Вопросы к зачёту по истории России.
Вопросы к зачёту по истории России.
Раздел: СССР в последние годы существования
| Раздел 2: История России
| №
| вопрос
| что нужно знать
|
| Итоги развития СССР к середине 1980-х гг. Необходимость перестройки всех сфер жизни страны.
| 1. Экономическое развитие (перечислить особенности и проблемы, гр. А > гр. Б).
2. Социально-политическая жизнь (концепция развитого социализма, особенности Конституции 1977 г, «проблема лишних денег», культ личности, «золотой век номенклатуры» и др. особенности и проблемы).
3. Проблемы в культурной и духовной жизни.
Понятия, которые надо знать:«Застой», Гр. А и гр. Б, «теневая экономика», НТР, ВПК, нефтедоллары, «лишние деньги», «номенклатура», неофициальное и официальное искусство, диссиденты, «железный занавес», ВИА.
|
| Период «разрядки» во внешней политике: отношения СССР со странами Запада и США.
| 1. Главная цель СССР во внешней политике в Западном направлении. Назвать страны, которые относятся к Западным. Почему в период «Застоя» мир считался биполярным?
2. Как развивались отношения СССР со странами Запада? (основные события, договоры). Были ли конфликты между СССР и Западом? Что такое «звездные войны»?
3. Итог, была ли достигнута изначально поставленная СССР цель в отношениях со странами Запада?
Понятия, которые надо знать:«Застой», «Разрядка», страны Запада, НАТО, ОВД, биполярный мир, политика «мирного сосуществования», СОИ, «холодная война». «гонка вооружений».
|
| Период «разрядки» во внешней политике: отношения СССР с социалистическими странами и странами «третьего мира».
| 1. Главные цели СССР во внешней политике в отношениях с соц. странами и странами «з мира» направлении. Назвать страны, которые относятся к данным двум группам. Почему в период «Застоя» мир считался биполярным?
2. Как развивались отношения СССР с соц. странами и странами 3-его мира»? (основные события). Были ли конфликты между СССР и ними? В чём заключалась «доктрина Брежнева»?
3. Итог, были ли достигнуты изначально поставленные СССР цели в отношениях с данными странами?
Понятия, которые надо знать: «Застой», «Разрядка», ОВД, НАТО, биполярный мир, страны «3-его мира», «доктрина Брежнева», «гонка вооружений».
|
| Общественно-политическая жизнь СССР в 1985-1991гг.
| 1. Изменения в обществе и политике, произошедшие с приходом М. С. Горбачева (перечислить).
2. Можно ли полагать, что тогда стала зарождаться демократия в стране? (ответ пояснить).
Понятия, которые надо знать:«Перестройка», «гласность» (полное определение!),политические плюрализм.
|
| Реформы в области экономики в СССР в 1985-1991 гг.
| 1. Зачем нужны были экономические реформы (назвать причины)?
2. Назвать два этапа экономических реформ, назвать цели и итоги каждого из них.
3. Общий вывод по реформам.
Понятия, которые надо знать:ускорение, перестройка, госприёмка, конверсия, кооперативы, монополия.
|
| Идеологическое и культурное развитие СССР к началу 80-х гг.
| 1. Новые черты в духовной жизни страны.
2. Официальное и неофициальное искусство. Примеры ФИО деятелей, которые относились к разным направлениям искусства.
3. Развитие культуры в условиях «железного занавеса».
4. Развитие культуры в условиях цензуры.
5. Положительные и отрицательные явления в культуре в период «застоя».
6. Отношение зарубежных стран к советской культуре. Назвать примеры, когда советские деятели искусства были высоко оценены зарубежном (рассматривать только период «застоя»).
Понятия, которые надо знать:«Застой», неофициальное и официальное искусство, диссиденты, «железный занавес», ВИА.
|
| Развитие науки и культуры в СССР с 1985-1991 гг.
| 1. Перечислить перемены, произошедшие в гг. «перестройки» в культуре.
2. Отношение церкви и власти. Изменения в цензуре и демократические реформы Горбачёва (как они повлияли на духовную жизнь).
3. Назвать ФИО деятелей культуры в гг. «перестройки».
4. Какие новые жанры появились в культуре?
5. Общий вывод по культуре: положительные и отрицательные особенности.
Понятия, которые надо знать: «гласность (полное определение!),вестернизация, «железный занавес»,
|
| Новое политическое мышление: отношение с США и Западными странами.
| 1. Причины перехода к «новому политическому мышлению». В чём заключалась его суть?
2. Основные события, раскрывающие отношения со странами Запада (Афганская проблема, Берлинская стена, помощь странам «3-его мира», договоры между странами).
3. Как изменились отношения между СССР и странами Запада (НАТО), считаете ли вы это шагом вперёд для СССР или его слабостью? Ответ пояснить.
Понятия, которые надо знать:«новое политическое мышление»,«перестройка», страны Запада, НАТО, ОВД, биполярный мир,«холодная война», «гонка вооружений», ДОВСЕ,
|
| Новое политическое мышление: отношение с социалистическими странами, «бархатные революции».
| 1. Какие страны относятся в социалистическим? Назвать примеры. Отношения СССР и КНР в гг. «перестройки».
2. Причины и итоги «бархатных революций. В каких странах они произошли?
3. Как события «бархатных революций» повлияли на ОВД и международное положение СССР?
Понятия, которые надо знать:«новое политическое мышление»,«перестройка», «бархатные революции», НАТО, ОВД, биполярный мир, «пояс безопасности»,
|
| Причины распада СССР
| 1. Назвать политическую, экономическую, идеологическую и национальную причины распада СССР (каждую отдельно!).
2. Повлияла ли внешняя политика, проводимая СССР на распад гос-ва?
Понятия, которые надо знать:«бархатные революции, ОВД, суверенитет, гр. А и гр. Б,
|
| «Парад суверенитетов», образование РСФСР.
| 1. Сколько республик было в составе СССР? Что такое «парад суверенитетов»? Причины провозглашения суверенитета республиками СССР. Какая республика первой объявила суверенитет?
2. Перечислить черты демократии в СССР накануне данных событий.
3. Роль Б. Н. Ельцина в данных событиях.
Понятия, которые надо знать: РСФСР, суверенитет (полное определение!), «бархатные революции», гр. А, гр Б., «парад суверенитетов».
|
| Август 1991г.: ПУТЧ и беловежское соглашение (участники и последствия).
| 1. Причины ПУТЧа. Участники ПУТЧа. Роль Б. Н. Ельцина в нём. Итоги ПУТЧа.
2. Беловежское соглашение: участники, результаты и последствия.
3. Итоги распада СССР.
Понятия, которые надо знать:ПУТЧ,ГКЧП, СНГ, суверенитет (полное определение!), «проблема расширения НАТО на Восток»
|
| Сходства и различия афганской войны и чеченской?
| 1. Назвать критерии для сравнения войн. Перечислить общие черты. Выявить различия. Сравнить причины и итоги каждой.
Понятия, которые надо знать:террорист, боевик,суверенитет (полное определение!), КТО, Аль-Каида, ИГИЛ.
|
| Основные задачи, стоящие перед Россией после распада СССР
| 1. Перечислить конкретно что относится к внешнеполитическим, экономическим, идеологическим, национальным, внутриполитическим задачам России в начале 90-х. гг.
2. Сделать вывод, удалось ли быстро решить поставленные задачи или нет?
Понятия, которые надо знать:гр. А, гр. Б,НАТО. СНГ, страны «3-его мира», ВПК, инфляция.
|
| Политическое развитие России после распада СССР: кризис власти, новая конституция.
| 1. Причины политического кризиса. Почему его называют конституционным?
2. Стороны конфликта (ФИО, должности). Цели сторон.
3. Даты и ход конфликта.
4. Итоги и последствия конфликта.
Понятия, которые надо знать:Конституция, Верховный совет, импичмент,референдум, Совет Федерации, Гос. Дума, Федеральное собрание, Президент.
|
| Экономика России в 90-е гг.: Реформы Гайдара и Чубайса, их последствия.
| 1. Причины введения политики «шоковой терапии». В чём она заключалась? Кто её автор?
2. Какие проводились реформы в рамках «шоковой терапии»?
3. Последствия и итоги «шоковой терапии (положительные и отрицательные).
Понятия, которые надо знать:«шоковая терапия»,либерализация цен, инфляция, ваучер, приватизация, национализация, «утечка мозгов», дефолт.
|
| Формирование территории современной Р. Ф.
Федеративный договор.
| 1. Что такое дезинтеграция и какой вред она могла нанести России? Понятие и цель и дата заключения Федеративного договора.
2. Какие республики его не подписали и почему?
3. Указать значение заключения договора для дальнейшей истории России (что было, если бы его не заключили).
Понятия, которые надо знать:дезинтеграция, Федеративный договор, суверенитет (полное определение!), сепаратизм.
|
| Первая чеченская война. Хасавюртовские соглашения.
| 1. Причины начала войны в Чечне: религиозная, территориальная, террористическая, экономическая, политическая. Хронологические рамки.
2. Кто такие боевики? Назвать их лидеров.
3. Ход войны (кто выигрывал). Основные боевые столкновения в период войны.
4. Хасавюртовские соглашения: дата, участники и итоги.
Понятия, которые надо знать:боевик, суверенитет (полное определение!), сепаратизм, хасавюртовские соглашения, терроризм.
|
| Вторая война в Чеченской республике. Режим КТО.
| 1. Официальное название и дата начала войны. Хронологические рамки.
2. Причины возобновления войны. Ход боевых действий. Роль В. В. Путина в войне.
3. Окончание войны и общие итоги.
Понятия, которые надо знать:КТО, боевик, суверенитет (полное определение!), сепаратизм, хасавюртовские соглашения, терроризм.
|
| Президентские выборы 2000 г. Причины победы В. В. Путина. Значение выборов на дальнейшее развитие страны.
| 1. Краткая биография В. В. Путина. Начала карьеры в КГБ. Политическая карьера под руководством А. Собчака.
2. Вхождение в окружение Б. Н. Ельцина. Почему Б. Ельцин выбрал В. Путина своим преемником?
3. Участие В. В. Путина в чеченской войне.
4. Причины победы на выборах в марте 2000 г.
5. Какие проблемы оставил после себя Б. Н. Ельцин? Сумел ли В. В. Путин их решить?
Понятия, которые надо знать:Президент, КГБ, ГДР, КТО, терроризм, вертикаль власти, дефолт.
|
| Культура и наука в современной России. Новшества и актуальные проблемы.
| 1. Особенности развития культуры в 90 и 2000 е гг. Если ли отличия между этими десятилетиями.
2. Назвать ФИО известных деятелей искусства и их работы (только по периоду 1991-2018 гг !). Достижения российской культуру на мировом уровне.
3. Новшества культуры в условиях открытия «железного занавеса» и снятия цензуры.
4. Отношение церкви и власти. Влияние зарубежной культуры.
5. Назвать проблемы и преимущества в развитии культуры в современной России.
Понятия, которые надо знать:вестернизация, попса,«утечка мозгов», НТР, «желтая пресса», публицистика, «железный занавес».
|
| Геополитическое положение России: отношения России с США и НАТО в 1990-е гг.-2000 гг.
| 1. Назвать хронологические рамки двух этапов внешней политики. В чём их особенности?
2. Отношения России и США (НАТО) в 90 е. гг.: цели и итоги.
3. Отношения России с США (НАТО) в 2000 е гг : цели и итоги.
Понятия, которые надо знать:геополитическое положение, информационная война, страны Запада, НАТО, биполярный\монополярный и многополярный миры, ООН, «проблема расширения НАТО на Восток», СНВ -2
|
| Геополитическое положение России: отношения России с республиками СНГ в 1990-е гг.-2000 гг.
| 1. Какие страны сходят в СНГ? (назвать примеры).
2. Отношения России и СНГ в 90 е. гг.: цели и итоги.
3. Отношения России с СНГ в 2000 е гг : цели и итоги.
4. Отношения с Белоруссией, Украиной, в 90 е гг. и в наст. время.
Понятия, которые надо знать:геополитическое положение, «газовая война», ОВД, СНГ, «проблема расширения НАТО на Восток».
|
| Укрепление государственности. Реформы В. В. Путина в 2000 е. гг.
| 1. Причины реформ 1 срока президентства В. В. Путина.
2. Причина создания партии «Единая Россия».
3. Назвать 5 основных реформ и кратко изложить суть каждой.
4. Подвести итоги реформ и определить их значение (положительное, отрицательное или противоречивое).
Понятия, которые надо знать:олигарх, терроризм, «вертикаль власти», тандем, дефолт, пропрезидентская партия, ВПК.
|
| Грузино-южноосетинский конфликт. Роль России в его урегулировании.
| 1. Предыстория конфликта. Почему Ю. Осетия находилась под контролем Грузии?
2. Причины начала конфликта. Дата конфликта. Стороны конфликта. Почему Россия вмешалась в конфликт?
3. Итоги и последствия. Роль России в урегулировании конфликта.
4. Реакция Запада на участие России в конфликте.
Понятия, которые надо знать:суверенитет (полное определение!), аннексия,Цхинвал.
|
| Сходства и различия чеченской войны и южноосетинского конфликта.
| 1. Назвать критерии для сравнения. Перечислить общие черты. Выявить различия. Сравнить причины и итоги каждого события.
Понятия, которые надо знать:террорист, боевик,суверенитет (полное определение!), КТО.
|
| Приоритетные национальные проекты Р.Ф.
| 1. Общие цели всех 4 проектов. Дата их запуска. Кто курировал проекты? (ФИО, должность на тот момент)
2. Рассказать суть каждого: Образование, Здоровье, Жилье, АПК.
3. Итоги каждого из проектов.
Понятия, которые надо знать:МСК, АПК
|
| Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
| 1. Что такое «утечка мозгов» и какие последствия это имеет для России? Какие инновационные проекты ведутся сегодня.
2. Приоритетные направления в науке для разработки инноваций? (сферы деятельности, науки).
Понятия, которые надо знать:инновации, ВПК, «утечка мозгов», ИТ-технологии, Сколково, фармация.
|
| Развитие России на современном этапе: проблемы и перспективы.
| 1. Экономические, социальные, внутриполитические и духовные проблемы России на 2018 год (назвать по несколько примеров по каждому направлению).
Понятия, которые надо знать:«проблема расширения НАТО на Восток», «нефтяная игла»,ВТО, БРИКС , СНГ, ИГИЛ.
|
| Красноярский край, как часть России.
| 1. Кто и когда основал Красноярск. Назвать важнейшие этапы в развитии края (всего 5 этапов).
2. Символика Края и основной документ.
3. Гос. управление в крае (ветви власти)
4. Знаменитости края (назвать ФИО)
Понятия, которые надо знать:Кызыл Джар, референдум. Заксобрание.
|
|