Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е.А.Маковкин . РИСУНОК. ДЕТАЛЕЙ ГОЛОВЫ. РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА». ХАРЬКОВ – ХНАГХ- 2009. СОДЕРЖАНИЕ. Введение



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Е.А.Маковкин 

РИСУНОК

ДЕТАЛЕЙ ГОЛОВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  К  ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И

ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА»

(для студентов 2  курса дневной формы обучения

направление 6.060102 - «Архитектура»)

 

 

ХАРЬКОВ – ХНАГХ- 2009

 

Рисунок деталей головы.Методические указания к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (длястудентов2 курса дневной формы обучения, направления - 6.060102 «Архитектура») / Укл. Е. А. Маковкин – Харьков: ХНАМГ, 2009. – 42 с.

 

Автор: Ст. преп. Е. А. Маковкин

 

Рецензент: Доцент кафедры И. А. Бабенко

 

 

Рекомендовано кафедрой архитектурного мониторинга городской среды, протокол №1 от 1.09.2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ..……………………………………………………….
   
Рисунок  деталей головы  человека……………………………
   
Рисунок носа……………………………………………………
   
Рисунок глаза…………………………………………………..
   
Рисунок губ…………………………………………………….
   
Рисунок уха……………………………………………………..
   
Список литературы……………………………………………..

 


Введение

 

Особое место в образовании архитектора занимает рисунок головы человека и изучение закономерностей её строения. Рисунок головы человека являет собой высшую ступень учебного процесса школы изобразительного искусства.

Этот раздел учебного курса требует особого внимания и способностей студентов.

Рисуя голову человека, студенты учатся более тонко чувствовать, видеть даже малые отклонения от натуры - линейных и объёмных пропорций, характера движения, логики её конструктивной сущности. Учатся видеть ошибки в расположении и размере рисунка глаза, носа, губ или какой-либо другой детали лица даже «на толщину линии».

В процессе рисования головы человека можно усовершенствовать чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано - то самое «чуть-чуть», с которого начинается художественное мастерство, столь необходимое будущему зодчему.

Твёрдые знания закономерностей конструктивного построения головы, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисунка, как-то основных, опорных, акцентных точек-маяков, линий и тушёвки - облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисунка.

Голова человека является одним из наиболее сложных объектов визуального графического  изображения. Для правильного изображения головы человека необходимо иметь определенную сумму знаний, умений и практических навыков.

Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии головы человека и уметь выполнять конструктивные построения головы и её деталей на двухмерной плоскости листа бумаги.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии.

Во-первых, перейти от чисто внешнего, поверхностного восприятия головы человека и слепого копирования его форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому изображению, опирающемуся на знание закономерностей внутренней структуры. Рисуя голову человека, студент должен познавать логику строения её объёмной формы и правильно передавать, строить, конструировать этот объём так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым.

Во-вторых, знание объёмной формы головы человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего архитектора. Познание сути гармонии головы человека, соответствия её формы содержанию, функции и конструкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению многообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих задач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором.

Конструктивно - анатомическая основа головы человека определяет её общую форму. Студенты на занятиях по рисунку,  изучая и анализируя анатомическое строение головы, соблюдая точные пропорции и законы перспективы, могут правильно вести построение изображения обобщённой формы. Лишь такой подход позволяет студенту рисовать осмысленно, а не копировать видимую объёмную форму головы. Форма головы человека и её детали обусловлены внутренним анатомическим строением костей и мышц. 

Хотя голова человека имеет индивидуальные различия, всё же общая форма головы имеет единую для всех закономерность строения.

Суть построения и рисования головы человека состоит, прежде всего, в изображении внутренней структуры костей черепа и располагающихся на нём мышечных образований. Во время построения учитывается парность строения форм, т.е. их симметричность.

Анализ общей формы головы должен производиться одновременно с изучением её деталей на конструктивно-анатомической основе. Перед этим необходимо сначала ознакомиться с анатомическим строением черепа как основы конструкции головы человека.

Форму черепа и самой головы можно определить как объёмный предмет, также как и все предметы, они имеют объёмно-пространственные характеристики: длину, ширину и высоту. Суть заключается в том, что эти поверхности, сочетаясь между собой, выражают объём и образуют форму.

Любая живая форма в своей основе является и рассматривается, как геометрический объём, тем самым подчиняясь единым закономерностям перспективы и освещения. Выполняя рисунок формы черепа, а также головы студенты должны знать теорию перспективы и уметь пользоваться линейно-конструктивным построением рисунка.

Применяя метод линейно-конструктивного изображения, обратим внимание, что линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями определяют контуры предметов, образующих их форму. Ими обозначают объёмно - пространственные величины: высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные линии, в том числе и линии построения, намечают тон штрихами и т.д. Но изображение обычных форм предметов одними линиями осложняет объёмно-пространственное представление. В этом случае необходимо дополнительно пользоваться так называемыми опорными точками, так как эти точки определяют характерные пункты, узлы и конструкции предметов в изображении. Опорными точками фиксируются узлы объёмной формы конструкции. С их помощью легко установить взаимно-пространственные расположения узлов, характеризующих конструкцию формы.

Для более точного и лаконичного определения объёмно-пространственных форм пользуются опорными точками и линиями, хотя в действительности на модели нет таких точек и линий, они условны. Есть только воображаемая форма с гранями и планами, находящимися в воображаемом пространстве на плоскости листа бумаги.

Использование опорных точек и линий при изображении объёмных форм в пространстве - это и есть линейно-конструктивный метод изображения.

Линейно-конструктивный рисунок помогает студентам быстрее и лучше усваивать учебный материал, развивает логику мышления.

А также учит работать предельно рационально, лаконичными средствами выражать главное и самое характерное, не акцентируя лишнего внимания на мелких деталях.

Такой подход к выполнению рисунка головы направляет их на путь дилетантского изображения натуры - поверхностного срисовывания её видимых частей, игнорирующего проникновение в суть причин и следствий образования тех или иных форм на натурной модели. Чтобы избежать грубейших ошибок в рисунке, студенты должны пользоваться средствами, облегчающими работу над рисунком, знать нормы, правила и законы, которые будут помогать им в работе.

Правила, законы и схемы строения формы являются отправной точкой в работе студента. Выделяя в натурной модели самое главное, студенты смогут разобраться в строении сложной формы.

Знание конструктивной схемы строения формы черепа поможет студентам правильно изображать голову человека, соблюдать законы перспективы и отучит от механического срисовывания натурной модели.

Студенты, усвоив закономерности основного конструктивного строения формы черепа и овладев умением выражать его линейно-конструктивным методом, могут без особого труда построить изображение головы в сложных перспективных положениях.

Одновременно студенты, работая методом линейно-конструктивного изображения, приучают себя мыслить формой, рассуждать логически и, вместе с тем, развивать объёмно-пространственное и конструктивное мышление. Отказавшись от поверхностного срисовывания эффектных светотеневых пятен, студенты постепенно начинают осознавать, что структура строения формы неизменна.

Следует отметить, что линейно-конструктивное построение должно непременно производиться с учётом знаний пластической анатомии, пропорций и закономерностей перспективного сокращения форм в пространстве. Без этих знаний невозможно правильно и убедительно изобразить голову человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.