![]()
|
|||||||
павших в великую войну» А.Д. Кастальского.
Архипова М.В. Кантата-реквием «Братское поминовение героев, павших в великую войну» А.Д. Кастальского. История создания и уникальная судьба
В историю отечественной музыки А.Д. Кастальский вошел как выдающийся русский композитор, хоровой дирижер, ученый-исследователь русского музыкального фольклора, один из основоположников так называемого «нового направления» в русской духовной музыке конца XIX-начала ХХ века. Созданный А.Д. Кастальским стиль оказал значительное влияние на духовную музыку таких композиторов, как А.Т. Гречанинов, Н.И. Компанейский, А.В. Никольский, С.В. Рахманинов, П.Г. Чесноков. Бережное отношение к наследию прошлого, стремление в духовной музыке воплотить исконные русские традиции позволило А.Д. Кастальскому органично претворить в литургической музыке старинный русский мелос. При этом, старинные распевы, их интонационные фрагменты, попевки зачастую излагаются композитором с применением техники русской подголосочной полифонии, что, по мнению Б.В. Асафьева, свидетельствует о рождении «напевно-полифонического стиля, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы» [2, C.134]. Стремясь к максимально глубокому раскрытию смысла и образного строя богослужебного текста, А.Д. Кастальский создает хоровой стиль, в котором большое внимание уделяется вокальным тембрам и разнообразным фактурным приемам, восходящим к литургической и народной музыке (переклички хоровых групп, солирующие подголоски, «исоны» и др.) [5]. Многие современники очень высоко оценивали вклад А.Д. Кастальского в развитие русского музыкального искусства. По свидетельству Б.В. Асафьева, Н.А. Римский-Корсаков как-то сказал: «Пока жив Александр Дмитриевич – жива русская музыка. Он владеет русским голосоведением и доведет свое умение до высшего мастерства» [1, С.382] А.Д. Кастальский известен прежде всего как автор духовных сочинений и переложений, составивших основу клиросного репертуара Синодального хора, с которым творчество композитора было тесно связано на протяжении долгого периода, начиная с 1887 г., когда А.Д. Кастальский начал свою педагогическую деятельность в Синодальном училище церковного пения и до закрытия в 1923 г. Народной хоровой академии, в которую Синодальное училище было преобразовано. Но все же творчество А.Д. Кастальского не ограничивалось только религиозной тематикой. Известно, что в 1910-1917 гг. композитор создал ряд кантат и других произведений, посвященным памятным и юбилейным датам, среди которых можно назвать кантаты «В память 1812 года» (на слова П. Зуева; изд.: СПб: И. Юргенсон, [1911], «Триста лет» (к юбилею царствования дома Романовых; для смешанного хора с фортепиано; на слова С. Шамбинаго; изд.: СПб.: В. Гейнц, [1912]. В 1913г. был создан цикл «Праздники» («Славление и заклинание весны», «Юрьев день», «Радоница», «Семик и русалии», «Ярилин день», «Купальская ночь», «Осенние празднования и обряды», «Святки и Новый год», «Масленица»), в котором композитор стремился ознакомить любителей музыки с народными обрядами. В произведении для солистов, хора и фортепиано «Русь. Торжище в старину на Руси» (изд.: М., 1914) с элементами театрализации представлены картины жизни древнерусского города. Первая мировая война стала для композитора глубоким потрясением. Её событиям А.Д. Кастальский посвятил один из крупнейших музыкальных памятников – реквием для хора, солистов, органа и оркестра «Братское поминовение героев, павших в великую войну» (1916). Работа над «Братским поминовением» началась в первые же месяцы войны. Можно сказать, что партитура этого произведения стала отражением исторических событий, своего рода документом, в котором были запечатлены военные сводки о вступлении в войну тех или иных союзных стран. Список литературы: 1. Асафьев Б.В. Из устных преданий и личных моих встреч-бесед. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.5: Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.-сост., автор вступительной статьи и коммент. С.Г. Зверева. М., 2006 – С. 379-383 2. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и нач. ХХ в. Л., 1979., -341с. 3. Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. — М.: Вузовская книга, 1999. — 239 с. 4. Зверева С. Г. А. Д. Кастальский // История русской музыки: в 10-ти т. Том 10 А. — М.: Музыка, 1997. — С. 274—306 — ISBN 5-7140-0646-1 5. Кастальский А.Д. Хоровые краски: // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.5: Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.-сост., автор вступительной статьи и коммент. С.Г. Зверева. М., 2006 - С. 218-224 6. http://kopytina.classicnoty.ru/raboty-uchenikov/a-d-kastalskij-vechnaya-pamyat-geroyam.
|
|||||||
|