Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этические, коммуникативные,. этикетные, собственно речевые и языковые нормы



 

Елтышева Марина. ОБ-РЛ-11. Речевые практики. Задание 6.

Этические, коммуникативные,

этикетные, собственно речевые и языковые нормы

Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи.

Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные

нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более

низкого уровня?

Ответ: Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи,

к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера.

Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы.

Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках системы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности,

богатства, точности, логичности, выразительности, правильности

и чистоты).

Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое,

общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи.

Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения, поэтому они считаются главными.

Если нарушается большинство коммуникативных норм общения, то это приводит к нарушению этических правил.

Задание 2:  Как известно, общение по своей природе двупланово,

то есть оно одновременно нацелено на передачу информации

и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм?

Ответ: Общаясь с человеком, мы подчиняемся установленным обществом нормам. Например, во время разговора мы доброжелательно настраиваемся к партнёру (этические нормы), регулируем общение с ним (коммуникативные нормы), ведём диалог вежливо (этикетные нормы), грамотно формулируем свои мысли (речевые нормы) и соблюдаем правила современного русского литературного языка (языковые нормы).

Задание 3: Можно выделить основные составляющие умения общаться:

• воспринимать и понимать другого человека и в то же время подавать себя, самовыражаться;

• сближать точки зрения – свою и собеседника;

• управлять общением.

Как они связаны с нормами речи? Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?

Ответ: Составляющие умения общаться тесно связаны с нормами речи. Как мы соблюдаем их, так и выстраивается наш разговор с собеседником. Лучше всего у меня получается воспринимать и понимать другого человека. В диалоге со мной собеседник может высказаться, я же, выслушав, даю ему совет. Но такое составляющее, как сближение точки зрения, нуждается в формировании.

Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника.

Ответ: Несмотря на то, что удивить кого-либо сейчас достаточно трудно, есть несколько способов, чтобы произвести впечатление на собеседника. Например, можно рассказать интересный факт или увлекательную историю, но для этого нужно быть начитанным и иметь широкий кругозор. Также удивить собеседника можно мимикой, жестикуляцией и даже поведением, но следует помнить, что не нужно выходить за рамки приличия. Да, удивить сложно, но возможно!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.