Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять правильно!



Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять правильно!

  Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать и язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношение. Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: развивать певческие способности детей; формировать артикуляцию различных звуков; закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах; совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ; развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание; развивать чувство ритма; учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз; совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык. У нас, взрослых, артикуляция-автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто - уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают.

 

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Ø Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Ø Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Ø Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

Ø Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Ø Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения, например:

· «Заборчик»,

·  «Дудочка»,

· «Чашечка»,

· «Грибочек»,

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

· «Окошко»;

· «Маляр»;

· «Лошадка»;

· «Меси тесто»;

· «Чистим зубки»;

· «Лошадка»;

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Артикуляционные упражнения:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.