|
|||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский государственный педагогический университет»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» Филологический факультет Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка ГЛЕБОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧАСТИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (бакалаврская работа) Квалификация – бакалавр Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профили (направленность) – Русский язык и История Форма обучения – очная
Оренбург, 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Изучение отрицательных частиц является актуальной проблемой, так как область употребления отрицательных частиц широка. Основной сферой использования отрицательных частиц является устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Употребление в речи отрицательных частиц придает большую выразительность, эмоциональность, а также вносит различные оттенки (сомнения, уточнения, отрицания и др.). В школе на уроках русского языка внимание учащихся обращено на изучение частиц в 7 классе. Но, как правило, школьная программа ограничивается изучением разрядов и правописания частиц. Практическим путем выявлено, что у учащихся больше всего вызывают затруднения именно отрицательные частицы. Это связано с разграничением их значения, определения их роли в предложении и правописание с другими частями речи. На наш взгляд, обращение на уроках русского языка к изучению стилистических функций отрицательных частиц повысит речевую коммуникацию учащихся, научит их выражать свои эмоции и чувства путем использования в речи отрицательных частиц, а также поможет учащимся глубже понимать художественные тексты. Актуальность данного исследования обусловлено тем, что ученые-лингвисты стали обращать больше внимания к морфологической стороне современного русского литературного языка, а именно анализу частиц и их употребление в русском языке. Повышенное внимание к изучению отрицательных частиц поможет школьникам при написании в 8 классе задания № 3 ВПР (Всероссийских проверочных работ), которое направлено на определение слитного / раздельного написания отрицательной частицы не; а также при сдачи ЕГЭ (Единого государственного экзамена), так как задание № 13 обращено на разграничении частиц не и ни и их правописание с другими частями речи. Степень изученности проблемы исследования. Изучением морфологического строя языка занимались такие лингвисты, как: Виноградов В. В., Лекант П. А., Розенталь Д. Э., Буланин Л. Л. и другие. Анализу такой служебной части речи, как частица, посвящены монографические работы Николаевой Т. М., Колесниковой С. М., Стародумовой Е. А. и др. Актуальность исследования обусловила его проблему: какие методы и приемы позволят познакомить учащихся со стилистическими функциями отрицательных частиц в средней школе. Проблема исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Лингвометодические основы изучения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка». Цель исследования – разработать методику определения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка. Объектисследования – процесс обучению русскому языку в средней школе. Предметисследования – методика изучения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка. Гипотеза исследования.Обучение учащихся определению стилистических функций отрицательных частиц будет эффективным, если: · разработать систему упражнений по отработки навыков определения функций отрицательных частиц в предложениях, а также выявление стилистических функций отрицательных частиц в составе устойчивых выражений; · разработать методику обучения стилистическим функциям отрицательных частиц в средней школе; · разработать урок по теме «Отрицательные частицы» с включением вопроса о стилистических функциях не и ни; Поставленная в работе цель определила следующие задачиисследования: · дать представление о сущности частицы как часть речи, ее морфологических признаках и разрядах; · проанализировать научную литературу и школьные учебники по курсу «Русский язык» с целью выявления сведений о частицах и функциях, которые они выполняют в речи; · исследовать проблему изучения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка в 7 классе; · проанализировать методику изучения отрицательных частиц на уроках русского языка в средних классах; · охарактеризовать состояние изучения отрицательных частиц в школьном курсе русского языка; · разработать систему упражнений по отработки навыков определения функций отрицательных частиц. Методы исследования: анализ научной литературы, анализ учебных программ средней школы, анализ дидактического материала, приёмы обобщение и классификация, разработка упражнений на лингвистическом материале, приёмы сравнительного анализа, разработка фрагмента урока. Практическая значимость работы состоит в том, что · разработана система упражнений на основе лингвистического материла; · отобран и предложен дидактический материал по теме «Отрицательные частицы не и ни» · даны методические рекомендации учителям по работе над стилистическими функциями отрицательных частиц. База исследования: МАОУ «Лицей № 6» г. Оренбурга. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источника.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|