Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лисовский В.Г.  Архитектура Петербурга. Три века истории». - СПб.: Славия, 2004.



 

Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского "ordo" — строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н.э. Витрувия, автора трактата "Десять книг по архитектуре".
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.
Главные части греческого ордера:
— основание, называемое стереобат, располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли; верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны;
— вертикальные опоры - колонна, служащие главным несущим элементом конструкции;
— верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, в котором также разделяются три части:
1) архитрав (главная балка, которая располагается непосредственно на колонне)
2) фриз (средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом; несет по большей части декоративную роль)
3) карниз (верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля)

Дорический ордер— один из ордеров классической архитектуры. Разделяют греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности - римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Возник в VI веке до н. э. на землях дорийцев. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Характерные черты
Дорические колонны каннелированы, причем, в отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 20. Капитель - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях база устанавливается непосредственно на стилобат. Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа - фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп (так называемый триглифно-метопный фриз). Карниз поддерживается мутулами, реже - дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы - гутты. Описание пропорций дорического ордера впервые встречается у Витрувия. Уточнены и переосмыслены они были архитекторами эпоху Возрождения, в период канонизации ордера. Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле, и более поздним авторам, 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) - по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз - 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов - 1 модуль, метоп - 1,5 модуля.

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Первым из больших ионических храмов был храм Херы на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света». Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту - плинт. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции - вогнутые элементы - обычно оставались гладкими. Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соендиняются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой чем у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками. После недолгого раннего экспериментирования, число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера. Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утонение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества. Малоазийская база почти не расширяется книзу, она отличается сложностью своей прорисовки. Её основу составляют две части: основание, близкое по форме к цилиндру, и торус. Иногда к ним добавлялось еще одно основание базы, кроме плинта, которое состояло из трех элементов в виде двойного валика каждый, разделявшихся двумя скоциями. Такая база встречается чаще всего. Антаблемент такой разновидности ионического ордера состоит из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно выглядит легче дорического, за счет того, что небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, нависающие друг над другом полосы - фасции. Между архитравом и карнизом располагается пояс "сухариков". Венчающая часть - сима - украшалась очень богатой орнаментальной прорисовкой. Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской, что соответствовало основным архитектурно-строительным традициям региона. Аттический ионический ордер. Возникновение данного варианта ионического ордера было связано со строительством важнейших сооружений греческой культуры, например, ансамбля афинского Акрополя. Сильное влияние на процесс становления аттического ионического ордера оказал опыт традиций работы зодчих Аттики. Аттическая база расширяется книзу, обозначая тем самым передачу давления от колонны на основание. База состоит из двух торсов, разделенных скоцией, причем именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом. Антаблемент состоит не из двух частей, как в малоазийском варианте, а из трех, как в дорическом ордере. Отличие аттического антаблемента заключается в том ,что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом. Колонны аттического ионического ордера в целом не отличаются от малоазийского варианта. В небольших храмах существуют портики в которых колонны заменены статуями девушек. Но это лишь подвид аттических колонн.Кровля по своему устройству не отличается от дорического ордера.

Коринфский ордер. К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах. По словам Витрувия честь изобретения капители этого ордера принадлежит скульптору Каллимаху.
Тосканский ордер — самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы (правила его построения изложены у Витрувия, 1 в. до н. э.); в греческой системе ордеров отсутствует. Часто рассмат­ривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям, отличаясь от него большей толщиной колонны, наличием особой, предельно простой базы (состоящей только из плинта и то­руса), гладким (без каннелюр) фустом, всегда гладким (без декора) фризом и отсутствием мутулов под выносной плитой карниза. Форма Т. о. заимствована из архитектуры этрусков (тусков), откуда и происходит его название. Символизировал физическую мощь и силу, а потому применялся гл. обр. в хозяйственных и военных постройках: в суперпозиции Т. о. уделялось место в первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление вышележащей тяжести.
Композитный ордер — архитектурный ордер, разработанный в Древнем Риме в дополнение к уже существовавшим греческим ордерам. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером. Капитель коринфского стиля может быть дополнена четырьмя ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитными называют любые смешанные ордера.

Сначала необходимо напомнить, что архитектурным ордером мы называем одну из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре. Форма эта широко развилась в древнегреческом храмовом строительстве и оттуда через Рим распространилась по всей Западной Европе.

Поскольку основой ордера является колонна (опора), то внешними признаками того или иного ордера часто служат формы колонн и их частей (капители, базы, каннелюры и пр.). Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого

Словарь

Архитектурный ОРДЕР представляет собой художественно осмысленное определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).

 

АРХИТРАВ (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах).

ФРИЗ (франц. frise),

1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами.

2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.).

ТРИГЛИФ (греч. triglyphos), в архитектуре — прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера.

МЕТОПЫ(греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

Литература

Исаченко В.Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков.- М.: Центрполиграф. 2010

Лисовский В.Г.  Архитектура Петербурга. Три века истории». - СПб.: Славия, 2004.

 (2004) и «Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Классический город» (2009)

Куликов, А. С. История архитектуры. Часть 2. История русской архитектуры.  учебное пособие / А. С. Куликов. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 119 c. — ISBN 978-5-8265-1796-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85929.html (дата обращения: 23.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.