Час весёлой математики
Конспект занятия объединения "Непоседы"
"Час весёлой математики"
07.04.2020
Педагог дополнительного образования
Егорова Наталья Алексеевна
Цель:
- Мотивация познавательной деятельности, развитие сообразительности, любознательности, логического и творческого мышления.
Задачи:
- Развитие и укрепление интереса к математике,
- содействие развития культуры коллективного труда,
- формирование доброжелательных и дружеских отношений.
Структура занятия:
1.Организационный момент (приветствие, сообщение темы занятия)
2. Основная часть занятия:
Конкурсы:
- «Звездный час»;
- «Счастливый случай»;
- «Поле чудес»;
- «Брейн-ринг»;
- «Подумай! Сообрази!».
3. Рефлексия.
Тип занятия: комплексное.
Оборудование:
• Компьютер
• Мультимедийная презентация
• Раздаточный материал.
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая
сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) представление педагогов, присутствующих на занятии;
б) представление обучающихся и руководителя объединения;
в) объявление темы, цели и формы проведения занятия (слайд 1)
2.Основная часть занятия.
Ход игры:
- В игре участвуют две команды по 5-6 человек, которые выбираются путем жеребьевки. Команды получают названия и за 5 минут должны придумать свой девиз, пока происходит дальнейшая подготовка к игре.
- Определяется жюри.
Педагог представляет команды участников. Воспитанникам предлагается для выбора следующие конкурсы (Слайд 2):
- «Звездный час»;
- «Счастливый случай»;
- «Поле чудес»;
- «Брейн-ринг»;
Представители от команд, поочередно делают свой выбор.
Задания для конкурсов:
1. «Звездный час» – каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10). На слайде написаны имена ученых математиков под номерами: 1 – Пифагор; 2 – Эйлер; 3 – Ада Байрон; 4 – Герон; 5 – Виет; 6 – Гипатия; 7 – Лепот; 8 – Галуа; 9 – Евклид; 10 – Декарт. Ведущий задает вопросы, а команды, кто быстрее, должны поднять табличку с верным номером. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Вопросы дублируются на слайдах.
Вопрос
| Ответ
| 2. Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый?
| № 2 – Леонард Эйлер
| 3. Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. Кто это?
| № 8 – Эварист Галуа
| 4. От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного.
| № 9 – Евклид
| 5. По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя?
| № 6 – Гипатия
| 6. Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя?
| № 7-Гортензия Лепот
| 7. Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя?
| № 1 – Пифагор
| 8. Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина?
| № 3 – Ада Байрон
| 9. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. Кто это?
| №4 - Герон
| 10. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кто это?
| №5 – Франсуа Виет
| 2. «Брейн-ринг» - ведущий задает вопрос. Участникам команд дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить раньше, то она поднимет руку. Вопросы задаются поочередно. Если одна команда не знает ответа, то может ответить другая. За каждый верный ответ – 3 балла.
Вопрос
| Ответ
| - Прибор для измерения углов на местности.
| Астролябия
| - Что означает в переводе с греческого «октаэдр»?
| Восьмиугольник
| - От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает?
| Наука
| - В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда?
| Амстердам
| - В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение?
| Знак «%»
| - По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто?
| Архимед
| - Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас?
| Геометрия Лобачевского
| - «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов?
| Философ античного мира – Платон
| - Что означает слово тригонометрия?
| Измерение углов
| - С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат?
| Рене Декарт
| - Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою?
| Пифагор
| - Кто из ученых – математиков впервые установил существование односторонних поверхностей?
| Мёбиус
| - Немецкий ученый, которого называют «королем математики»?
| Гаусс
| - В какой стране впервые появились отрицательные числа?
| Древний Китай
| 3. «Поле чудес» - на доске нарисованы пустые квадратики, обозначающие количество букв слова. Участникам задается вопрос и разрешается открыть любые 3 буквы (участники называют буквы, если они есть в слове, то ведущий записывает их на доске). После этого дается минута на обсуждение. Если команда не ответила или ответила неверно, то может попытаться вторая команда. За верно отгаданное слово команда получает 3 балла.
- Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?
- Назовите фамилию выдающегося русского математика; первой в мире женщины – профессора и члена – корреспондента Петербургской академии наук
- Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» Назовите фамилию этого математика.
- Нас трое в треугольнике любом, предпочитая золотые середины.
Мы центр тяжести встречаем На пути, ведущем из вершины. Как называют нас, скажи? 4. «Подумай! Сообрази!» - в конкурсе участвует один обучаюшийся. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 5 баллов.
Задания I команде: треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигура, сложение, мел, периметр, ученик, диагональ.
Задания II команде: круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки, циркуль, вектор, учитель, градус, тетрадь.
5. «Счастливый случай» - команды за определенное время отвечают на вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Верно отгаданный вопрос – 2 балла.
1 команда
| 2 команда
| Чему равна 1/4 часа?
| 15 минут
| Какую часть часа составляет 20 минут?
| 1/3
| 1% метра?
| 1 см
| Что такое астролябия?
| Прибор для измерения углов
| Наибольшее натуральное число?
| Нет
| Наименьшее натуральное число?
|
| Масса 1 м3 воды?
| Тонна
| Что такое 1%?
| 1/100 часть
| Утверждение, принимаемое без доказательства.
| Аксиома
| Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида?
| Нет
| Чему равна длина окружности радиуса 5?
| 10
| Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли?
| Равны
| В каком Европейском городе есть улица Коперника?
| Амстердам
| Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника?
| Диагональ
| Что такое абак?
| Счеты
| Третья буква греческого алфавита?
|
| Что представляет график функции y = r/x?
| Гипербола
| Что представляет график функции y = x2?
| Парабола
| Как называется вторая координата точка?
| Ордината
| Как называется первая координата точки?
| Абсцисса
| Отрезок, соединяющий две точки окружности?
| Хорда
| Прибор для измерения и построения углов?
| Транспортир
| Прибор для построения окружности.
| Циркуль
| Чему равен угол в квадрате?
| 90o
| Чему равен 1 фунт?
| 400 гр
| Может ли при делении получиться 0?
| Да
| Единица массы драгоценных камней?
| Карат
| Чьи штаны во все стороны равны?
| Пифагора
| Может ли при умножении быть 0?
| Да
| Чему равен объем 1 кг воды?
| 1 литр
| Закончить нашу игру мне хотелось бы словами:
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
Жюри подводит итоги, награждаются победители.
3. Рефлексия.
- Ребята, что нового мы узнали?
- Что было трудным?
- Что воспринималось легче всего?
-Что понравилось?
|