Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Преодоления школьной неуспешности обучающихся ( Атапина И.Н.)



Преодоления школьной неуспешности обучающихся ( Атапина И.Н.)

Цель Создание условий для целостной систематической работы со слабоуспевающими обучающими, повышение их уровня обученности и обучаемости.

Задачи:

•   Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ (управленческая задача).

 

•   Обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха в обучении.

 

•   Формировать позитивную учебную мотивацию

 

•   Реализовывать дифференцированный подход в педагогическом общении и деятельности на уроках и во внеклассной работе.

 

•   Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими возможностями, развивить навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

 

•   Составить индивидуальную программу обучения для слабоуспевающего ученика с учетом его индивидуальных и личностных особенностей

 

•   Отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.

 

•   Корректировать индивидуальную программу с учетом изменений.

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время одной из наиболее приоритетных проблем для отечественного образования является проблема существенного повышения качества образования. О первоочередной важности этой проблемы говорит тот факт, что большой процент наших школьников стабильно не справляются с предложенными им объемами учебной информации. Инновационной практикой и педагогической наукой предлагаются различные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Но при всем различии предлагаемых вариантов решения этой проблемы преимущественно делается акцент на создание педагогических условий, способствующих активизации интеллектуальной деятельности учащихся и тем самым позволяющих в конечном итоге повысить качество обучения школьников. И, естественно, тем самым свести к минимуму процент неуспевающих. Однако многочисленные попытки поисков решения проблемы повышения качества образования в этом направлении в ряде случаев приводят к тому, что процент неуспевающих в целом так и остается не только непреодоленной, но и негативно усугубляющейся.

Под школьной неуспешностью имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они включают в себя как учебную неуспешность, так и неадаптированность в социальной среде. Эти проблемы, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.

 Но драматичность ситуации, в первую очередь, состоит в том, сколь разрушительное противоречие, характеризующее современное состояние образования, проявляется вопреки предпринимаемым педагогическим коллективом  школы усилиям. По сути, неуспешность превратилась в хроническую, «вечную проблему».

 Выявление педагогами и психологами феномена негативного влияния неуспешности на качество образования вообще и воспитательного процесса, в частности, не только усугубляет актуальность проблемы, но и вносит принципиальные изменения в подходах к ней и, следовательно, в поисках ее решения.

Неуспешность как деформирующий становление личности фактор требует неотложного поиска оперативных решений, которые позволят в реальных социально-исторических условиях не только нейтрализовать негативное влияние неуспеваемости, но и педагогически обеспечить оптимальную эффективность функционирования системы отечественного образования. И, следовательно, в современных условиях как никогда остро встает проблема педагогического обеспечения личностного становления и социализации, способного преодолеть негативное влияние даже столь мощного деформирующего фактора, каким является неуспешность.

Неуспешность связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов образовательных учреждений, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися. Одним из элементов системы работы управления образования по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга 9психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

Классному руководителю:

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);

беседу с психологом;

беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;

беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.

 

Вести контроль за:

посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);

успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.

уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.

разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.

 

Учителю-предметнику

Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.

Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

 

 

Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.

Конечными результатами должен стать уверенный, имеющий свою собственную позицию обучающийся, который может сказать себе:

· Мне нравится

· Я хочу

· Я смогу

· Я умею

Годы учения не могут и не должны, ни при каких обстоятельствах, рассматриваться односторонне и линейно как подготовка к поступлению в вуз или даже как возможность овладения знаниями, необходимыми для будущего. Это годы формирования жизненной стойкости, веры в собственные силы, личной ответственности и осознания жизни как высшей, ни с чем не сравнимой ценности. И оптимизм – как фундаментальная основа духовного бытия и развития личности – является единственным критериальным выразителем такой эмоциональной прочности личности, которую ребенок может и должен обрести в детстве.

Таким образом, проблема преодоления неуспешности может и должна решаться на создаваемом школой фундаменте отношений, обеспечивающих формирование у каждого ученика оптимистического взгляда на все, что с ним происходит, на жизнь как высшую ценность.

 

Ожидаемые конечные результаты:

· повышение уровня самооценки, признание личности социумом;

· наличие собственной позиции обучающегося;

· повышение качества образования;

· рост уровня индивидуальной работы с детьми с целью развития способностей обучающихся;

· повышение качества образовательного процесса;

Основные мероприятия:

Направление Мероприятия Предполагаемый результат Ответственные
1.Работа с родителями 1.Анкета/мониторинг для родителей об интересах, увлечениях детей, их планах на будущее.   2.Родительские собрания по темам: 1.«Будущее детей». 2. «Уклад школьной жизни». 3. Выбирая «завтра»-выбираем будущее.   3.Консультации, индивидуальные беседы с родителями. 4.Привлечение родителей к мероприятиям. 5.Творческие конкурсы.   1.Создание банка данных: -Индивидуальные когнитивные способности детей - Учебные возможности обучающихся 2.Увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни ОО. Психолог, заместители директора по УВР, кл.руководители
2. Педагог-педагогу. Организация педагогической деятельности с учетом дефицитов пед. компетенций 1.Диагностика пед.технологий, методик, приемов, используемых педагогами школы в образовательном процессе. 2.Мастер-классы педагогов школы. 3.Посещение уроков педагогов школы. 4.Педагогический совет по преемственности между начальной школой и средним званом. 5.Супервизорство (помощь педагогам, у которых есть сложные нерешенные проблемы в образовательном процессе) 6. Наставничество (работа с молодыми педагогами и «непрофессиональными» педагогами, пришедшими в профессию извне) 7. Посещение уроков с целью проверки индивидуальной и диффиренцированной работы педагога на уроке. 8. Педагогические консилиумы (результаты работы Программы, анализ, выявление возникших в ходе реализации Программы проблем и пути их решения)   Повышение психологической мотивации педагогов к образовательному процессу. Совершенствование навыков педагогического мастерства. Изучение новых технологий для повышения качества образования обучающихся. Оказание психологической помощи и поддержки педагогам. Формирование дифференцированного подхода к образовательному процессу. Создание на уроке алгоритмов помощи «неуспешным» обучающимся. Психолог, заместители директора по УВР, логопед, супервизор, руководители ШМО
3. Тьютерство   4. Внеурочная деятельность   -Диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с низкими учебными возможностями. -Ведение мониторинговой карты  на каждого «неуспешного» обучающегося. -Индивидуальные  рекомендации для родителей и детей -Беседа с обучающимися на выявление причин неуспешности (анкета, либо сочинение , собрание и т.п.) -Индивидуальная работа психолога с обучающимися. -Беседа с обучающимся, его родителями и тьютером.    -групповые и факультативные занятия; -элективные курсы; -занятия предметных кружков; -предметные недели; -консультации; -проектно-исследовательская деятельность;     Формирование: -механизмов самообучения; -мотивов учебной деятельности; -адекватной самооценки и потребность в рефлексии; Оказание тьютером помощи «неуспешным» обучающимся. Формирование у родителей понимания в необходимости получения детьми качественного образования.   Формирование личности самосовершенствующейся, обладающей силой воли; Формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки; Обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения; Развитие коммуникативного общения; Формирование творческих качеств личности.     Заместители директора по УВР, учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог, тьютер     Заместители директора по УВР, учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.