Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что значит быть свободным?»



 

Осипова Татьяна 230 группа

Философия 2020

Эссе по кн. В. Франкла «Основы логотерапии»

«Что значит быть свободным?»

Это было очень трудно. Мой разум был ошеломлён работой В. Франкла «Основы логотерапии». Скажу больше – я была к ней не готова. Тема, поднятая и так понятно разобранная, оказалась очень страшной. Я даже не могла не читать её во весь голос, ибо по-другому душа моя рвалась закрыть скорее мучительные страницы, на глазах ни раз появлялись слёзы.

Но раз уж тема данной работы базируется на исследовании возможности свободы людей в контрационных лагерях, то отнесёмся к ней со всей серьёзностью и мужеством.

Итак, главный наш вопрос: «Что значит быть свободным?». Что значила свобода для заключенного? Как можно было оставаться свободным в тех нечеловеческих условиях? Нужна ли вообще эта свобода?

В конрационных лагерях человека учитывали по его тюремному номеру. Он буквально сам становился номером; мертвый или живой - это уже было неважно: жизнь "номера" совершенно ничего не значила. Что стояло за этим номером и за этой жизнью - судьба, история, имя человека, - значило еще меньше. Мы знаем, что всех, кто прибывал туда, оставляли буквально голыми перед той новой страшной жизнью. Так их лишали физической свободы.

А как же насчет человеческой свободы? Разве нет духовной свободы? Является ли верной теория, согласно которой человек - не более чем продукт многих факторов, будь они биологической, социальной или психологической природы? И самое важное, доказывают ли реакции заключенных на особый мир концлагеря, что человек не может спастись от влияния своего окружения? Может ли человек перед лицом таких обстоятельств обладать свободой выбора своих действий?

Они жили в перенаселённых, холодных, антисанитарных бараках. Их кормили 150 гр. хлеба и жидким супом. Были те, чьих родных сразу определили в газовую камеру. У них отобрали свободу, дом, семью…надежду. Каждый день изнурительного труда в нечеловеческих условиях, постоянные издевательства надсмотрщиков, страх неизвестности. И так не один год. Можем ли мы вообще говорить о духовной жизни? О человеческой свободе? Я скажу, да.

Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения. Но для этого надо иметь невероятное мужество и волю. Мне понравилось, как В. Франкл говорил о восторге, вызванным героическим поступком какого-либо персонажа из книг русской и зарубежной классики. Могли он тогда, в довоенное время подумать о себе, своём окружении как о героях? Можем ли в таком качестве подумать о себе и мы? 

А они, те заключенные, по сути такие же люди, как живут и сейчас, стали героями. К сожалению, не все. Многие жизни были загублены, людьми превратившихся в зверей. Если человек в концлагере из последних сил не боролся за то, чтоб сохранить свое самоуважение, он терял чувство себя как индивида, разумного существа, обладающего внутренней свободой и личной ценностью. Он думал о себе только как о частичке огромной массы, его существование опускалось до уровня животной жизни.

В. Франкл сделал вывод о том, что наша жизнь состоит из массы уникальных, неповторимых выборов. Жизнь не ставит перед нами цель, а предлагает путь, по которому идти. Именно эти выборы делают человека человеком. На самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. В конечном счете жить означает брать на себя ответственность за выбор правильного ответа на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает каждому человеку. Такая постановка подталкивает нас уже к следующему выводу: «У человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь».

С этой точки зрения душевные реакции узников концлагеря должны значить для нас больше, чем простое отражение определенных физических и социальных условий. Даже если такие тяжкие условия, как недосыпание, недоедание и разнообразные душевные напряжения и создают предпосылки для того, чтоб узники реагировали определенным образом, при конечном анализе становится ясным, что та личность, которой становится заключенный, является результатом внутреннего решения, а не только результатом влияния лагеря. Так что по существу каждый может, даже в таких условиях, как лагерные, решать, каким он станет умственно и духовно.

Несмотря на вынужденную физическую и умственную примитивность лагерной жизни, духовная жизнь могла стать даже глубже. Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать, как и все, сильные страдания, но потери их внутреннего Я были меньше. Они могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе. Только так можно объяснить явный парадокс: некоторые заключенные, которые совсем не выглядели крепкими, часто выживали в лагерных условиях успешнее, чем более лучше физически развитые люди.

Эти «интеллектуалы» могли перенести себя в совсем другой, радостный и прекрасный мир прошлого. В. Франкл не раз подчеркивал, что пока жил в лагере, он часто разговаривал со всей женой словно наяву. Это могло стать настоящим спасением, но, в тоже время, такие перемещения могли оказывать и негативное влияние. Ведь в мире грёз, где нет боли и страдания, сама жизнь могла замедлить свой бег. Человек мог умереть духовно, а потом и физически, осознавая насколько отвратительно настоящее. Заключенный, который потерял веру в будущее - свое будущее - обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения.

Именно поэтому мира прошлого и фантазий недостаточно для духовной свободы человека. Человеческая дорога будущего всегда должна стремится к чему-то большему. Тогда становится важно взращивать надежду. Человеку всегда надо жить ради кого-то или чего-то. Ницше говорил: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как».Для кого-то это оказались родители, оставшиеся там, в далеком доме, которые не смогут встретить старость без дорого сына, для кого-то это незаконченные научные трактаты, что пришлись не ко времени, но обязательно должны увидеть мир. Стимулов можно найти много, главное – найти и поверить.

Примером может стать любовь, как конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Любовь гораздо шире физической личности любимого человека. Она сосредоточена на духовном существовании любимого, его внутренней сущности. Присутствует ли он тут физически, и даже жив он или нет, в каком-то смысле теряет значение.

"Et lux in tenebis lucet" - и свет засиял в темноте. Если кто-то потерял зрение, то обязательно начнет слышать то, что раньше было неслышимым, чувствовать так остро и так цело как никогда прежде. У тех, у кого отняли физическую свободу произошло тоже самое. Красота искусства и природы обрели поистине невиданные раньше ценности. Закатное солнце баварских гор, яркие цветы каштанов, щебетание птиц – всё приобрело невиданный, непознанный ранее смысл. Всё это могло показать сущность самой жизни.

Юмор может быть еще одним оружием души в борьбе за самосохранение. Хорошо известно, что юмор, более чем какое-нибудь другое свойство человеческой натуры, помогает стать как бы вне окружающей действительности, подняться над ней хотя бы на несколько секунд. Попытка развить чувство юмора и видеть вещи с их смешной стороны - это некий вид уловки, которой можно научиться, овладевая искусством жить. И человек может тренироваться в искусстве жить даже в концлагере, где царит страдание.

Подходя к вопросу о страданиях, которые испытывает человек, можем ли мы сказать, что они мешают его свободе? По мнению В Франкла: «Когда человек понимает, что его удел - страдать, он должен принять это страдание как свою задачу, свою единственную и уникальную задачу. Он должен понять, что даже в страдании он уникален и один во всей вселенной. Никто не может освободить его, или облегчить его страдание, или взять его на себя. Единственная его возможность - решить, как он будет нести свое бремя». Вообще, во многих религиях мира можно найти слова, подтверждающие некий высший смысл страданий. Именно через страдания человек познают грани своей души, оттачивает чувство свободы. Жизнь в концлагере распахивает настежь душу человека, демонстрируя ее до самого дна.

То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то, как он несет свой крест, дает ему полную возможность - даже в самых тяжелых обстоятельствах - придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет.

Таким образом, подводя итог, мы можем сказать, что быть свободным – значит находится выше любых отягощающих обстоятельств. Несмотря ни на что перенести с уверенностью все тяготы жизни, ради тех, кто по-настоящему дорог, при этом оставаясь честным перед собой, не поддаваясь животному существованию. У человека помимо физической оболочки, всегда есть и духовная составляющая, над которой господином является лишь он сам. И последняя внутренняя свобода не может быть потеряна. Именно эта духовная свобода, которую невозможно отобрать, придает жизни смысл и цель.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.