Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнили студентки 301 группа:



 Выполнили студентки 301 группа:

Панченко Ульяна и Раевская Анастасия

Проблемы и перспективы развития института налогового консультирования в РФ

Слайд

В настоящее время и в России, и за рубежом консультационные услуги пользуются достаточно большим спросом со стороны граждан. За последние несколько лет оказание консультационных услуг превратилось в организационный бизнес, а практика иностранных государств помогла доказать, что налоговое консультирование представляет собой важнейший элемент бизнеса, требующий высокой профессиональной подготовки консультантов.

Слайд

Опытный консультант должен выполнять несколько функций.

Во-первых, налоговый консультант должен предложить клиенту свои знания и опыт для решения вопросов, связанных с налогообложением.

Во-вторых, он должен отслеживать все изменения в налоговом или ином законодательстве, чтобы в дальнейшем применить знания этих изменений для конкретного клиента.

И, в-третьих, налоговый консультант должен обладать специальным инструментом решения проблем в области налогообложения, который позволит ему успешно решать свои задачи.

Слайд

Налоговое законодательство – это динамичная и развивающаяся отрасль права. Из-за постоянных изменений, вносимых в Налоговый Кодекс РФ и другие законодательные акты, все больше граждан вовлечены в налоговые правоотношения. Огромное количество документов может быть достаточно сложно для восприятия обычному человеку, не знающего все тонкости налогового права. Не обладая полнотой знаний, гражданин может совершить налоговое правонарушение. Именно поэтому помощь квалифицированного налогового консультанта так необходима населению страны.

Для понимания сущности проблемы налогового консультирования в России, для начала подробно рассмотрим понятие налогового консультирования, его задачи, принципы и этапы.

Налоговое консультирование - это вид профессиональной деятельности по оказанию консультируемому лицу на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Слайд

Деятельность налогового консультанта может осуществляться по следующим направлениям:

– консультирование по вопросам применения законодательства о налогах, сборах и иных обязательных платежах;

– составление налоговой отчетности юридических и физических лиц;

– порядок ведения налогового учета;

– налоговое консультирование во время мероприятий налогового контроля.

Слайд

Среди задач такого института как налоговое консультирование можно выделить:

- проверка первичных документов,

- анализ актов налоговых проверок,

- изучение учетной политики,

- анализ налогового и смежного с ним законодательства.

Слайд

Деятельность налогового консультанта осуществляется на основе следующих принципов: законность, объективность, профессионализм, добросовестность, независимость и конфиденциальность.

Слайд

Процесс налогового консультирования состоит из пяти этапов.

Первый этап - подготовительный, на котором решаются технические вопросы.

Второй этап - диагностический, при котором происходит анализ проблемы.

Третий этап - планирование действий, налоговый консультант начинает разрабатывать способы решения проблемы клиента.

Четвертый этап - этап внедрения рекомендаций, во время которого происходит разрешение проблемы клиента.

И последний - завершающий этап консультационных услуг, который заключается в оценке предложенных решений и рекомендаций.

Слайд

Профессия налогового консультанта в Росси стала одной из востребованных специальностей и имеет перспективы развития. Данная специальность приобретает популярность в различных областях экономики. Однако столько стремительное развитие такой профессии, как налоговый консультант имеет и ряд проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного функционирования.

Основные проблемы на современном этапе развития – это редкое применение налогового консалтинга из-за его мало известности и дороговизна услуг консультирования в этой сфере.

В первую очередь остановимся на причинах недостаточного развития консультационных услуг в области налогообложения.

1. Недостаток управленческой культуры. На сегодняшний день многие организации не видят в налоговых консультантах помощников по бизнесу. Руководитель организации часто не имеет желания делегировать некоторые этапы принятия решения внешнему консультанту.

2. Слабо развитая конкуренция на рынке налогового консультирования. Потребность в обращении к налоговым консультантам возникает исключительно в условиях конкурентной среды, когда цена неверного управленческого решения высока и требуются эффективные советы профессионалов по вопросам налогообложения.

3. Недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров. Потребность в налоговых консультантах достаточно ощутима в России, поскольку большая часть квалифицированных специалистов сосредоточена в европейской части России, где значимость данного бизнеса выше, нежели в центре страны.

Законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом). Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (например, 500-кратным размером минимальной оплаты труда) либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке – ст. 171 УК РФ.

4. Недостатки профессиональной подготовки налоговых консультантов. Недостаток преподавателей и учебной литературы отрицательно сказывается на эффективности подготовки специалистов в области налогообложения.

5. Смешение налогового консалтинга с аудитом и адвокатурой. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется. Сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству.

Слайд

Основная проблема на современном этапе развития – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.

Важным шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось постановление Минтруда России от 4 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам». В нем предусмотрены должностные обязанности консультанта по налогам и сборам и требования к его квалификации. Однако на сегодняшний день это постановление является практически единственным нормативным документом, регулирующим деятельность налоговых консультантов.

Проект Федерального закона “О налоговом консультировании” подготовлен с целью конкретизировать положения Налогового кодекса РФ об институте налогового представительства, в частности, определить правовой статус уполномоченного представителя налогоплательщика и упорядочить деятельность по налоговому консультированию (подготовка и аттестация специалистов, ответственность за результаты консультирования, создание независимого сообщества налоговых консультантов, взаимоотношения этого сообщества с налоговыми органами, органами налоговой полиции и налогоплательщиками, др. вопросы). При этом предполагается, что налоговые консультанты осуществляют деятельность на основе самофинансирования без привлечения каких-либо бюджетных средств государства.

Слайд

Высказываются также возражения, что законодательством уже урегулированы вопросы налогового консультирования. Например, иногда высказываются недоумения по поводу принятой ч. 1 НК РФ, в ст. 32 которого сказано: “1. Налоговые органы обязаны:…4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов…”.

Казалось бы, чем не налоговое консультирование? Но эта норма закона адресована налоговым органам, обязанным при обращениях к ним налогоплательщиков не отказывать им в удовлетворении их просьб по перечисленным вопросам. Однако трудно надеяться, что налоговые органы при их занятости и недостаточности объективного подхода к этой деятельности будут проявлять инициативу и широко заниматься налоговым консультированием.

Слайд

Можно уверенно сказать, что приведенная норма не полностью отвечает интересам налогоплательщиков, которые имеют право не только на получение информации от налоговых органов, но и на представительство (глава 4 НК РФ), в частности, не только лично участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но и не запрещает, чтобы представитель налогоплательщика был бы и его консультантом (это решается на основании доверенности, договора). И в то же время в статье 29 НК РФ содержится прямое запрещение: “Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры”.

Требуется поддержка этого проекта, так как нормативная база налогового консультирования сейчас слаба и неопределенна.

Слайд

Проанализировав основные проблемы и их причины недостаточного развития налогового консультирования в России, можно выделить несколько мероприятий и путей развития консультирования в области налогообложения.

1. Пропаганда необходимости и значимости налогового консультирования.

2. Принятие ФЗ “О налоговом консультировании”.

3. Разработка и создание нормативной базы о стандартах и порядке осуществления налогового консультирования.

4. Развитие системы профессиональной подготовки налоговых консультантов.

5. Разработка Порядка проведения государственной аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам.

6. Разработка порядка аккредитации и сертификации профессионалов в области налогового консультирования.

Слайд

Все вышеперечисленные методы решения проблемы развития налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.

На первом месте должно находиться развитие налоговой культуры и дисциплины у населения страны. Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем в некоторых странах налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета.

Также создаются государственные службы, занимающиеся налоговым консультированием. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать ему правильное применение налогового законодательства.

Кроме того, для налогоплательщика необходимо создать благоприятные условия, то есть быть с ним доброжелательным. Возможность получать независимые и ответственные консультации может поспособствовать повышению налоговой грамотности налогоплательщиков, а, это, следовательно, приводит к улучшению взаимоотношений с налоговыми органами и повышению собираемости налогов.

Необходимо: во-первых, создание широкомасштабной системы налогового консультирования; во-вторых, стоит провести налоговую реформу в области налогового консультирования; и в-третьих, обеспечить взаимодействие государственных органов по следующей схеме: налоговые органы – прокуратура – суды.

Таким образом, развитие в Российской Федерации института налогового консультирования является важной и необходимой задачей, а налоговое консультирование в нашей стране – довольно новое явление, которое требует регулирования как в правительственном, так и в законодательном порядке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.