|
|||
Корни. Форма листвы ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Корни Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему. Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу. Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы. Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки. Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении. Форма листвы Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования. Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему. Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности. Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва – скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет. Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Листва-сетка – уход от неприятных ощущений. Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность. Ствол Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями –тонкая чувствительность, внушаемость. Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. "Вермишель" – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир. Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира. Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на восемь частей): 1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет, 1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия, 3/8 – хорошие контроль и рефлексия, 1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты, 5/8 – интенсивная духовная жизнь, 6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов, 7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты. Манера изображения Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции. Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов. Пейзаж – означает сентиментальность. Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность. Земля Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа–спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
|
|||
|