Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа для родителей. Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста». Беседа для родителей. Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

Беседа для родителей

«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

 


Подготовила:

Карева Людмила Ивановна,                    

заведующий отделом,

руководитель кружка

 

 

ЛУГАНСК

Беседа для родителей

«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

Цель:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, работая в технике бумагопластики.

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи детей младшего школьного возраста средствами бумагопластики.

3. Создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей младшего школьного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.

4. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные:

-развивать у детей  мотивацию к конструированию из бумаги;

-обучать детей  конкретным приёмам художественного творчества;

-знакомить детей с различными техниками работы с бумагой;

Развивающие:

-формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

-развивать у детей  самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;

-развивать у детей младшего школьного возраста  мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию у детей ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;

- воспитывать у детей  культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

 

Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».

                                         А.В. Запорожец

 

 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в творческих коллективах учреждений дополнительного образования детей.

Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность.

 Бумага сопровождает человека уже более 2000 лет. Это один из самых простых и доступных материалов. При этом она имеет неповторимую окраску поверхности, специфические свойства и технологию обработки

Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, квиллинг, объемная аппликация, торцевание плоскостное и на пластилине, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются педагогами учреждений дополнительного образования, обучающих детей младшего школьного возраста работать с бумагой. Занятия бумагопластики в учреждении дополнительного образования формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное

Ожидаемый результат обучения детей является развитие:

· коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;

· внимания, зрительной, слухоречевой памяти;

· активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;

· словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.

· развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы обучающийся учится внимательно слушать устные инструкции педагога, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, педагогов способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований. Бумагопластика, как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей: делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности; создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду; обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка; способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Вспомним еще одни замечательные высказывания замечательного педагога В.А.Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

Мелкая моторика –это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики и продолжать развивать и в младшем школьном возрасте. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого. Педагоги младшего школьного возраста продолжают развивать моторику у детей на уроках художественного труда и на занятиях в творческих объединениях данного профиля.

Одним из средств развития мелкой моторики рук является конструктивная деятельность с бумагой, которая дает и лечебный и развивающий эффект. Занятия создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.

Изучая на занятиях кружка свойства бумаги ребятами разных возрастных групп младшего школьного возраста можно опробовать разные методы работы с бумагой. Можно предложить такое задание: берется небольшой лист легко мнущейся бумаги и показывается образец, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!

Изучая тему «Рваная аппликация» детям дается следующее задание: бумагу нужно было нарвать на небольшие кусочки. Затем эти кусочки ребята наклеивали на заранее подготовленные, тонированные листы бумаги и нарисованные на ней контуры дерева. И получается  в технике обрывной аппликации красивое осеннее яркое дерево в желтых, оранжевых, красных и зеленых тонах и ниспадающие на землю листики парят в воздухе. Очень красивая получается работа.

Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарный запас, и самое главное-руки ребенка становятся более ловкими, согласованными. Однако это происходит не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.

Кроме развивающих и обучающих задач эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой. Дети становятся более открытыми, добрыми, отзывчивыми, учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Рассмотрим еще один вид бумагопластики -оригами. Оригами – конструирование из бумаги это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего школьного возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием. Но это захватывает детей и они очень рады, когда туже самостоятельно сделают поделку.

 Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • сматывание цветных ниток в клубочки
  • игры-инсценировки с пальчиковым театром
  • обведение вкладышей. Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
  • плетение бумажных ковриков и изготовление различных поделок из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
  • изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка и другие.

Почаще предлагайте детям эти занятия! Пусть посещают кружковые занятия, на которых дети создают поделки своими руками.

Ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. А ведь можно сделать все намного проще!

• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

• Заводить будильник, игрушки ключиком.

• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

• Резать ножницами (желательно небольшого размера).

• Конструировать из бумаги.

• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

• Делать пальчиковую гимнастику.

Поощряйте детские увлечения, помогайте определиться им с выбором кружковой деятельности, что приносит детям радость, а не усталость от множества посещаемых секций. Успехов, уважаемые родители.

( Для родителей организована выставка работ их детей, а также показ образцов работ, которые будут дети выполнять на последующих занятиях)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.