|
|||
Этические, коммуникативные,. этикетные, собственно речевые и языковые нормы
Елтышева Марина. ОБ-РЛ-11. Речевые практики. Задание 6. Этические, коммуникативные, этикетные, собственно речевые и языковые нормы Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи. Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более низкого уровня? Ответ: Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера. Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы. Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта. Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках системы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности, богатства, точности, логичности, выразительности, правильности и чистоты). Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи. Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения, поэтому они считаются главными. Если нарушается большинство коммуникативных норм общения, то это приводит к нарушению этических правил. Задание 2: Как известно, общение по своей природе двупланово, то есть оно одновременно нацелено на передачу информации и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм? Ответ: Общаясь с человеком, мы подчиняемся установленным обществом нормам. Например, во время разговора мы доброжелательно настраиваемся к партнёру (этические нормы), регулируем общение с ним (коммуникативные нормы), ведём диалог вежливо (этикетные нормы), грамотно формулируем свои мысли (речевые нормы) и соблюдаем правила современного русского литературного языка (языковые нормы). Задание 3: Можно выделить основные составляющие умения общаться: • воспринимать и понимать другого человека и в то же время подавать себя, самовыражаться; • сближать точки зрения – свою и собеседника; • управлять общением. Как они связаны с нормами речи? Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)? Ответ: Составляющие умения общаться тесно связаны с нормами речи. Как мы соблюдаем их, так и выстраивается наш разговор с собеседником. Лучше всего у меня получается воспринимать и понимать другого человека. В диалоге со мной собеседник может высказаться, я же, выслушав, даю ему совет. Но такое составляющее, как сближение точки зрения, нуждается в формировании. Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника. Ответ: Несмотря на то, что удивить кого-либо сейчас достаточно трудно, есть несколько способов, чтобы произвести впечатление на собеседника. Например, можно рассказать интересный факт или увлекательную историю, но для этого нужно быть начитанным и иметь широкий кругозор. Также удивить собеседника можно мимикой, жестикуляцией и даже поведением, но следует помнить, что не нужно выходить за рамки приличия. Да, удивить сложно, но возможно!
|
|||
|