|
|||
Задание к практическому занятию по теме 7Задание к практическому занятию по теме 7 Контрольные вопросы 1. Что такое опосредованное умозаключение? 2. Что такое категорический силлогизм? 3. Что такое термины силлогизма? 4. Что такое меньший термин силлогизма? больший термин? средний термин? 5. Что такое крайние термины силлогизма? 6. Что такое фигуры силлогизма? 7. Что такое первая фигура силлогизма? вторая фигура? третья? четвёртая? 8. Что такое модусы силлогизма? 9. Какие модусы называются правильными? неправильными? 10. Что такое общие правила силлогизма? особые правила фигур? 11. Что такое правила терминов? правила посылок? 12. Какой термин называется распределённым? нераспределённым?
Упражнения 1. Определите, какие из приведённых ниже умозаключений являются силлогизмами: a) Шуман – великий человек. Шуман был душевно болен. Следовательно, некоторые великие люди были душевно больны. b) Все следователи – юристы. Это следует из того, что некоторые юристы – следователи. c) Гении не бывают злодеями. Сальери – злодей. Следовательно, Сальери не является гением. d) Все крупные философы внесли большой вклад в развитие логики. Следовательно, некоторые из тех, кто внесли большой вклад в развитие логики, являются крупными философами. e) Все науки полезны. Логика – наука. Следовательно, логика полезна. f) Первым пришёл, конечно же, Петров. Это следует из того, что Яковлев не был первым. Не мог быть первым и Ковалёв. Но тройка призёров включала только перечисленных спортсменов. 2. Определите состав следующих силлогизмов: a) Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора – женщины. Следовательно, некоторые профессора любят красиво одеваться. b) Некоторые писатели – женщины. Все женщины любят цветы. Следовательно, некоторые из тех, кто любят цветы, – писатели. c) Каждый честный человек выполняет свои обещания. Этот человек не выполняет свои обещания. Следовательно, этот человек не является честным. d) Все студенты – учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию. Следовательно, некоторые из тех, кто получают стипендию, – студенты. e) Аристотель – основатель логики. Основатель логики – великий греческий философ. Следовательно, Аристотель – великий греческий философ. f) Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние. Следовательно, некоторые наказуемые деяния являются корыстными преступлениями. 3. Определите фигуру следующих силлогизмов: a) Всякое хищение – умышленное преступление. Кража – тайное хищение имущества. Следовательно, кража – умышленное преступление. b) Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние. Следовательно, среди наказуемых деяний есть корыстные преступления. c) Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся. Следовательно, ни один обязательный человек не является эгоистом. d) У каждого судьи есть честолюбие. Тот, кто честолюбив, ищет пути для самоутверждения. Следовательно, каждый судья ищет пути для самоутверждения. e) Некоторые дети рассудительны. Этот человек рассудителен. Следовательно, этот человек является ребёнком. f) Бертран Рассел – известный логик. Бертран Рассел – известный философ. Следовательно, некоторые известные философы являются известными логиками. 4. Определите модус следующих силлогизмов: a) Диагональ и сторона квадрата несоизмеримы. Диагональ и сторона квадрата – прямые линии. Следовательно, некоторые прямые линии несоизмеримы. b) Арабы – семиты. Некоторые арабы были великими учёными. Следовательно, некоторые семиты были великими учёными. c) Невероятные события совершаются каждый день. Совершающееся каждый день вполне вероятно. Следовательно, невероятные события вполне вероятны. d) Невозможно быть хорошим бизнесменом, не обладая предприимчивостью. Джон обладает предприимчивостью. Следовательно, он способен сделаться хорошим бизнесменом. e) Все древнегреческие математики были философами. Пифагор – древнегреческий математик. Следовательно, Пифагор был философом. f) Гераклит был диалектиком. Все диалектики говорят о том, что мир изменяется. Следовательно, Гераклит говорил о том, что мир изменяется. 5. Проверьте, правильны ли следующие силлогизмы: a) Все солдаты умеют маршировать. Некоторые маленькие дети умеют маршировать. Следовательно, некоторые маленькие дети являются солдатами. b) Ни один ребёнок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия. Следовательно, я – ребёнок. c) Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один студент не имеет высшего образования. Следовательно, ни один студент не является преступником. d) Некоторые студенты – отличники. Некоторые студенты – двоечники. Следовательно, некоторые двоечники – отличники. e) Все цветы – растения. Мох тоже является растением. Следовательно, мох – цветок. f) Некоторые учебники интересны. Некоторые учебники – хорошо иллюстрированные книги. Следовательно, некоторые хорошо иллюстрированные книги интересны. 6. Проверьте, соблюдаются ли в следующих силлогизмах правила фигур: a) Только тёплые страны производят вино. Испания – тёплая страна. Следовательно, Испания производит вино. b) Все люди разумны. Улитка не является человеком. Следовательно, улитка не разумна. c) Итальянцы – католики. Итальянцы – народ романского происхождения. Следовательно, все народы романского происхождения – католики. d) Вы – не то, что я. Я – человек. Следовательно, вы – не человек. e) Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди нравятся окружающим. Следовательно, ни один обязательный человек не является эгоистом. f) Все актёры тщеславны. Тщеславные люди стремятся к успеху. Следовательно, все актёры стремятся к успеху. 7. «Некоторые люди не глупы, но все люди подвержены заблуждениям». Что из этого следует? 8. «Некоторые люди допускают, что их память не хороша; всякий человек уверен в правильности своих суждений». Какое заключение можно отсюда вывести? 9. Определите распределённость терминов в следующих суждениях: a) Никто его не понимал. b) Один в поле не воин. c) Всякая вещь хороша на своём месте. d) Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными. e) Некоторые частные детективы являются бывшими работниками уголовного розыска. f) Конкуренция образует с монополией диалектическое единство. 10. «Некоторые жители Москвы – студенты. Некоторые жители Москвы – предприниматели». Можно ли из этих посылок вывести какое-нибудь заключение? 11. «Ни один школьник не является студентом. Ни один студент не является аспирантом». Можно ли из этих посылок вывести какое-нибудь заключение? 12. «Все банки являются юридическими лицами. Некоторые юридические лица являются благотворительными организациями». Почему из этих посылок нельзя вывести заключение «Ни один банк не является благотворительной организацией»?
|
|||
|