|
|||
Психологические «зажимы»Психологические «зажимы» Психологический зажим или, как его ещё называют, энергетический блок рождается из негативных эмоций и чувств. Прежде всего, это разного рода страхи, а также сомнения, низкая самооценка, неуверенность в себе. Конечно же, проблемы такого рода свойственно музыкантам и исполнителям. Особенно ясно они проявляются в стрессовых ситуациях – концертное или конкурсное выступление. Волнение, страх сцены.Безусловно, важной составляющей в синдроме сценического волнения является чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Он демонстрирует свои навыки и умения, показывает работу. Сценическое волнение, как показывают специальные наблюдения, возрастает с годами. Безусловно, когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными неудачами в выступлении. С другой стороны, некоторые известные авторитетные исполнители считают, что отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя нежели присутствие его в чрезмерно гипертрофированных формах. Сила нервной системы человека - это такое ее свойство, которое характеризует функциональную выносливость, работоспособность нервных процессов. У исполнителя с сильным типом нервной системы волнение может вызвать повышенное напряжение мышц, ускоренное сердцебиение, проявление значительного энергетического потенциала, субъективное ощущение ускорения течения времени (временные промежутки кажутся короче, чем это есть на самом деле, - они подсознательно торопят время, стремясь быстрее начать выступление и сократить ожидание). Во время исполнения с успехом выполняют все технические трудности, но весьма поверхностно выполняют нюансировку, не всегда успевают донести музыкальный образ произведения. Для исполнителя со слабым типом нервной системы волнение связано с другими явлениями. У них, в отличие от обладателей сильного типа, наблюдается дефицит энергетического потенциала, низкая температура рук и пальцев, течение времени для них замедляется, так что момент выхода на сцену, до которого казалось еще долго, наступает неожиданно быстро. Ученик с трудом справляется с техническими сложностями, но более полноценно осуществляет динамику, качественно озвучивает выразительные моменты фразировки. Психологические исследования и жизненные наблюдения за поведением людей свидетельствуют о том, что одни люди склонны приписывать ответственность за итоги своей активности внешним силам (внешний контроль). Другие же считают, что результаты выполняемой ими деятельности определяются их собственными способностями (внутренний контроль). Для человека с внутренним контролем характерна большая уверенность в себе, последовательность, неотступность в стремлении, интерес к самопознанию, эмоциональная устойчивость, доброжелательность. Для человека с внешним контролем характерна неуверенность в себе, недоверие к собственным воззрениям, желание отсрочить на неопределенное время осуществление своих побуждений. Вопрос о парализующем воздействии мышечного напряжения на творческую деятельность важен для музыкально–исполнительской практики. Вынося на показ программу, исполнитель должен осознавать, на сколько важны, для осуществления, всего задуманного на сцене, свежесть и свобода исполнительского аппарата. Телесные «зажимы», даже в том случае, если они явственно не сказываются (а они сказываются почти всегда) на технике музыканта, сковывают его душевные переживания и творческое воображение. Пока существует физическое напряжение, не может быть и речи о правильном чувствовании своей роли на сцен. Мешать проявлению творческих способностей может не только общая телесная скованность, но и укоренившаяся привычка «зажимать» какую-то отдельную группу мышц, поэтому музыканту следует постоянно серьезно «прислушиваться» к своим ощущениям, исключая возникновения зажимов на ранней стадии их появления и поддерживая положительный тонус мышц. Всегда приятно слушать человека с красивым, своеобразным голосом, или ровным звуковедением. Помимо эстетической составляющей, которой можно отлично пользоваться, естественное звучание позволяет убрать ненужное напряжение и вернуть легкость и живость звучанию.
|
|||
|