Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фитнес как инновация



Фитнес как инновация

Рассматривая инновационные процессы, происходящие на современном этапе в физической культуре, нельзя не отметить появление в отечественной физической культуре такого феномена как фитнес, повлекшего бурный рост инновационных оздоровительных технологий у нас в стране.

Фитнес по своей популярности, доступности, эмоциональности и эффективности обосновано получил признание и приоритетное место в оздоровительной физической культуры, как ведущего и одного из наиболее эффективных способов её преобразования.

В то же время, фитнес является неким идеологическим продуктом, в котором, как в зеркале, отражаются идеи, присущие новой логике мышления современной России: гуманизма, демократии и приоритета культуры.

Рассматривая фитнес, вполне очевидно, что он корнями уходит вглубь веков, ибо идеи использования физических упражнений для здоровья человека и повышения уровня его работоспособности известны с древнейших времён. В то же время, фитнес не может быть рассмотрен как линейное продолжение таких занятий физическими упражнениями как это было ранее, то есть он является инновацией в современной оздоровительной физической культуре, новым витком её спирали развития.

В результате проведенного анализа научно- методической литературы и ее обобщения выделены общие признаки инноваций, отличающие их от традиций, которые могут стать ориентиром для определения и анализа инновационных изменений в системе физической культуры, и, в частности, обоснования инновационной сущности фитнеса с позиций взаимосвязи с философскими категориями: «качество», «система», «время», «культура», «информация», обоснованными в монографии И.А. Колесниковой (2001). К ним относятся:

· Цикличность развития. Каждая инновация проходит через определённые циклы своего развития (появление, внедрение, распространение) и затем переходит в качественно иное состояние – традицию. Фитнес появился из-зарубежа как новое явление в отечественной физической культуре в 80-е годы. Таким образом, чётко виден начальный этап – возникновение нового явления, имеющего актуальную времени цель – оздоровление населения, подчиняющуюся новой логике мышления, и прогрессивную идеологию. Его внедрение, происходящее уже почти 30 лет, предопределило расширение фитнес-индустрии, списка фитнес-услуг, появление поливариантной системы подготовки специалистов по фитнесу, что привело к широкому распространению в России. Соответственно, можно говорить об этапе распространения, трансляции его в нашей стране.

· Связь со временем. Любая инновация должна отвечать запросам общества в тот или иной временной период. На современном этапе фитнес отвечает социокультурному запросу общества, так как инновационными методами, средствами и формами своих занятий решает актуальные задачи: повышение уровня здоровья населения, приобщение людей к занятиям физической культурой через повышение интереса и удовлетворение разнообразных потребностей в двигательной активности.

· Связь с культурой. Возникшая инновация является ярким событием в культуре, ее появление предопределено социокультурными предпосылками. Она находится в некоей «запредельной зоне» культурного развития общества на данном историческом этапе и является опорной «точкой роста» для его дальнейшего развития, способствуя прогрессу.

На этапе своего появления в России фитнес, безусловно, был некоей «запредельной зоной» для отечественной оздоровительной физической культуры, но сегодня он постепенно начинает переход в фазу «точки отсчёта», которая послужит толчком к дальнейшему развитию физической культуры и её прогрессу. В последние годы наблюдается пересмотр системы подготовки специалистов для деятельности в сфере фитнеса, защищаются диссертации, появляется всё больше статей, посвящённых этой теме, что способствует развитию теории и практики физической культуры. Большая часть направлений фитнес-программ тесно связана с музыкой и танцем во всём их разнообразии, что позволяет говорить о связи фитнеса с искусством как неотъемлемой частью культуры, при этом характерно использование разнообразных фрагментов искусства разных стран и народов мира, что позволяет говорить о связи фитнеса с мировой культурой.

· Новизна качества. Инновация должна обладать качеством, признанно не существующим ранее. Фитнес обладает следующими совершенно новыми качествами:

- он содержит новые виды двигательной активности, не существовавшие в истории физической культуры ранее: степ-аэробика, фитбол-аэробика, слайд-аэробика, гирокинезис и многие другие;

- на основе новых видов двигательной активности он способствует появлению новых видов спорта: спортивной аэробики, бодибилдинга,аэрофитнеса и т.д.;

- в занятиях фитнесом используются новые технологии, включающие инновационные средства, формы и методы организации занятий;

- в фитнес-индустрии появляются новые формы и методы организационно-управленческой деятельности, новые специальности;

- в тезаурус физической культуры фитнес вносит новую терминологию;

- в занятиях фитнесом используется новый спортивный инвентарь и оборудование (различные тренажёры, фитболы, степы, терры, нудлы и др.).

·   Широкая информированность и внедрение. Для того чтобы инновация получила распространение, недостаточно информированности о ней узкой группы людей (например, педагогов). Необходимо проделать определённую работу по ознакомлению с ней широких масс людей и пробудить в них желание её реализовывать, то есть преодолеть сопротивление и внедрить в образование. Проводником инновационной идеи в данном аспекте является педагог. На начальном этапе о существовании фитнеса знали лишь лидеры зарождающейся фитнес-индустрии, занятые в сфере фитнес-услуг инструкторы и незначительная прослойка наиболее финансово-состоятельной части российского населения. Последние годы характеризуются активной рекламой фитнеса в СМИ, интернете, появлением большого числа фитнес-клубов и центров, рассчитанных на разную аудиторию – от супер-элитных, до весьма демократичных слоёв населения, расширение спектра услуг.

·   Системное преобразование. К инновационному скачку ведёт не простое количественное изменение того или иного элемента системы (педагогического объекта), а лишь такое, какое способно вызвать качественное изменение в развитии системы. При этом необходимо подчеркнуть, что глобальные системные изменения способны вызвать разрушение старой системы как таковой и образовать новую. Фитнес способствовал инновационному скачку в развитии физической культуры – её теории и практики за счёт постоянного расширения списка фитнес-программ и технологий, что вызвало необходимость их научного обоснования и экспериментальную проверку эффективности, соответственно, и подготовка кадров для фитнес-индустрии также потребовала пересмотра системы высшего профессионального образования и переподготовки кадров в области физической культуры. Таким образом, фитнес способствует преобразованию системы физической культуры в более современную, экономически успешную, мобильную.

·  Энергозатратность. Создание, внедрение и распространение фитнеса потребовало определённых энергозатрат: интеллектуальных - научное обоснование феномена фитнеса, фитнес-программ и технологий, разработки тестирования в фитнесе; творческих – создания нового инвентаря и оборудования, новых фитнес-программ и технологий; организационных – организации фитнес-индустрии, процесса внедрения фитнеса в различные виды физической культуры; материальных – вложение инвестиций в открытие фитнес-клубов, центров, производства фитнес-товаров и т.д.

Следует особо отметить новую логику мышления, идеологии фитнеса, направленную на эффективное решение задач оздоровления, повышения уровня физической дееспособности и долголетия занимающихся не через принуждение, не через обязанность перед обществом и генеральной линией партии, как это было ранее, а через интерес личности и свободу выбора занятий теми или иными направлениями фитнеса.

Обобщая вышесказанное, фитнес можно рассматривать как новый виток спирали в развитии оздоровительной физической культуры. Реализуя закон отрицания отрицания, с одной стороны, он не отрицает и не отвергает достигнутое в прошлом, но, в то же время активно строит на этой основе, преломляя и модернизируя её с учётом запросов времени, новое, перспективное направление.

Таким образом, можно констатировать наличие в фитнесе всех характерных признаков, позволяющих определить его как инновацию на данном этапе развития оздоровительной физической культуры. При этом, на наш взгляд, можно отметить, что он прочно опирается на идеи, традиции, средства, методы, формы традиционной физической культуры и в тоже время он дополнил их новым содержанием, обновил существующие подходы к их применению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.