Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неделя 5-я Великого поста,  Прп. Марии Египетской.



 

#проповедь_юный_теолог

Неделя 5-я Великого поста,  Прп. Марии Египетской.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11–14.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

11 Но пришел Христос, Первосвященник наступивших[1] благ. Пройдя через более великую и более совершенную нерукотворенную скинию, то есть через скинию, не принадлежащую этому сотворенному миру, 12 Он раз и навсегда вошел во Святая и обрел вечное избавление не кровью козлов и тельцов, но Своею собственною Кровью. 13 Ибо, если кроплением кровь козлов и тельцов и пепел телицы освящает оскверненных для очищения плоти, 14 то насколько больше очистит от мертвых дел нашу совесть Кровь Христа, Который вечным [2] Духом принес Себя Богу, как непорочную жертву, дабы мы служили живому Богу?!

Важнейшим аспектом учения о Христе в послании является описание первосвященнического служения Христа, Который вошел в Святое святых и принес Свою Кровь (Евр 9:12). Он предстательствовал за народ пред Лицом Божиим (Евр 9:24). Его жертвой уничтожен грех (Евр 9:26). Она была принесена однократно (Евр 10:10), раз и навсегда (Евр 10:12). Как Христос пребывает вечно, так и священство Его непреходяще (Евр 7:24). Второе пришествие Христово должно принести с собой полноту спасения тем, кто Его ожидают (Евр 9:28).

Так же, центральной темой богословия Послания является искупление через Крестную смерть Христа. Смерть Христа и излияние Его крови - это жертвоприношение, необходимое для спасения людей (Евр 9:12, 14), так как без пролития крови не может быть прощения грехов (Евр 9:22). Поскольку Сам Христос «претерпел», Он может «сострадать» и помочь людям в страданиях (Евр 2:18; 4:15). Страдания Христа, которыми Он был прославлен, приводятся читателям в пример, чтобы «...не изнемочь и не ослабеть душами...» (Евр 12:3; ср.: 13:13). Во Христе человеческая природа увенчана славою и честью, о чем свидетельствуют слова из (Пс 8:5-7 и Евр 2:6-8; ср.: 1 Кор 15:27; Еф 1:22). Христос как «вождь спасения» открыл всему человечеству путь, который надлежит пройти всем верующим (Евр 2:10).

Терминология ветхозаветных предписаний о жертвоприношениях, в сегодняшнем Апостольском чтении, понятых типологически (Лев 16:6, 24; ср.: Евр 9:11, 15, 18), используется в Послании, когда речь идет об искуплении (ἡ λύτρωσις) грехов Христом (Евр 9:12, 15; ср.: τὸ ἱλάσκεσθαι - умилостивление в Евр 2:17). Место принесения умилостивительной жертвы в Святое святых - τὸ ἱλαστήριον (очистилище) - понимается в Послании как таинственное указание на Самого Христа, на Кровь Его крестной Жертвы (Евр 9:5, 22), прообразованные ветхозаветными предписаниями о жертвоприношениях Дня очищения (Лев 16). В этот день, раз в году, первосвященник совершал в Святое святых жертвоприношение (Евр 9:7), символически возлагая грехи народа Израиля на «козла отпущения» (Лев 16:22), который отсылался в пустыню (Лев 16:16). Крестная смерть Христа в Послании также понимается как источник очищения верующих (ср.: Евр 9:13-14) и «уничтожения» (ἀθέτησις, букв.- отложения) греха (Евр 9:26).

В послании священство Иерусалимского храма объявляется лишь тенью истинного священства. Храмовые жертвы не очищают от грехов, а напоминают о них (Евр 10:4). Заповеди Божии, которые были причиной установления храмового культа и Ааронова священства, теперь отменяются по причине их «немощи и бесполезности» (Евр 7:18). «Прежняя скиния», т. е. Иерусалимский храм, по сути препятствовала полноте общения с Богом, закрывая путь в истинное святилище (Евр 9:8). Ветхозаветные священники были простыми смертными (Евр 7:23), которые приносили жертвы не только за грехи народа, но и за свои (Евр 5:3; 7:27).

В Послании так же сказано, что закон как инструмент Божественного провидения был изначально «немощен и бесполезен» (Евр 7:18), «освящал оскверненных» кровью жертвенных животных лишь для того, чтобы «чисто было тело» (Евр 9:13), не был способен победить грех (Евр 10:4). Роль его сводится к тому, чтобы прообразовательно возвестить о пришествии Христа (Евр 10:1). Как и для других Посланий ап. Павла, для послания Евреям свойственно понимание того, что Христос принес Себя в жертву за грехи людей однажды, раз и навсегда (Евр 7:27; 9:12, 26; 10:10 и Рим 6:10); во всех текстах подчеркиваются временный характер действия закона и упразднение его во Христе (Евр 9:9-11; Гал 3:23-4. 7); действие закона ограничивается только сферой плоти (Евр 7:16; 9:9-10). Священники были «смертными» (Евр 7:23). Во Христе же явлен новый чин священства, который превосходит установленный ветхозаветным законом (ср.: Евр 4:15; 7:24-27), и поэтому действие жертвы, принесенной Христом, очищает совесть человека «для служения Богу живому и истинному» (Евр 9:14).

Во Христе же, безгрешном Священнике, искупление, очищающее совесть людей (Евр 9:14-15), совершается в небесной скинии (Евр 8:1-2). Если «первый» завет был временным и его историческая роль завершена, то НЗ - вечен (Евр 13:20).

Литургический смысл сегодняшнего чтения начал закладываться в третье воскресенье Великого поста, когда начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении (Мк. 8:36–37): «... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья, в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4:14, 5:6; в четвертое воскресенье: к Евр.6:13–20; в пятое воскресенье: к Евр.9:11–14), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» (Мк.9:31) и Его Воскресение: «... и в третий день воскреснет» пятое воскресенье: (Мк.10:32–45).

Приготовление к великому таинству, оглашение, заканчивается, и решительный час, когда человек войдет и присоединится к Смерти и Воскресению Христа, приближается.

В наши дни Великий Пост перестал быть временем подготовления оглашенных к крещению, но разве мы, хоть и крещенные и миропомазанные, не являемся ли все еще в некотором смысле «оглашенными»? И разве не следует нам возвращаться к этому состоянию каждый год? Разве не отпадаем мы опять и опять от того великого таинства, к которому мы были приобщены? Разве не нужно в нашей жизни, которая в сущности есть одно постоянное отпадение от Христа и Его Царства, – это ежегодное возвращение к самым корням нашей христианской веры?

 

 


[1] будущих

[2] Святым



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.