Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Великий Вторник. Засохшая смоковница. Вопросы о подати кесарю и о воскресении



594. Великий Вторник. Засохшая смоковница. Вопросы о подати кесарю и о воскресении

1 апреля 1947.

1Они собираются возвращаться обратно в город, опять той же самой глухой тропинкой, которую выбрали предыдущим утром, как если бы Иисус не хотел оказаться в толпе людей, ждущих Его, пока не появится в Храме, толпе, которую Он скоро встретит, вступая в город через Конские Ворота, что около Овечьей купели[1]. Но сегодня многие из семидесяти двух учеников уже ожидают Его по ту сторону Кедрона, перед мостом, и как только Он появляется среди серо-зеленых оливковых деревьев в Своем пурпурном одеянии, они выходят к Нему навстречу. Собравшись вместе, они направляются к городу.

Петр, который смотрит вперед, вниз по склону, всегда готовый к появлению какого-нибудь недоброжелателя, видит на краю откоса среди свежей растительности кучу свисающих увядших листьев, болтающихся над водами Кедрона. Свернувшиеся умирающие листья то тут, то там уже тронуты ржавчиной, – как будто растение было высушено на огне. Время от времени дуновение ветра отрывает какой-нибудь лист, и он скрывается в водах потока.

«Но это же вчерашняя смоковница! Та смоковница, которую Ты проклял!» – кричит Петр, указывая вытянутой рукой в направлении засохшего дерева и поворачиваясь, чтобы обратиться к Учителю.

Все спешат туда, кроме Иисуса, который идет Своим обычным шагом. Апостолы рассказывают другим ученикам о том, что предшествовало увиденному, и вместе обсуждают это, глядя на Иисуса в полном изумлении. Они уже видели тысячи чудес над людьми и стихиями. Однако это поражает их сильнее многих других.

594.2
2Иисус, появившись, улыбается, наблюдая эти изумленные испуганные лица, и говорит: «И что? Вас так удивило, что по Моему слову высохла смоковница? Разве вы не видели, как Я поднимал мертвых, исцелял прокаженных, давал зрение слепым, умножал хлеба, успокаивал бури, гасил огонь? И вы удивлены, что засохла какая-то смоковница?»

«Дело не в самой смоковнице. Дело в том, что вчера, когда Ты проклял ее, она была здоровой, а теперь – высохла. Взгляни! Хрупкая, как сухая глина. В ее ветвях больше нет сердцевины. Посмотри. Они рассыпаются в прах», – и Варфоломей пальцами растирает в порошок несколько веточек, легко отломив их от дерева.

«В них больше нет сердцевины. Как ты сказал. А когда больше нет сердцевины, наступает смерть – что у дерева, что у народа, что у религии, остаются лишь жесткая кора да бесполезная крона: жестокость и лицемерная наружность. Белая сердцевина внутри, полная жизненных соков, соответствует святости и духовности. Жесткая кора и бесполезная крона – человеческой природе, лишенной духовной и праведной жизни. Горе тем религиям, которые сделались человеческими по причине того, что в их священниках и верующих больше нет живого духа. Горе тем народам, в чьих вождях нет ничего, кроме жестокости и пустозвонства, лишенного плодотворных идей! Горе людям, в которых иссякает жизнь духа!»

«Но если Ты собираешься сказать это старейшинам Израиля, хотя бы это и было правдой, это не будет разумно. Не обольщайся оттого, что они до сих пор позволяли Тебе высказываться. Ты сам говоришь, что они поступают так не из-за уверовавших сердец, а из-за расчета. Так что Ты, пожалуйста, старайся взвешивать значения и последствия Своих слов. Ведь кроме духовной мудрости есть также мудрость этого мира. И необходимо знать, как использовать ее к нашей выгоде. Поскольку, наконец, мы пока еще в этом мире, а не в Царствии Божием», – говорит Искариот беззлобно, но тоном учителя.

«Действительно мудр тот, кто умеет видеть вещи, не затеняя их своей чувственностью и не искажая соображениями расчета. Я всегда буду говорить правду о том, что вижу».

3«И все-таки: эта смоковница умерла, потому что Тебе надлежало проклясть ее, или это… случайность… или, может быть, знак?» – спрашивает Филипп.

«Это сразу все, что ты назвал. Но то, что сделал Я, сможете сделать и вы, если преуспеете в совершенной вере. Имейте веру Всевышнему. И если она будет в вас, то Я вам истинно обещаю, что сможете сделать и это, и больше этого. Истинно говорю вам, что если некто обретет совершенную веру в силу молитвы и в благоволение Господа, то сможет сказать этой горе: „Сдвинься отсюда и погрузись в море“, и если, говоря это, он не будет колебаться в своем сердце, но поверит, что сказанное может сбыться, – то оно действительно сбудется».

«А нас признают чародеями и побьют камнями, как предписано поступать с теми, кто занимается магией. Это было бы глупейшим из чудес, и проигрышным для нас!» – говорит Искариот, качая головой.

«Это ты глуп, раз не понимаешь притчи!» – резко возражает другой Иуда.

Иисус не отвечает Иуде. Он обращается ко всем: «Говорю вам, и это старый урок, который Я повторяю в этот час: чего бы вы ни попросили в молитве, верьте, что получите это, и тогда обретете. Но если перед молитвой вы будете иметь что-то против кого-нибудь, сперва простите и умиротворитесь, чтобы приобрести друга в лице Отца вашего Небесного, который так много, так много прощает и благотворит вам с утра до вечера, и от заката до рассвета».

4Они входят в Храм. Солдаты из крепости Антония наблюдают, как они проходят мимо[2]. Они идут поклониться Господу, потом возвращаются во двор, где обычно учат раввины.

Пока толпа еще не собралась и не обступила Иисуса, к Нему сразу подходят некоторые из книжников, учителей Израиля и иродиан и, поприветствовав Его, с притворной почтительностью обращаются к Нему: «Учитель, мы знаем, что Ты мудр и правдив и учишь Божьим путям, не полагаясь на лица и обстоятельства, а только на истину и справедливость, и мало заботишься о том, как о Тебе судят другие, но лишь о том, как привести людей ко Благу. Так скажи нам: допустимо ли платить пóдать Кесарю, или недопустимо? Что Ты об этом думаешь?»

Иисус окидывает их одним из Своих острых и необычайно проницательных взглядов, и отвечает: «Зачем вы лицемерно искушаете Меня? Тем более, некоторые из вас знают, что Меня не обмануть лицемерными почестями! Но покажите Мне монету, какими вы платите эту подать».

Они показывают Ему монету. Он смотрит на ее лицевую и оборотную стороны, держа ее на левой ладони, и ткнув в нее указательным пальцем правой руки, говорит: «Чье это изо­бражение, и что гласит надпись?»

«Это изображение Цезаря, а надпись несет его имя. Имя Кая Тиберия Цезаря, нынешнего императора Рима».

«Так отдавайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, а Богу дайте то, что принадлежит Богу», – и вернув динарий[3] обратно тому, кто его дал, Он поворачивается к ним спиной.

5Иисус выслушивает то одного, то другого из множества паломников, задающих Ему вопросы, утешает, отпускает грехи, исцеляет. Проходят часы.

Он выходит из Храма, возможно, для того, чтобы сходить за ворота и взять еду, которую Ему приносят слуги Лазаря, уполномоченные на это.

После полудня Он возвращается в Храм. Неутомимый. Его руки, которые Он возлагает на немощных, источают благодать. Из Его губ источается мудрость в каждом совете, данном множеству пришедших. Кажется, Он хочет успеть всех исцелить и всех утешить перед тем, как лишится этой возможности.

Уже почти закат, и усталые апостолы сидят на полу под крышей портика[4], потрясенные этим непрерывным людским движением во дворах Храма в преддверии Пасхи, когда к неутомимому Учителю приближаются несколько богачей, действительно богачей, судя по пышной одежде.

Матфей, дремавший вполглаза, не теряя бдительности, встает и трясет остальных, сообщая: «К Учителю идут саддукеи. Не надо оставлять Его одного, чтобы они Его не оскорбили, или опять не попытались навредить Ему и посмеяться над Ним».

Все они встают и присоединяются к Учителю, собираясь вокруг Него. Я начинаю догадываться, что когда они выходили, или когда возвращались в Храм в шестом часу, столкновения уже имели место[5].

6Саддукеи, выразив свое почтение к Иисусу нарочито подчеркнутыми поклонами, говорят Ему: «Учитель, Ты так умно ответил иродианам, что нам тоже захотелось получить хоть один луч Твоего света. Послушай. Моисей сказал: „Если кто умрет бездетным, то его брат женится на вдове, давая потомство своему брату“[6]. Вот, жили среди нас семь братьев. Первый, взяв в жены девицу, умер бездетным, и поэтому оставил свою жену брату. Также и второй умер бездетным, и третий, женившийся на вдове первых двух, что ему предшествовали, и так далее вплоть до седьмого. Наконец, побывав женой всех семи братьев, умерла и эта женщина. Скажи нам: в воскресении тел, если это правда, что люди воскресают и что душа переживает нас и соединяется с телом в последний день, вновь образуя живое существо, кому из семи братьев будет принадлежать эта женщина, ведь все семеро были ей мужьями на земле?»

«Вы ошибаетесь. Не можете постичь ни Писаний, ни силы Божией. Другая жизнь будет совершенно не похожа на эту, и в вечном Царстве нужды плоти не будут таковы, как в нынешнем. Потому что, действительно, после окончательного Суда плоть воскреснет и воссоединится с бессмертной душой, образуя целое живое существо, такое же и даже более живое, нежели вы или Я сейчас, но уже неподвластное этим законам, а главное, этим побуждениям и излишествам, которые пока имеют силу. Воскреснув, мужчины и женщины не будут ни жениться, ни выходить замуж, но станут подобны ангелам Божьим на Небесах, которые не женятся, не выходят замуж, однако живут в совершенной любви, и любовь эта – духовна и божественна. А что касается воскресения из мертвых, разве вы не читали, как Бог говорил Моисею из Купины[7]? Что сказал тогда Всевышний? „Я есмь Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова“[8]. Не сказал: „Я был“, давая понять, что Авраам, Исаак и Иаков жили, но больше не живут. Он сказал: „Я есмь“. Потому что Авраам, Исаак и Иаков живы. Бессмертны. Как и все люди – в своей бессмертной части, пока длятся века, а после – и в восставших для вечности телах. Живы так же, как Моисей, пророки, праведники, как несчастливо жив Каин и те, при ком был Потоп, и содомиты, и все умершие в смертном грехе. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых».

7«И Ты тоже умрешь, а потом оживешь?» – испытывают они Его. Они уже устали притворяться кроткими. Их ненависть такова, что им трудно себя сдерживать.

«Я – Живущий, и Моя Плоть не узнает тления. У нас был отнят Ковчег[9], и нынешний – тоже будет отнят, как и его прообраз. У нас была отнята Скиния[10], и она будет разрушена. Но истинный Храм Божий[11] не может быть отнят и разрушен. Когда Его враги решат, что сделали это, в тот самый час Он утвердится в истинном Иерусалиме во всей Своей славе. Прощайте».

И Он торопится ко Двору израильтян[12], поскольку серебряные трубы призывают к вечерней жертве.

 

8Иисус говорит мне:

«Подобно тому, как Я заставил тебя выделить фразу „из Моей чаши“[13] в видении о матери Иоанна и Иакова, просившей мест для своих сыновей, так же Я прошу тебя обратить внимание на отрывок из вчерашнего видения: „всякий, кто споткнется об этот камень, будет сокрушен“. В переводах всегда используют: „упадет на…“[14]. Я сказал: „споткнется об…“, а не „упадет на…“. И это пророчество против врагов Моей Церкви. Те, кто противодействуют Ей, набрасываясь на Нее, потому что Она – краеугольный Камень, разобьются в щепки. Земная история за последние двадцать столетий подтверждает сказанное Мной. Гонители Церкви разбиваются о краеугольный Камень. Но верно и другое. Так что думающим, что они обезопасили себя от наказания свыше своей принадлежностью к Церкви, следовало бы иметь в виду: тот, на кого падет бремя осуждения Жениха этой Моей Невесты,Главы этого Моего мистического Тела[15], тот будет сокрушен.

9И, предвидя возражение вечно живущих книжников и саддукеев, недоброжелательных к Моим служителям, Я скажу: если в этих последних видениях присутствуют фразы, которых нет в Евангелиях, как например, в конце сегодняшнего видения, или в отрывке, где Я говорю о бесплодной смоковнице, равно как и в других, упомянутые критики должны помнить, что евангелисты были представителями того народа и жили во времена, когда любое чрезмерно яркое сопоставление могло бы привести к непредсказуемым и вредным последствиям для новообращенных.

Пусть они перечитают Деяния Апостолов и увидят, что сосуществование столь различных мнений не было таким уж мирным, и, несмотря на то, что апостолы воздавали должное заслугам друг друга, они не теряли различий в суждениях, поскольку человеческие мысли разнообразны и всегда несовершенны. И для того, чтобы избежать резких перепадов между одним суждением и другим, евангелисты, просвещенные Святым Духом, в своих писаниях намеренно опустили некоторые высказывания, которые могли бы травмировать исключительную чувствительность евреев и шокировать язычников. Язычникам было нужно верить в то, что евреи безупречны, так как последние составляли ядро, из которого произросла Церковь, чтобы не покинуть ее со словами: „Они такие же, как и мы“. Узнать о гонениях на Христа – да. Но о духовных заболеваниях народа Израиля, увы, развращенного, особенно в высших слоях, – нет. Это было бы неполезно. И евангелисты скрасили это, как могли.

Критикам следовало бы заметить, что Евангелия становятся тем более недвусмысленными, вплоть до совершенно прозрачного Евангелия Моего Иоанна, чем дальше время их написания отстоит от Моего Вознесения к Отцу. Иоанн – единственный, кто полностью сообщает даже онаиболее болезненных изъянах внутри самого апостольского круга, открыто называя Иуду „вором“, и приводит целостную картину приземленности иудеев (глава 6 – притворное желание объявить Меня царем, уход многих после проповеди о Хлебе Небесном, споры в Храме, неверие Фомы[16]). Последний, кто уцелел, прожив достаточно долго, чтобы увидеть, что Церковь уже крепка, он срывает покровы – те, что другие не смели тронуть.

Но теперь Духу Божьему угодно, чтобы и эти слова стали известны. И хвала за это Господу, ибо они – настоящий свет и путеводитель для праведных сердцем».

10«Ты вставишь здесь вторую часть Вторника, то есть ночное поучение Двенадцати в Гефсимании».

 


[1] Овечья купель – бассейн, в котором, вероятно, мыли жертвенных овец, пригоняемых к Храму

[2] Крепость Антония  перестроена Иродом Великим из более ранней крепости и названа так в честь его друга, римского полководца Марка Антония. С севера крепость примыкала к Храму. В ней содержался римский гарнизон, который во время праздников значительно пополнялся

[3] Динарий – серебряная римская монета. Ежегодная подушная подать, установленная римлянами, как раз равнялась одному динарию

[4] Храм окружала крытая колоннада, где по обычаю и собирались, учителя Закона

[5] Об этих инцидентах упоминается в следующей главе

[6] (Втор. 25:5-6)

[7] Неопалимая Купина, в которой Господь явился Моисею (Исх. 3:2)

[8] (Исх. 3:6)

[9] Ковчег Завета – ларец, в котором находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями. Почитался как знак присутствия Божия. Во время Вавилонского плена был утрачен. Подлинный Ковчег – само Присутствие Божие

[10] Скиния – переносное святилище, в котором со времен Моисея Бог пребывал среди Своего народа. Позже функции Скинии перешли к Иерусалимскому Храму

[11] Речь идет о Теле Иисуса Христа, истинном Храме Божием

[12] Двор израильтян, или Двор мужей – пространство внутри Храма, отведенное для молитвы мужчин-израильтян, куда не допускались женщины (у них был свой Двор) и, тем более, язычники, которые должны были оставаться в притворе (так наз. Двор язычников)

[13] В Синодальном переводе Евангелия от Марка, например, читаем: «Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить…» (Мк. 10:39). Тогда как очевидно и согласно с традицией, что никто из людей не в состоянии испить Его чашу. Поэтому Иисус исправляет: «пить из Моей чаши», т.е. причащаться страданиям Христовым в той мере, какая доступна человеку

[14] Действительно, в русском Синодальном переводе Евангелия от Матфея читаем: «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется…» (Мф. 21:44). Для сравнения, в английской Библии короля Иакова: «And whosoever shall fall on this stone shall be broken», в немецкой Библии Лютера: «Und wer auf diesen Stein fällt, der wird zerschellen» и т.д.

[15] Невестой и мистическим Телом Христа в Новом Завете и в святоотеческой традиции именуется Церковь. Таким образом, Христос – Глава Церкви и ее Жених. Поэтому Он вправе наказывать согрешающих против Церкви, даже если они считают себя принадлежащими ей

[16] Фома был иудеем



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.