быть способом вовлечения человека и в более активное массовое действие, соответствующее его устремлению в том или ином празднике. Празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в определенной степени с героями данного события, воссоздавая их в своей памяти и в игровом театрализованном действии. В этом случае игра дает человеку возможность персонификации, подра­жания положительным примерам героев. Театрализованная игра выступает как резонатор, усиливающий пере­живания личности и преобразующий их, создающий необходимый эмоциональный, праздничный настрой у участников.

Театрализованное игровое действие может стать чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во мно­гом способствовать его успеху.

Театрализованное игровое действо в настоящее время не должно повторять до мельчайших подробностей реальное истори­ческое событие или иллюстрировать его, скорее оно должно напоминать, вы­зывать соответствующие ассоциации.

Игра – это всегда воображаемая твор­ческая деятельность, имеющая, однако, под собой в прошлом ре­альную основу. Содержание игры, как считал Г. В. Плеханов, обусловлено той практической деятельностью, которая исторически предшествует ей. У человека главное место в определении содержания игры занимает труд. Это тео­ретический постулат имеет также очень важное историческое значение, особенно при использовании игровых ситуаций в куль­турно-просветительной работе со взрослыми людьми, где реаль­ные исторические ассоциации совершенно необходимы, так как в противном случае игра может не получить искреннего сочувствия и реальной поддержки аудитории. На массовых праздниках порой можно стать свидетелем подобных беспочвенных игр, вызывающих ощуще­ние фальши, ставящих участников массового действа в неловкое положение.

Итак, драматургическая обработка жизненного материала, театрализация реального действия и игра являются наиболее важными педагогическими методами организации массового праздничного действия.

В процессе проведения театрализованных игровых программ проявляются:

- вербальная активность, дающая возможность самовыражения посредством слов,

- физическая активность, пробуждающая человека к действию, перемещению и другим физическим активностям,

- художественная активность, стимулирующая в первую очередь эмоциональную сферу.

Активизация публики, вовлечение ее в действие, коллективное творчество - самое важное, основное условие успеха массового представления. Есть множество приемов, способов вовлечения публики в действие театрализованного представления, коллективное творчество масс. Задача массового представления - разбудить в человеке его фантазию, искренность, непосредственность, создать условия для раскрытия во взрослом человеке присущего ему с детства игрового начала.

Разберем основные из них:

1. Одним из приемов вовлечения зрителя в действо является прием "заманивания". Заманивание можно расшифровать как прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой, с последующим постепенным заманиванием, втягиванием в эту игру всех зрителей.

2. Провокация, она же "розыгрыш", "попытка подтолкнуть", "заставить", "вынудить" зрителя включиться в действие, начать играть.

3. Приглашение – зрителю открыто предлагают стать участником действия, как правило, перед этим делается необходимая сценарная или техническая подводка.

Далее рассмотрим варианты празднично-игровых форм, используемых в современных мероприятиях.

1. Народные гуляния, один из самых ярких и известных примеров игровых праздничных действий. Персонажи близки, понятны и знакомы публике, отражают многовековые традиции общества.  Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век.

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях:

- Костюмирование участников. Призвано стимулировать их активность, выступает своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяет участникам войти в роли традиционных народных персонажей. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, потому как не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, либо подготовить свою интерпретацию народного костюма, включившись тем самым в праздничное действие заранее.

- Коллективная импровизация. Представляет собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах. Этот вид художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому как нельзя точно осуществляет передачу чувств, отношение к тому или иному событию.

Так Масленица неизменно является одним из самых массовых и веселых праздников, как в небольших городах, так и мегаполисах. Люди из года в год собираются на площадях, чтобы поучаствовать в массовых гуляниях, готовят к ним реквизит, учат частушки.

2. Далее следуют спортивные игры. Целью большинства спортивных праздников является не только проведение соревнований и чествование профессиональных спортсменов, но в первую очередь популяризация физической культуры и спорта среди населения. Организаторы предлагают участникам попробовать новый вид спорта в облегченной игровой форме, проводят семейные спортивные игры и эстафеты. Физическая активность, в купе с азартом, поддержкой зрителей дарит положительные эмоции и воспоминания.

3. Детская анимация – неизменный атрибут большинства праздничных мероприятий. Именно в игре дети познают мир, учатся общаться. Именно с помощью игровых элементов маленькие гости чувствуют праздничную атмосферу. Дети – самая благодарная, непосредственная публика. Анимация для них имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, образ аниматора должен быть легко узнаваем. Во-вторых, его костюм должен быть максимально ярким, с обилием функциональных деталей, имеющий ощутимое сходство с внешним видом оригинала. В-третьих, детская анимация чаще всего имеет сюжет. Традиционным ее типом является ролевая игра. Аниматор в данном случае выступает в качестве педагога-ведущего, который предлагает детям правила игры и поощряет их за успешно выполненные задания. Анимационные игры обязательно должны отражать тему праздника как костюмами и реквизитом, так и самой игровой программой.

4. Игры с использованием передовых современных технологий. Digital активности являются популярным решением для мероприятий, так как окунают гостей мероприятия в незабываемый мир игр и активных действий. Технологии, которые используются в digital решениях, различны: интерактивная проекция на основе кинект, сенсорные экраны, голографические миры и инновационные квесты. Все это то, что привлекает и удивляет современную публику. Дарит новые впечатления эмоции. Часто участие в подобных игровых активностях эксклюзивный опыт для человека, который, несомненно, вовлечет его в праздничное действие и запомнится надолго.

5. Игровые элементы в концепции светских мероприятий и корпоративных праздников: иногда гости ощущают некоторое напряжение оттого, что приехали на мероприятие слишком рано, либо не имеют знакомых среди тех кто уже присутствует в зале и ощущают дискомфорт от необходимости переждать это некомфортное для них время до начала праздника. Задача анимации в этом случае – организация в фойе (или непосредственно в зале, где будет проходить торжество) увлекательной «предигры». Безусловно, взрослые солидные люди, да к тому же еще в вечерних нарядах не будут активно участвовать в конкурсах, особенно, предполагающих какие-то физические усилия. Поэтому методом работы с подобной аудиторией прежде всего будет очень мягкое, ненавязчивое вербальное и невербальное общение. Предигра праздника может включать в себя небольшие сценические зарисовки. Их цель – оживить действие, ускорить спокойный, неспешный темпо-ритм сбора гостей и привнести в него элемент неожиданности. На самом же мероприятии участие гостей в грамотно режиссированных играх помогает поддерживать общий стиль и тематику праздника, раскрепостить и сплотить гостей.

Резюмируя, можно выделить следующие инструменты, вовлекающие участника в праздничное действие посредством игры:

1. Использование знакомых публике образов и сюжетов, отождествление с ними.

2. Подготовка. Участники ожидают праздника, знают его программу, суть, заранее ощущают себя частью общего действия.

3. Получение информации о событии посредством анимационной игры.

4. Получение положительных эмоций, ощущения «праздничной радости» от участия в игре.

5. Снятие блоков и зажимов.

6. Получение нового опыта\информации в процессе игры. В последующем эти навыки у многих будут прочно ассоциироваться с праздником.

В завершение хотелось бы уделить особое внимание тому факту, что игра всегда должна оправдывать свое назначение, нельзя использовать ее лишь как средство увеселения, забывая о разнообразии ее функций.

Воспитательная функция игры способствует развитию таких качеств характера, как настойчивость, чувство коллектива, находчивость, быстрота реакции, дисциплинированность, наблюдательность, способность логически мыслить и т.п.

Коммуникативная функция игры предполагает самостоятельную совместную деятельность, в которой объединены общие переживания. Все коллективные игры создают отношения, основанные на дружбе, справедливости, взаимопомощи, ответственности. Особую роль играют здесь конкурсы, турниры, игры-соревнования, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры.

Игра – есть активная форма отдыха, средство ликвидации физического и психологического напряжения, поэтому физиологическая функция игры способствует физическому развитию человеческого организма.

Правильно организованная игровая программа является верным помощником в донесении до участников общих идей и целей праздничного мероприятия, а так же в формировании положительных эмоций и ярких воспоминаний у зрителей и участников.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.