|
|||
Урок №138 История Ислама. (Желательный к изучению урок).Урок №138 История Ислама. (Желательный к изучению урок). Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
Часть 1.
Аллах поведал длинную историю о Мусе ибн Имране и его брате Харуне (мир им и благословение). Их история приводится в различных местах Корана, как вкратце, так и развернуто, в соответствии с контекстом. История о пророке Мусе является самой величественной из всех описанных в Коране историй, т.к. именно он пытался призвать фараона и его войско. Также он изо всех сил старался на пути призыва сынов Исраила (потомки пророка Якуба (мир ему и благословение).
Муса (мир ему) — самый великий из всех пророков сынов Исраила. Шариатом (сводом религиозных законов) и книгой, ниспосланной ему, является Таурат. К нему, как к первоисточнику, обращались все пророки сынов Исраила и их ученые. У Мусы (мир ему) больше последователей, чем у всех остальных пророков, за исключением уммы (общины) Мухаммада (мир ему и благословение). Муса (мир ему) приложил колоссальные усилия на пути призыва к религии Аллаха, и он, как никто другой, проявлял огромный пыл и рвение в этом деле.
Он появился на свет во времена деспотизма фараона над сынами Исраила, когда любого мальчика, рождённого среди них, убивали и оставляли лишь девочек для того, чтобы в последующем использовать их в качестве прислуги. Мать Мусы (мир ему) очень боялась за своего новорождённого малыша, т.к. фараон поставил надзирателей над сынами Исраила, которые контролировали их рождаемость.
Она жила на берегу реки Нил. Аллах внушил ей, чтобы она подготовила для него ящик, привязанный на берегу реки, чтобы течение не унесло его, и в случае опасности положила в него Мусу (мир ему). Также Аллах внушил ей по Своей милости, чтобы она не боялась: “И не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников”(Св. Коран, 28:7).
В один из дней (когда малышу угрожала опасность) она отвязала ящик, положила в него Мусу и отправила ящик по течению.
Вода понесла ящик, в середине которого лежал (маленький) Муса (мир ему), пока он не попал в руки семьи фараона, по предопределению Аллаха. Ящик принесли жене фараона — Асие. Увидев малыша, она полюбила его, т.к. Аллах склонил сердца людей к любви к Мусе (мир ему). Новость о малыше распространилась и дошла до фараона, который потребовал у неё малыша для того, чтобы убить его. Тогда его жена сказала ему: “Не убивайте его. Он будет нашей радостью, быть может, он принесёт нам пользу или мы усыновим его” (Св. Коран, 28:9).
Так он был спасён от смерти. Стремление (жены фараона Асии, сохранить жизнь этому малышу) было вознаграждено Аллахом. Этот её поступок оставил прекрасный след, стал благим преддверием и одной из причин, по которой она встала на прямой путь и уверовала в последствии в пророка Мусу.
Что же касается матери Мусы (мир ему), то ужасный страх охватил её (после того, как она бросила сундук с малышом в реку), сердце опустошилось, а терпение было на исходе.
“Сердце матери Мусы (Моисея) опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств). Она готова была раскрыть его (свой поступок), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним»…” (Св. Коран, 28:10-11), т.е. разузнай о нем. В это время жена фараона пыталась найти для малыша кормилицу. К ней привели многих кормящих женщин, однако младенец отказывался пить чьё-либо молоко. Через какое-то время малыша стала мучить жажда, и он начал скручиваться от голода.
Тогда его вытащили на дорогу, с надеждой, что Аллах облегчит и пошлёт кого-либо, кто смог бы его вскормить. В этот момент взор его сестры пал на него. Она смотрела тайком, чтобы окружающие малыша люди не заметили того, что она следит за ним. Приблизившись к младенцу, она разузнала у них, что они ищут кормилицу для него. Тогда она сказала: “Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра? Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась…”.(Св. Коран, 28:12-13).
Далее Аллах детально поведал в суре “Рассказ” ясную историю о Мусе, о разных происшествиях, имевших место в его жизни, не нуждающихся в разъяснении, — достаточно просто прочесть их, потому что они очень понятно и подробно изложены. Во всем, что поведал нам Аллах, есть польза для нас, и мы должны извлекать из этого уроки. Также и в истории о Мусе много полезных выводов. Мы постараемся обратить внимание на некоторые из них.
Полезные выводы, извлекаемые из истории о Мусе (мир ему и благословение):
1 Милость, которую Аллах оказал матери Мусы, внушив ей путь спасения ее малыша. Также Аллах порадовал её тем, что он будет возвращён ей. Если бы не эта радостная новость, тоска по нему погубила бы её. Аллах предопределил возвращение маленького Мусы к своей матери по причине того, что запретил ему пить молоко женщин, которые пытались вскормить его. Ознакомившись с этим и другими рассказами, становится ясно, что милость Аллаха к Его праведным рабам невообразимо велика и неописуема. Посмотри на то, как прекрасно обернулось случившееся для матери Мусы, ведь к ней привели на вскармливание её же новорождённого малыша, за что она ещё брала денежное вознаграждение, и его стали называть её молочным сыном. Таким образом, её сердце нашло успокоение и наполнилось верой. Это является подтверждением слов Всевышнего: “Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас” (Св. Коран, 2:216).
Матери Мусы было ненавистно то, что он попал в руки семьи фараона, однако исход этого оказался благим.
2 Верующие извлекают пользу и их сердца наполняются светом, когда они узнают о знамениях, которые Аллах посылал прежним общинам. Именно поэтому Аллах рассказал о них в Коране. Подобно тому, как Аллах сказал об этой истории: “Мы правдиво прочтем тебе для верующих людей историю Мусы (Моисея) и Фараона” (Св. Коран, 28:3).
3 Если Аллах желает свершения чего-либо, то создаёт для этого причины и поэтапно подводит все к назначенной цели. Ничто не происходит внезапно.
4 На сколько бы не был угнетенным народ, им не должна овладевать лень, мешающая усердствовать в преобретении своих прав, а также отчаивание в том, что их положение может измениться к лучшему. Ведь Аллах спас сынов Исраила в то время, когда они были немощными, отдалив от них зло фараона и его народа, и даровал им власть и вернул им их земли.
5 До тех пор, пока порабощенный народ не будет требовать своих прав, он не сможет свободно исповедовать свою религию и жить в безопасности и спокойствии.
6 Наличие естественного страха у человека не говорит об отсутствии у него веры или о её недостаточности. Подобный страх овладел матерью Мусы и самим Мусой (мир ему и благословение) (мать Мусы испугалась за своего малыша, когда бросила его в реку, а Мусой овладел страх, когда Аллах сообщил ему, что он должен отправиться к фараону для того, чтобы призвать его на истинный путь).
7Вера (иман) может увеличиваться и уменьшаться: “Сердце матери Мусы (Моисея) опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств). Она готова была раскрыть его (свой поступок), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она стала верующей”(Св. Коран, 28:10).
Здесь речь идёт об увеличении веры и об её душевном спокойствии.
8 Одной из наибольших милостей Аллаха к Своему рабу является укрепление (его веры и духа) в момент тревог и переживаний. Вера такого человека увеличивается и он получает вознаграждение (за своё терпение), а также остаётся в состоянии говорить и делать благое, ясно мыслить и высказываться. В противном же случае (если Аллах не удостоит человека этой великой милости и не укрепит его в тяжёлый момент), человек бывает не в состоянии здраво мыслить, говорить или делать что-либо благое из-за овладевших им переживаний и страха.
9 Даже если раб знает о том, что решение и предопределение Аллаха истинны, а обещанное Им обязательно сбудется, он все равно не должен пренебрегать совершением благотворных причин, т.к. причины и усердие также являются из предопределения Аллаха. Матери Мусы было обещано, что он будет возвращён к ней. Однако, узнав о том, что семья фараона подобрала его, она поспешила послать к ним свою дочь, чтобы она расспросила о нем и поспособствовала свершению нужных для того случая причин.
10Женщине дозволено выходить (из дома) и разговаривать с мужчинами при необходимости, если она может защититься от запретного. Подобно тому, как это сделала сестра Мусы и две дочери жителя Мадьяна (в истории с колодцем).
11 Можно брать вознаграждение за опекунство и грудное вскармливание, как это сделала мать Мусы. Прежние шариаты являются также и нашими, поэтому мы должны следовать им, за исключением тех положений, которые были отменены или заменены новым шариатом.
12 Не дозволено убивать неверующего, с которым имеется договор (о неприкосновенности). Поэтому Муса был опечален из-за убийства копта, которое он совершил, за что он раскаялся и попросил у Аллаха прощение.
13Убивающий людей не по праву является преступником, сеющим нечестие на Земле. Даже если он намеревался просто устрашить человека, считая, что он делает это во имя справедливости (в любом случае это не дозволено). Шариат разъяснил, в каких случаях дозволяется убивать человека (например: возмездие за убийство, которое может быть осуществлено только правителем государства и подведомственными ему государственными органами).
14Сообщение человеку о слухах, распространившихся о нем, с целью предостережения его от зла, которое может случиться с ним, не является сплетней (намимой). Наоборот, иногда совершение этого может быть обязательным. Подобно тому, как Аллах поведал о мужчине, который второпях пришёл с окраины города, чтобы предупредить Мусу об ожидавшей его опасности (он рассказал ему о плохих слухах, которые идут о нем в городе, и об угрозах фараона).
15Человек, которому угрожает смерть не по праву в случае его пребывания в том или ином месте, не должен собственноручно подвергать себя опасности и обрекать на погибель. При наличии возможности, ему надлежит покинуть это место как можно скорее, подобно тому, как это сделал Муса (мир ему).
16Если человек находится в безвыходном положении, не имея иного выбора, кроме как совершить одно из двух зол, он выбирает наименьшее и оставляет то, которое может повлечь больше вреда. Так, у Мусы (мир ему) было два выбора: остаться в Египте и быть убитым (людьми фараона) или отправиться в другие страны, не зная дороги и не имея никакого помощника, который бы указал ему путь, кроме руководства своего Господа. Ясно, что второй выбор был безопаснее для Мусы (мир ему), и он без сомнения выбрал именно его.
17 Косвенный указ на то, что человек, изучающий какой-либо шариатский вопрос, может просить у своего Господа помощи в принятии правильного решения, если он не может определить, какое из двух мнений является достоверным. Человек может попросить Аллаха, чтобы Он помог ему сделать правильный выбор, и сердцем он должен искать истину. В таком случае, Аллах обязательно оправдает надежды человека и укажет ему путь из положения. Подобно тому, что произошло с Мусой, когда он направлялся в селение мадьянитов, не зная точной дороги. Тогда он сказал: “Быть может, мой Господь наставит меня на правильный путь” (Св. Коран, 28:22).
Аллах указал ему путь, осуществив его надежды и желания.
18Милость и доброе отношение к творениям, невзирая на то, знаком ли с ними раб, или нет, является нравом пророков. К таким благим поступкам относится помощь в поении скота, особенно тех, которые принадлежат слабому человеку. Подобно тому, как поступил Муса, оказав помощь двум дочерям жителя Мадьяна, которые не могли напоить свой скот из-за большого количества пастухов возле колодца.
19Аллах любит, когда к Нему взывают посредством Его прекрасных имён и атрибутов, упоминая общие и частные милости, которые Он оказал рабу. Точно так же Он любит, когда взывающий ищет приближения к Нему, говоря о своей слабости, немощности, нужде в Нем, неспособности достижения желаемого и защиты от зла без Его помощи и поддержки. Подобно словам Мусы: “Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне” (Св. Коран, 28:24).
В этих словах ощущается покорность, нужда и поиск защиты у Аллаха. В действительности, каждый раб нуждается в этом.
20 Стыдливость и вознаграждение за сделанное добро всегда были и будут оставаться качествами праведных людей. Если раб совершит благодеяние искренне ради Аллаха, а затем получит за него вознаграждение (в этой жизни. — Примеч. пер.), не намереваясь заполучить его, то он не порицается за это вознаграждение. Оно никак не скажется на его искренности и ничуть не уменьшит его награды. Подобно тому, как Муса принял вознаграждение жителя Мадьяна за то, что помог его дочерям, при этом не прося вознаграждения и не ожидая его.
21Дозволенность найма человека на дозволенную работу на заранее обговорённый срок, объём и вид работы. Детали этой договорённости возвращаются к урфу (обычаям) людей. Также дозволен найм человека на работу и оплата ему женитьбой, как это сказал житель Мадьяна Мусе: “Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих при условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников” (Св. Коран, 28:27).
22 Человек может предложить свою дочь в жены другому мужчине. С таким предложением может выступить любой опекун девочки, и это не умаляет его достоинства. Наоборот, ему даже желательно поступить так, если он видит в этом благо и пользу (например, если он приметил для своей дочери или сестры хорошего кандидата в мужья, праведного и благочестивого). Подобно тому, как поступил житель Мадьяна, засватав свою дочь для Мусы.
23 Слова Всевышнего: “Ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия” (Св. Коран, 28:26).
Наличие этих двух качеств у работника способствуют наилучшему завершению любого дела. Это правило охватывает любой род деятельности, будь то опекунство, сфера услуг, промышленность или любая иная работа, задачей которой является защита и надзор за рабочими и самой проделанной работой. Таким образом, если в человеке объединяются эти два качества — сила или способность выполнять назначенную работу и он будет доверенным лицом, то работа будет выполнена наилучшим образом. Причиной же любых недостатков и недочетов в работе является отсутствие одного или обоих этих факторов.
|
|||
|