Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неделя 4-я Великого поста,  Прп. Иоа́нна Ле́ствичника.



 

#проповедь_юный_теолог

Неделя 4-я Великого поста,  Прп. Иоа́нна Ле́ствичника.

Порядок чтений, согласно календарю: Прп.: Еф., 229 зач., V, 8–19.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

«8 Некогда вы были тьмою, а теперь вы в Господе стали светом. Живите же как чада света. 9 А плод света (Духа) – в доброте, справедливости и истине. 10 Учитесь благоугождать Господу (Богу) 11 и не только не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте их. 12 Ведь стыдно и говорить о том, что они делают втайне. 13 И напротив, все явное само есть свет, поэтому и все, что обличается светом, становится явным. 14 Поэтому и говорится:

«Проснись, о спящий,

и восстань из мертвых,

и осветит тебя Христос»[1].

15Поэтому, как мудрые, а не бессмысленные люди, будьте внимательны к тому, насколько осмотрительно вы поступаете. 16Сообразуйтесь с обстоятельствами времени, потому что мы живем в нехорошие дни. 17Итак, не будьте неразумными, но внимайте тому, что есть воля Господа (Божия). 18Не упивайтесь вином, от которого одно распутство. Вместо этого наполняйте себя Духом[2]. 19 Пойте друг другу псалмы, гимны и песни духовные. Песнями и псалмами славьте в сердцах ваших Господа».

 

Прочитанный отрывок из Послания к Ефесяиам говорит о свете христианской вести и христианской жизни. Противопоставляются друг другу два понятных символа: свет и тьма. Тьма есть символ небытия, разрушения, смерти, невежества, заблуждения и всякого зла. Свет есть начало бытия, жизни, добра, правды и истины. И вот апостол напоминает своим читателям: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе» (Еф 5:8). Не просто «вы некогда ходили во тьме, а теперь ходите во свете», по вы сами были тьмой, а теперь сами - свет. Именно этим необычным сравнением Господь Иисус Христос начал Нагорную проповедь, обращаясь к Своим ближайшим ученикам: «Вы - свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14-16). Насколько возвышающими, вдохновляющими и ко многому обязывающими были эти слова, можно понять из того, что Светом миру Господь называет и Самого Себя (Ин 8:12). Более того, о Творце сказано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин 1:5). Следовательно, если в Господе христиане стали светом, они и поступать должны как «чада света», источники света. То есть их поступки и жизнь должны излучать свет добра и истины. Стараясь вести себя согласно с тем, что угодно Господу, христианин в любой ситуации будет иметь чистую совесть, испытывать чувство радости и свободы, ибо ему нечего будет скрывать, утаивать во тьме.

Да, великое благо - не участвовать «в бесплодных делах
тьмы»
. Но не соприкасаться с этими «делами тьмы», живя в этом мире, невозможно. И вот перед христианином ставится задача обличать то зло, которое по своей сути принадлежит области тьмы, а потому часто совершается втайне. Но перед нами встает вопрос: что значит «обличайте»? Как справедливо указывал святитель Феофан Затворник, прямое «обличение - нож; неумеющий действовать им может только наделать ран». Об этом же писал много столетий назад блаженный Иероним, предостерегая, что обличать других может достойно лишь тот, к кому неприложим упрек Господа Иисуса Христа: «Как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк 6:42). Естественно, что, следуя этим словам Господа, да и просто нашему здравому смыслу и трезвой самооценке, мы редко прибегаем к прямому обличению и осуждению грешников. К тому же, как сказано в этом Послании, обличающими словами бывает «стыдно даже говорить о том, что они делают втайне». Однако мысль Послания к Ефесянам глубже призыва вставать в позу обличителя греха и неправды, бичуя их гневными словами и жестами. Речь идет не об этом, а об обличении светом дел, часто простых, будничных, самой обычной жизнью. «Книг много, и слов много, и своего смысла у всякого достанет: чего недостает? - Уменья жить. Покажи, как жить... и не нужно будет слова. Все ясно будет и без слова. Без жизни же и ясное слово темновато. При жизни - и слово сильнее» (святитель Феофан Затворник). Так объяснял смысл «обличения» и святитель Фотий Константинопольский: «Обличайте образом своей жизни. Не говорю: обличайте их, перечисляя их дела, укоряя за них... Они не меньше слов будут обличены, когда дела ваши будут блистать добродетелями. Дела их светом жизни вашей обличатся, откроются и обнаружатся... Это приведет их в сознание и самоосуждение, что есть начало обращения и исправления». Вероятно, именно это имел в виду апостол Павел, когда писал: «...все, что становится явным, и само есть свет». Иначе говоря, свет, излучаемый светильником истинно христианской жизни, способен не только осветить сокрытое во мраке, но и возжечь новые светильники веры в Бога и во Христа. Раздел о свете завершается поэтической цитатой, заимствованной из неизвестного нам древнего гимна, певшегося на праздник Пасхи или во время Таинства Святого Крещения: «Проснись, спящий! И восстань из мертвых! И осветит тебя Христос». Здесь состояние человека, не просвещенного светом Христова Евангелия, обозначается как пребывание в ночной тьме, во сне, в духовной смерти. Новая жизнь во Христе - как пробуждение от сна, как воскресение из мертвых и переход от тьмы к свету.

Но ведь и жизнь всякого христианина полна искушений, и это требует от каждого из нас серьезного отношения к нашим мыслям и делам. Легкомыслие может уподобить нас тем неразумным девам из притчи, которые проспали время пришествия жениха и время брачного пира: их светильники угасли. Мудрость советует нам не отдавать отведенное нам время жизни во власть легкомысленной суеты, духовного сна и забвения, но «выкупать время» из цепких лап злого века, чтобы оно не ускользало от нас во тьму и пустоту, но было наполнено светом и подлинной жизнью. Давно подмечено, что время, проведенное в безделье, подобно сну. Оглядываясь назад, его не видишь, его вроде бы и не было: оно улетело, не оставив и следа. И напротив, время, проведенное в полезных делах, обладает весомостью. Оно не только было, но и остается как бы материализованным в плодах человеческого творчества.

В античной мифологии время олицетворялось в образе жестокого божества, которое порождает и тут же поглощает своих детей. Оно неумолимо. Никому из нас не дано растянуть время: каждый день содержит только двадцать четыре часа, и в каждом часе только шестьдесят минут. Но мудрый человек, зная, что нынешний век, полный всякого рода зла и забот, хочет поглотить нашу жизнь, стремится не допустить этого. Блаженный Иероним пишет: «Делая добро, мы выкупаем время и делаем его нашим собственным, вместо того чтобы продать его злу». Все мы знаем о ценности времени. И разумеется, «выкупая время», приходится платить немалую цену. Это понятно каждому из тех, кто, как и подобает христианину, страдает вместе со Христом, чтобы с Ним и прославиться (Рим 8:17).

Дни нашего века злы и лукавы. Как пишет святитель Феофан, «на горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет, и находит всякий по-своему». Наиболее часто встречающееся утешение люди находят в вине. Но вино, как известно, - утешение легкомысленное и обманчивое. Христианин, если он сознает себя жилищем Святого Духа, призван находить свое блаженство не в утешении вином, а в Утешителе Духе. Оттого и увещевание не вином наполнять себя, но Духом.

Во времена, когда писалось Послание к Ефесянам, увеселительные собрания язычников назывались пирами. По-гречески «пир» - всем нам известное слово «симпозиум», буквальное значение которого - «совместная выпивка». Христианские собрания не чуждались умеренного употребления вина, что мы видим из посланий апостола Павла, но не превращались в попойки. Церковь была не пьющей, а поющей Церковью. Свою радость общения с Господом в Таинстве Святой Евхаристии и в своих молитвенных собраниях христиане выражали в пении псалмов и гимнов. И какое счастье, что эта прекрасная музыкальная традиция сохранилась в Православной Церкви до наших дней. Ведь наше богослужение все пронизано пением, уподобляясь небесному служению ангелов.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Сегодняшнее апостольское чтение посвящено осознанию нашего возрождения во Христе: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе» (Еф 5:8). Для христиан тьма неведения и блуждания в поисках истины заменилась светом познания Христа, поэтому они и должны поступать, «как чада света» (Еф 5:8).

Так как язычники и евреи стали одним целым, христиане-язычники уже не пребывают в темноте невежества и не могут жить в нечистоте и похо­ти их прежней жизни (Еф 4:17-24). В (Еф 2:15) Павел говорил о работе Христа по созданию нового человека из иудея и язычника, а теперь даст наставление этому новому человеку отбросить ветхий образ жизни Правила новой жизни отражают требования десяти заповедей о том, как нужно относиться другим (4:25-5:5). Павел видит два противоположенных пути «хождения» согласно свету и тьме, дьяволу и Святому Духу, истине и лжи. Этот дуализм рождает детей света и сыновей противления (Еф 5:6-20), мудрых и неразумных. Христиане, которые в (Еф 1:1) были названы «святыми», не должны участвовать в бесплодных делах тьмы.

Ефесские христиане сами были прежде язычниками («вы были некогда тьма»). Но ныне они не должны быть сообщниками язычников в их «бесплодных делах тьмы», ибо они «теперь - свет в Господе» и поэтому должны поступать «как чада света» (Еф 5:7-8, 11). Верующие - свет, своим источником имеющий Христа Воскресшего. Поэтому они, будучи светом, способны рассеять тьму и преобразить все вокруг себя. Некогда они сами, осиянные Христом, испытали это восстание от сна, воскресли из смерти греха (Еф 5:11-14).

Мессия сравнивается с лучами восходящего солнца. Слава Бога или свет, сияющий над Израилем, распространяет животворную силу. Свет делает явным и обнаруживает тайное. Но так же, как ярко освещенный предмет выглядит светлым, так и все, что способно выйти на свет и открыться ему, само в некотором смысле становится светом.

«Встань, спящий» (Еф 5:14), вероятно эти слова взяты из древнехристианского гимна при Литургии крещения, который являлся парафразом (Ис 26:19; 60:1 или Дан 12:2). Здесь фраза «воскресни (восстань) из мертвых», говорит что воскресение происходит при крещении, так как послание не говорит о будущем Воскресении христиан или о Парусии.

В иудейской традиции «мудрость» и «глупость» в гораздо большей степени нравственные категории, чем в языческом мире (см. Иер. 29:23).Дорожа временем - т. е. не упуская случая, используя любую открывающуюся возможность.Дни лукавы - Речь, скорее всего, идет о том, что «дни», т. е. жизнь этого мира, наполнены злом. Под «днями» может подразумеваться как текущий момент, так и общее положение дел в этом мире. Не исключено, что имеются в виду «последние дни» (заключительный этап мировой истории, который был начат евангельскими события­ми и завершится концом света), которые к тому же могут оказаться короче, чем мы рассчитываем. В любое время может придти Христос.

Верующие должны поступать «не как неразумные, но как мудрые», для этого нужно «дорожить временем», ибо они живут в «дни лукавы» (Еф 5:15-16), кульминацией которых будет тот «лукавый день», когда возникнет необходимость решительного духовного сопротивления силам зла. Для победы над ними верующие получают наставление: «...приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять» (Еф 6:13). Очевидно некоторое напряжение между реализованной эсхатологией и эсхатологией будущего. Замысел Бога о соединении всего во Христе реализован, и силы сопротивления принципиально побеждены. Но эти злые силы все еще пытаются сорвать исполнение Божия Замысла. Поскольку решающая победа уже достигнута Богом через Христа, верующие призываются не победить, но «противостать», т. е. сохранить и поддержать то, что уже достигнуто победой Бога.

Здесь в (Еф 5:17)ап. Павел призывает святых использовать их мыслительные способности.

Вино (Еф 5:18)– Здесь подразумеваются спиртные напитки в целом; Павел не запрещает их употреблять, но призывает к умеренности и осторожности. В широком смысле под «опьянением вином» можно понимать всякое пристрастие к земному, временному, обманчивому благу.

Пьянство в иудаизме расценивалось как скандальное поведение (ср. Прит 23:20-35). В трактате Филона Александрийского "О пьянстве" сказано, что пьянство свойственно слепым и неразумным людям, которые находятся в рабстве материального мира. Другие говорят, что пьянство приводит к утрате самоконтроля и заставляет человека вести себя непристойно.

Многие люди в Древнем мире верили, что пьянство может вызвать своего рода инспирацию — исполнение духом Диониса, бога вина. Наиболее рьяные поклонники Диониса отдавали свой разум под его контроль и участвовали в сексуальных или полных сексуального символизма оргиях (часто эпатируя консервативных римлян). Почитатели Диониса испытывали экстаз единения с ним, он овладевал ими и управлял, наделяя силами и способностями.

Пьянство чаще всего было связано с потерей самоконтроля. А это было свойственно участникам и ночных пиров богачей, и разгулов бедного люда в тавернах.

 «Исполняйтесь Духом» (Еф5:18) - антитеза к «не упивайтесь вином». Как пьяный находится под воздействием выпитого вина, так верующий должен стремиться открыть себя воздействию Святого Духа, «не лейте в себя вино, а лейте Дух», Который будет определять вашу жизнь (ср. Еф 3:16).  Исполняясь Духом, христиане могут познать волю Божию и обрести мудрость в использовании своего времени для свершения добрых дел в настоящем «лукавые дни» (Еф 5:15-17). Это противопоставлено поклонению Дионису.

И греки, и евреи обычно считали, что музыка приходит как вдохновение, об этом также говорится и в Ветхом Завете. Павел выделяет вид славословия, который был характерен для Храмовой службы: псалмы, гимны и духовные песнопения. Здесь эти слова указывают на действие Духа внутри человека:

Псалом (греч. ψαλμός, от гл. щипать струны) - хвалебная песнь, само название относилось к священным песнопениям, которые пели в сопровождении инструментальной музыки.

Гимн (греч. ύμνος) - это священное поэтическое произведение, созданное для восхваления.

Песня (греч. ώδαΐς pl. от φδή) - общее слово, обозначающее любой тип песни, но в основном лирическую поэзию.

Жизнь исполнившихся Духом христиан должна быть отмечена радостью, проявляющейся в богослужениях, во время которых они назидают друг друга «псалмами и славословиями и песнопениями духовными», воспевая в своих сердцах Христа (Еф 5:19) и благодаря «всегда за все Бога...» (Еф 5:20). Именно благодарение (Еф 5:4) противопоставляется нечистоте и пустоте жизни в язычестве. Благодарение Богу свидетельствует о том, что центром всей жизни признается Бог как Творец, Вседержитель и Искупитель. Христиане призываются не только возносить благодарения и славословия, но и «всякою молитвою и прошением» молиться «духом… со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6:18).

Теперь во Христе мы не просто стали сынами Света, но и должны стать провозвестниками этого Света. Наше движение теперь от тьмы к свету. Христианская община призвана явить окружающему миру образец новой жизни. Прежние общественные отношения не отменяются в христианстве, а преображаются: люди занимают прежнее общественное положение, но оно уже играет для них не первостепенную роль (как для язычников), гораздо важнее единство во Христе. От плотской жизни, управляемой телесными похотями и внешними обстоятельствами, христиане призваны к жизни духовной, нахо­дящей свой источник в Боге.

 


[1] По всей вероятности, это были слова песни, которую пели в первых христианских церквах, вольно адаптировав (Ис 26:19; 60:1 или Дан 12:2).

[2] См. Прит. 23:31-35; Ис. 5:11.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.