|
||||||||||||||||||
Преодоления школьной неуспешности обучающихся ( Атапина И.Н.)Преодоления школьной неуспешности обучающихся ( Атапина И.Н.) Цель Создание условий для целостной систематической работы со слабоуспевающими обучающими, повышение их уровня обученности и обучаемости. Задачи: • Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ (управленческая задача).
• Обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха в обучении.
• Формировать позитивную учебную мотивацию
• Реализовывать дифференцированный подход в педагогическом общении и деятельности на уроках и во внеклассной работе.
• Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими возможностями, развивить навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.
• Составить индивидуальную программу обучения для слабоуспевающего ученика с учетом его индивидуальных и личностных особенностей
• Отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.
• Корректировать индивидуальную программу с учетом изменений.
Пояснительная записка
В настоящее время одной из наиболее приоритетных проблем для отечественного образования является проблема существенного повышения качества образования. О первоочередной важности этой проблемы говорит тот факт, что большой процент наших школьников стабильно не справляются с предложенными им объемами учебной информации. Инновационной практикой и педагогической наукой предлагаются различные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Но при всем различии предлагаемых вариантов решения этой проблемы преимущественно делается акцент на создание педагогических условий, способствующих активизации интеллектуальной деятельности учащихся и тем самым позволяющих в конечном итоге повысить качество обучения школьников. И, естественно, тем самым свести к минимуму процент неуспевающих. Однако многочисленные попытки поисков решения проблемы повышения качества образования в этом направлении в ряде случаев приводят к тому, что процент неуспевающих в целом так и остается не только непреодоленной, но и негативно усугубляющейся. Под школьной неуспешностью имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они включают в себя как учебную неуспешность, так и неадаптированность в социальной среде. Эти проблемы, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. Но драматичность ситуации, в первую очередь, состоит в том, сколь разрушительное противоречие, характеризующее современное состояние образования, проявляется вопреки предпринимаемым педагогическим коллективом школы усилиям. По сути, неуспешность превратилась в хроническую, «вечную проблему». Выявление педагогами и психологами феномена негативного влияния неуспешности на качество образования вообще и воспитательного процесса, в частности, не только усугубляет актуальность проблемы, но и вносит принципиальные изменения в подходах к ней и, следовательно, в поисках ее решения. Неуспешность как деформирующий становление личности фактор требует неотложного поиска оперативных решений, которые позволят в реальных социально-исторических условиях не только нейтрализовать негативное влияние неуспеваемости, но и педагогически обеспечить оптимальную эффективность функционирования системы отечественного образования. И, следовательно, в современных условиях как никогда остро встает проблема педагогического обеспечения личностного становления и социализации, способного преодолеть негативное влияние даже столь мощного деформирующего фактора, каким является неуспешность. Неуспешность связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин. Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха). Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов образовательных учреждений, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися. Одним из элементов системы работы управления образования по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга 9психологического, здоровья, социологического, уровня обученности). Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. Классному руководителю: Определить причину неуспеваемости учащегося через: анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся); беседу с психологом; беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий; беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за: посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима); успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику. уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося. разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей. Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей. Конечными результатами должен стать уверенный, имеющий свою собственную позицию обучающийся, который может сказать себе: · Мне нравится · Я хочу · Я смогу · Я умею Годы учения не могут и не должны, ни при каких обстоятельствах, рассматриваться односторонне и линейно как подготовка к поступлению в вуз или даже как возможность овладения знаниями, необходимыми для будущего. Это годы формирования жизненной стойкости, веры в собственные силы, личной ответственности и осознания жизни как высшей, ни с чем не сравнимой ценности. И оптимизм – как фундаментальная основа духовного бытия и развития личности – является единственным критериальным выразителем такой эмоциональной прочности личности, которую ребенок может и должен обрести в детстве. Таким образом, проблема преодоления неуспешности может и должна решаться на создаваемом школой фундаменте отношений, обеспечивающих формирование у каждого ученика оптимистического взгляда на все, что с ним происходит, на жизнь как высшую ценность.
Ожидаемые конечные результаты: · повышение уровня самооценки, признание личности социумом; · наличие собственной позиции обучающегося; · повышение качества образования; · рост уровня индивидуальной работы с детьми с целью развития способностей обучающихся; · повышение качества образовательного процесса; Основные мероприятия:
|
||||||||||||||||||
|