Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

 

 

Методический доклад

«Дуэт баянистов.

Вопросы теории и практики»

Автор: Татьяна Алексеевна Лобачёва

 

г.Березники, 2020 г.

 

Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики

    Развитие отечественной баянной школы настойчиво требует активизации обучения ансамблевой игре. Именно она способствует воспитанию профессиональных музыкантов, расширению их кругозора, стимулирует развитие художественного вкуса.

    Одной из наиболее перспективных ансамблевых форм являются дуэты. Такие ансамбли, играющие на готово-выборных многотембровых инструментах, имеют возможность знакомить слушателей как с камерно-инструментальной музыкой, так и с оркестровой.

    Вместе с тем, по сравнению с другими многочисленными ансамблями – трио, квартеты и т.д., - дуэт мобильнее. Его легче организовать, проще найти двух психологически совместимых музыкантов.

    С целью восполнения существующих пробелов в подготовке музыкантов – ансамблистов высшей квалификации, кафедра народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных начинает издание серии нотно-методических сборников для высших и средних учебных заведений искусства и культуры «Дуэт баянистов: вопросы теории и практики». Изучение этих изданий позволит в значительной мере активизировать работу классов ансамбля, не только баянистов, но и аккордеонистов.

    Игра в инструментальном дуэте имеет свои специфические сложности. Здесь каждая партия всегда на виду, и один исполнитель не может «спрятаться» за спину другого. Даже самый незначительный брак в исполнении одного из ансамблистов заметно «снижает» общий уровень игры.

    Следовательно, в дуэте, в отличие от более многочисленных ансамблей, партнёры должны быть приблизительно равноценными по профессиональному уровню.

    Однако, это не означает отсутствия лидера в дуэте. Психологи установили три основных типа взаимоотношений между участниками любого коллектива:

· Авторитарный;

· Либеральный;

· Коллегиальный.

Авторитарный тип характеризуется максимальным влиянием одного

из музыкантов и беспрекословным выполнением его требований другим. Такой тип отношений в стабильных творческих содружествах встречается редко. Особенно он малоэффективен в проблемных ситуациях, которые требуют большой активности и творческой отдачи от каждого из партнёров.

    Либеральный тип взаимоотношений, напротив, характеризуется отсутствием музыканта-лидера. Такие ансамбли обычно встречаются в учебной практике. Здесь совместная деятельность заключается лишь в освоении новых произведений, знакомстве с основами профессионального ансамблевого исполнительства.

    Коллегиальный тип представляется наиболее прогрессивным, т.к. даёт возможность каждому наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Партнёры – единомышленники продуктивно работают,

взаимодополняют друг друга.

    Если один из участников дуэта предварительно успел ознакомиться с новым произведением, то на первых репетициях, как правило, он выступает в роли лидера. В дальнейшей же работе, когда у участников появляются собственные точки зрения, могут возникать различные разночтения и разногласия.

    Характер противоречий и способы их разрешения всегда различны. Известный отечественный писатель Е.Петров в воспоминаниях об И.Ильфе подчёркивал: «Сочинять вдвоём было не вдвое легче, как это могло бы показаться, … в а десять раз труднее. Это было не простое сложение…, а непрерывная борьба двух сил, борьба изнурительная и в то же время плодотворная. Мы отдавали друг другу весь свой жизненный опыт, свой литературный вкус, весь запас мыслей и наблюдений. Но отдавали с борьбой».

    В процессе углубления работы дуэта над произведением возникает всё большее понимание образного содержания исполняемого. Соответственно, активно совершенствуется ансамблевая техника. Главное здесь заключается в том, что ансамблист должен не только свободно владеть исполнительскими средствами, но и искусно сочетать их с манерой игры партнёра. Лишь в этом случае возникает подлинная синхронность звучания, обеспечиваемая максимальную согласованность партий. В профессиональном дуэте звуки и паузы настолько точно скоординированы во времени, что создаётся впечатление игры одного музыканта на нескольких клавиатурах одновременно.

    Участники дуэта должны не только свободно владеть своей партией, но и отчётливо представлять партию своего коллеги. Необходимо органичное единство в исполнении, когда ощущение «я» каждого ансамблиста сливается в монолитное ощущение «мы».

    Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнёрами темпа, метра и ритма.

    При выборе темпа следует ориентироваться на авторские указания, в процессе работы над произведением музыканты находят темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа. Поэтому естественным и органичным является тот темп, который с учётом авторских указаний, услышан и прочувствован обоими участниками, ансамбли «изнутри».

    Единое понимание темпа – важнейшая предпосылка общего ощущения метра и ритма. Слышание и выражение в музыке мерного чередования сильных и слабых долей позволяет партнёрам контролировать синхронность звучания через равные промежутки времени, в зависимости от избранной единицы метрической пульсации. Единый метроритмический пульс позволяет исполнителям точно фиксировать атаку, ведение и завершение каждого звука, придаёт звучанию устойчивость, стройность, внутреннюю упругость.

    Достижению ансамблевого единства способствует визуальный контактмежду исполнителями. Например, при необходимости вместе начать произведение, один из партнёров должен дать ауфтакт едва заметным, но чётким движением головы, точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса. Такой же приём целесообразен в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда. Одним из действенных средств исполнения является динамика.Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать её эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы.

    Вопросы динамики в дуэте баянистов следует рассматривать в двух аспектах – горизонтальном,как чередование сменяющих друг друга динамических уровней, и вертикальном,как сочетание разных по силе фактурных линий и пластов. Выдающийся дирижёр XX века Л.Стоковский отмечал: «Подобно тому, как в живописи имеются разные степени интенсивности окраски, … в музыке существует… разнообразие интенсивности звука. Некоторые тона звучат мягко, служа как бы фоном. Другие звучат более ярко, являясь как бы средним планом. Третьи выделяются на самом первом плане. Всё это соответствует разным планам в живописи».

    В дуэте баянистов, как и в любом ином ансамбле, существует 2 способа дифференсации голосов: указание нюансов, индивидуализированное для каждой из партий, и единое для обоих партнёров. Обозначение единого нюанса подразумевает, что сами исполнители определят, кому играть громче, а кому тише. Определяющим в выборе тех или иных градаций звука является эмоционально-образное содержание сочинения и его стиль.

    Важнейшим критерием осмысленного исполнения является артикуляция,то есть искусство произнесения музыки. Участники дуэта должны стремиться к максимальной согласованности артикуляции, которая в зависимости от контекста может быть идентичной или контрастной. Идентичная артикуляция требует не только единства темпа и метроритма, динамического баланса обеих партий, но и одинаковой отчётливости, активной дикции. Необходимость контрастной артикуляции возникает в тех случаях, когда в музыке сочетаются черты различных образных сфер. Возникающему образному контрасту может способствовать яркое сопоставление артикуляционных средств – мягкое легатное звучание одного инструмента и декламационное, с превалированием штрихов marcato и staccatoу другого. Такая артикуляция может быть необходимой и в рамках единой образной сферы, например, в полифонической.

    Весьма существенным средством адекватной передачи образного строя музыки является выбор соответствующей тембровой палитры. Если композитор не указал регистры, ансамблисты сами должны выстроить темброворегистровую драматургию сочинения. Известно, что одна и та же мысль, воплощённая разными звуковыми красками, приобретает различный образный смысл. Умелым подбором тембров в музыке можно, как подчёркивал видный украинский композитор и инструментовед Д.Клебанов, выразить «характер мрачный и зловещий или, наоборот, светлый и нежный, усилить её драматизм или обнажить комические стороны». (Клебанов Д. «Искусство инструментовки» - Киев, 1972 г.) Эту функцию тембра принято считать колористической. Кроме того, тембр является и средством формообразования.Путём сопоставления тембров можно сознательно расчленить музыкальную ткань или раскрыть логические взаимосвязи разделов формы.

    Обозначая регистровку, нужно учитывать, что представляет данный фрагмент в системе целого, как он согласуется с предыдущим и последующим материалом. Продуманным выбором тембровых регистров можно добиться богатства звукового колорита.

    Тембральный «букет» инструмента разделяют на две категории: чистые и смешанные (или составные) тембры. К чистым относятся регистры:

 


«Фагот»   

 

 


«Пикколо»

 

 


«Кларнет»

 

 


«Гобой»

 

 

«Концертина», «баян».

Смешанные тембры образуются в результате сочетания чистых «красок». Выстраивая тембровую драматургию произведения, многие ансамблисты отдают предпочтение смешанным тембрам, считая их богаче и плотнее в фактурном отношении. Однако нужно помнить, что чрезмерное использование этих красок привносит в исполнение тембральную монотонность. Важен не столько сам тембр, сколько создаваемые им колористические соотношения, сопоставления и контрасты.

Таким образом, исполнительская техника в ансамбле баянистов предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – свободное владение инструментом каждым из участников дуэта, с другой – координацию темпа, метроритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения. Исходным ориентиром в выборе исполнительских приёмов должно быть эмоционально-образное содержание музыки.

 

 

Использованная литература:

 

1. М.Имханицкий, А.Мищенко «Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики», вып. 1, Москва. 2001 г.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.