Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оренбургский государственный педагогический университет»



 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

ГЛЕБОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧАСТИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(бакалаврская работа)

Квалификация – бакалавр

Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили (направленность) – Русский язык и История

Форма обучения – очная

    РУКОВОДИТЕЛЬ _____________ ___________________________                                     подпись                                   И. О. Фамилия «____»___________ 2020 г.
  Нормаконтроль пройден _______ ___________________________                                         подпись                                   И. О. Фамилия «____»___________ 2020 г.
  ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ зав. кафедрой русского языка и методики преподавания русского языка ____________ _____________________________                                                                        подпись                                          И. О. Фамилия «____»___________ 2020 г.                          

 

Оренбург, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………  
Глава 1 Понятие об отрицательных частицах и специфика их изучения……………………………………………...………………….  
1.1 Изучение частицы как части речи………………………………………  
1.2 Изучение теоретических понятий об отрицательных частицах на уроках русского языка……………………………………………………….  
1.3 Анализ изучения отрицательных частиц в научной литературе…….  
Глава 2 Методика преподавания отрицательных частиц на уроках русского языка………………………………………………………………  
2.1 Методика работы на уроках русского языка при изучении отрицательных частиц (анализ упражнений из школьных учебников) …  
2.2 Методика работы с дидактическим материалом на уроках русского языка…………………………………………... ……………………………..  
2.3 Система заданий, направленная на изучение темы «Отрицательные частицы» ……………………………………………..………………………  
Заключение…………………………………………………………………...  
Список используемой литературы………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Изучение отрицательных частиц является актуальной проблемой, так как область употребления отрицательных частиц широка. Основной сферой использования отрицательных частиц является устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Употребление в речи отрицательных частиц придает большую выразительность, эмоциональность, а также вносит различные оттенки (сомнения, уточнения, отрицания и др.).

В школе на уроках русского языка внимание учащихся обращено на изучение частиц в 7 классе. Но, как правило, школьная программа ограничивается изучением разрядов и правописания частиц. Практическим путем выявлено, что у учащихся больше всего вызывают затруднения именно отрицательные частицы. Это связано с разграничением их значения, определения их роли в предложении и правописание с другими частями речи. На наш взгляд, обращение на уроках русского языка к изучению стилистических функций отрицательных частиц повысит речевую коммуникацию учащихся, научит их выражать свои эмоции и чувства путем использования в речи отрицательных частиц, а также поможет учащимся глубже понимать художественные тексты.

Актуальность данного исследования обусловлено тем, что ученые-лингвисты стали обращать больше внимания к морфологической стороне современного русского литературного языка, а именно  анализу частиц и их употребление в русском языке. Повышенное внимание к изучению отрицательных частиц поможет школьникам при написании в 8 классе задания № 3 ВПР (Всероссийских проверочных работ), которое направлено на определение слитного / раздельного написания отрицательной частицы не; а также при сдачи ЕГЭ (Единого государственного экзамена), так как задание № 13 обращено на разграничении частиц не и ни и их правописание с другими частями речи.

Степень изученности проблемы исследования.  Изучением морфологического строя языка занимались такие лингвисты, как: Виноградов В. В., Лекант П. А., Розенталь Д. Э., Буланин Л. Л. и другие. Анализу такой служебной части речи, как частица, посвящены монографические работы Николаевой Т. М., Колесниковой С. М., Стародумовой Е. А. и др.

Актуальность исследования обусловила его проблему: какие методы и приемы позволят познакомить учащихся со стилистическими функциями отрицательных частиц в средней школе. Проблема исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Лингвометодические основы изучения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка».

Цель исследования – разработать методику определения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка.

Объектисследования – процесс обучению русскому языку в средней школе.

Предметисследования – методика изучения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка.

Гипотеза исследования.Обучение учащихся определению стилистических функций отрицательных частиц будет эффективным, если:

· разработать систему упражнений по отработки навыков определения функций отрицательных частиц в предложениях, а также выявление стилистических функций отрицательных частиц в составе устойчивых выражений;

· разработать методику обучения стилистическим функциям отрицательных частиц в средней школе;

· разработать урок по теме «Отрицательные частицы» с включением вопроса о стилистических функциях не и ни;

Поставленная в работе цель определила следующие задачиисследования:

· дать представление о сущности частицы как часть речи, ее морфологических признаках и разрядах;

· проанализировать научную литературу и школьные учебники по курсу «Русский язык» с целью выявления сведений о частицах и функциях, которые они выполняют в речи;

· исследовать проблему изучения стилистических функций отрицательных частиц на уроках русского языка в 7 классе;

· проанализировать методику изучения отрицательных частиц на уроках русского языка в средних классах;

· охарактеризовать состояние изучения отрицательных частиц в школьном курсе русского языка;

· разработать систему упражнений по отработки навыков определения функций отрицательных частиц.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ учебных программ средней школы, анализ дидактического материала, приёмы обобщение и классификация, разработка упражнений на лингвистическом материале, приёмы сравнительного анализа, разработка фрагмента урока.

Практическая значимость работы состоит в том, что

· разработана система упражнений на основе лингвистического материла;

· отобран и предложен дидактический материал по теме «Отрицательные частицы не и ни»

· даны методические рекомендации учителям по работе над стилистическими функциями отрицательных частиц.

База исследования: МАОУ «Лицей № 6» г. Оренбурга.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источника.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.