Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Состояние и развитие детской литературы на современном этапе: темы, жанры, герои



 

                                                                                                                           Беньковская Т.Е.

Курс «История русской детской литературы»

РНО – 41 группа, 13 апреля 2020 г. 2 пара. Лекция.

Тема: Состояние и развитие детской литературы на современном этапе: темы, жанры, герои

Основные положения лекции

1. Характер современной детской литературы, охватывающей временной период рубежа XX-XXI веков и первые два десятилетия XXI века, оценивается исследователями как неоднозначный. Он отражает прихотливую динамику российской действительности этого периода, ориентацию писателей на новые потребности и запросы юных читателей, стремление следовать модным западным тенденциям и жанрам, которые ранее не знала отечественная литература.

2. В связи с демократизацией российского общества, утверждения свободы личности, творчества, доступности переводной литературы, происходит экспансия (завоевание) на российскую почву таких легковесных и развлекательных жанров, как детский детектив (В. Гусев «Привет от тёти Моти», «Фейерверк в пробирке»Д. Щеглов «Добро пожаловать на дно», А. Крыжовникова «Лис, два мира, полвампира», М. Москвина «Не наступите на жука»), фэнтези (Цикл о Волкодаве М. Семеновой, Д. Елец сериал о Тане Гроттер: «Таня Гроттер и магический контрабас», «Таня Гроттер и молот Перуна», «Таня Гроттер и ботинки Кентавра», «Таня Гроттер и посох волхва» и др., В. Крапивин «Выстрел с монитора», «Застава на Якорном поле», «В глубине Великого Кристалла»),  триллер, боевик, комикс, страшилка, мистика и др. (Т. Крюкова «Костя+ Ника», «Ведьма»), рассчитанные преимущественно на коммерцию, развлечению читателей, зачастую с ущемлением, потерей духовной составляющей детского чтения. Возвращается жанр рождественского рассказа (Л. Улицкая «Капустное чудо», В. Токарева «Рождественская сказка»). На периферию книгоиздания и чтения перемещается героико-патриотическая тема, психологическая повесть о детстве и отрочестве и др. произведения детской литературы, востребованные у читателей XX века.

3. Происходит трансформация традиционно сложившейся системы жанров детской литературы, сращивание различных жанровых форм, появления целых книжных сериалов. Исследователи детской литературы этот процесс оценивают по-разному: одни считают его негативным, т.к. он разрушает традиции, другие, напротив, видят в этой модернизации, комбинировании жанров мощный импульс для развития детской литературы уже в новых условиях, ориентированной на читательские запросы и психологию нового поколения детей и подростков.

4.   Жанр сказки в современной детской литературе: сказки- вариации, сказки-путешествия, сказки-приключения, сказки- семейные истории, циклы сказок, сказки-пародии, сказки-притчи и т.д., традиции и новаторство (Л. Петрушевская «Сказки для всей семьи», «Лечение Василия и другие сказки», «Дикие животные сказки», «Пуськи бятые», «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь», «История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марию Семеновну с семьей», М. Богородицкая «Телефонные сказки Маринды и Миранды», А. Гиваргизова «Про королей и вообще», В. Роньшин «Детский садик № 8», «Сказка о Светке-лягушке», «Сказка о Злушке», «Сказка мамочки для Минечки», М. Москвина «Чаинка», «Ракушка», «Кабанчик на камнях», «Подарки на новоселье», В. Дёгтев «Рыцарь Рыжик»).

5. Школьная тема, герой современной прозы, юмористический рассказ, роль юмора (А. Турханов «Грустный гном, веселый гном», М. Барановский «Я воспитываю папу», А. Анисимова «Однажды мы с Петькой», М. Москвина «Моя собака любит джаз», Е. Саковенина «Приключения Пети Осликова. Ребенок, который хотел, как лучше», Н. Дашевская «Я не тормоз», М. Ботева «Ты идешь по ковру». «Школа на спичках», «Мороженое в вафельных стаканчиках», Д. Вандербург «Когда мама в командировке», Б. Минаев «Сборная модель самолета 1:144», В. Ледерман «К доске пойдет Василькин и другие рассказы»).

Задания

1. Обозначить основные тенденции, жанры современной детской литературы (в комментариях к 17 апреля).

2. Написать эссе на тему «Приобретения и потери детской литературы  XXI века» (к 20 апреля по электронной почте).

3. Представить творческий портрет одного из современных детских писателей, анализ 1-2 произведений (к практическому занятию по расписанию).

Литература

1. Кутейникова Н.А. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017.

2. Кутейникова Н.Е., Оробий С.П. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература  XXI века. – М. : Просвещение, 2016.

3. Бобина Т.О. Современная литература для детей: темы и жанры: учебное пособие для студентов. – Челябинск, 2013.

4. Маслова С.А. Художественный мир русской современной литературной сказки. – М., 2014.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.