|
|||
Куда исчез медведь?Стр 1 из 4Следующая ⇒
СЛАЙД 1. ТИТУЛЬНЫЙ Учитель: Ребята, посмотрите в окно. Какая сейчас погода? Ребята отвечают. Учитель может задавать уточняющие вопросы, чтобы учащиеся смогли обратить внимание на разные характеристики погоды. Идет снег или дождь? Солнечно или облачно? Дует ли ветер и с какой силой? Если есть термометр, ребята могут измерить тем- пературу воздуха. Учитель: Если посмотреть или выглянуть в окно, мы можем определить, какая сейчас пого- да. Погода может измениться в любой момент. Из-за облаков выйдет солнце, или, наоборот, ясное небо затянется облаками — и пойдет дождь или снег. В один день может быть тепло и безветренно, а на следующий — станет прохладно и задует ветер. Вспомните, какая пого- да была вчера? Как менялась погода за последние несколько дней? Ребята отвечают. Учитель: Несмотря на изменчивость, мы знаем, какую погоду ожидать зимой, а какую летом. Какая погода у нас обычно зимой? Ребята отвечают. Учитель: А какая летом? Ребята отвечают. Учитель: А откуда вы это знаете? Ребята отвечают. Учитель: Если наблюдать за погодой долгое время, 30 лет и больше, можно описать климат в конкретном месте. Климат — это многолетний режим погоды, то есть то, какой погода бы- вает чаще всего в этом месте в это время года. Именно климат вы сейчас и описали, отвечая на вопросы о том, какая погода обычно бывает зимой и летом в том месте, где мы живем. СЛАЙД 2 Учитель: Знание о погоде позволяет нам спланировать, чем заняться и как лучше одеться, чтобы чувствовать себя комфортно на улице. Если обещают грозу, ливень или сильный мо- роз, мы не пойдем гулять и останемся дома, а вот если тепло и солнечно, то с удовольствием проведем время на свежем воздухе. Знание о климате поможет нам определить, например, нужна ли нам в гардеробе теплая одежда или резиновые сапоги, или из какого материала строить дома, чтобы укрыться от жары, холода и осадков. Еще говорят, что климат — это то, что мы ожидаем, а погода — то, что получаем. Давайте проверим, различаете ли вы погоду и климат. Я буду читать фразы, а вам нужно определить, о чем идет речь. Если вам кажется, что я говорю о погоде, поднимите руки над головой и помашите ими (в знак того, что она может легко измениться), а если о климате — сложите их перед собой на парте. Учитель читает фразы, ребята показывают жестами, к чему они относятся — к погоде или к климату. Учитель спрашивает ребят, почему они так решили, и дает необходимые ком- ментарии, подсказки, озвучивает наводящие вопросы. Вы можете выбрать и другие жесты, однако постарайтесь, чтобы ребятам было легко ассоциировать жест и понятие, которому он соответствует. Надеюсь, завтра будет тепло и сухо, и мы сможем устроить пикник. (Погода) Летом в этих местах обычно прохладно и влажно. (Климат) Если переехать на юг, то зимняя куртка мне больше не понадобится. (Климат) Вчера мы попали под дождь. (Погода) Прогноз обещает завтра резкое похолодание, не забудь надеть шапку, чтобы не просту- диться. (Погода) На Ямайке никогда не бывает снега. (Климат) Завтра будет очень жарко, не забудь о головном уборе и бутылке с водой. (Погода) В декабре мы ходим в куртках, а жители Таиланда — в футболках. (Климат) Вы можете предложить ученикам самим придумать подобные загадки и озвучить их классу. Учитель: Ребята, теперь вы хорошо разбираетесь в том, что такое погода и климат, и мы с вами можем перейти к теме, которая сегодня волнует многих людей во всем мире. Погода часто меняется, каждый день или даже в течение одного дня, и мы можем видеть это своими глазами. А меняется ли климат, и как мы можем это обнаружить? Ребята отвечают. СЛАЙД 3 Учитель: Изменение климата заметить не так легко, потому что оно происходит в течение длительных промежутков времени. В последние десятилетия ученые наблюдают необыч- ные изменения, происходящие с климатом во всем мире. Гораздо чаще стали происходить опасные погодные явления, например, такие, как продолжительная жара или сильный хо- лод, сильные шторма, ураганы, обильные ливни и снегопады, наводнения и засухи. Эти из- менения требуют тщательного изучения, так как их последствия создают немало проблем людям и животным. Знания о климате очень важны, ведь он влияет на людей и всех живых существ на нашей планете. От климата зависит, можем ли мы вырастить необходимое коли- чество еды, есть ли у нас достаточные запасы пресной воды, как себя чувствуют леса и их обитатели, какие есть угрозы здоровью людей, и многое другое. Так что это серьезный вопрос. Ребята, а вы хотите узнать, что и почему происходит с погодой и климатом на нашей планете? Ребята отвечают. Учитель: К кому же лучше обратиться, если мы хотим тщательно разобраться в вопросе и получить достоверную информацию? Ребята отвечают. Учитель: Да, к ученым. А как вы думаете, какие ученые нам нужны? Ребята отвечают. Учитель: Разные науки, конечно, связаны, так как в мире все взаимосвязано. Однако лучше обратиться к специалистам, которые подробно изучают интересующий нас вопрос. Попро- буйте предположить, как называются ученые, которые занимаются изучением климата? Ребята отвечают. Учитель: Правильно — климатологи. Я хочу вас кое с кем познакомить. СЛАЙД 4 Учитель: Это Михаил Иванович — ученый-климатолог. Он поможет нам узнать больше о гло- бальном (то есть всемирном) изменении климата. Уважаемый Михаил Иванович, расскажите нам, пожалуйста, как ученые изучают климат и что будет, если он поменяется. Нажатие клавиши Enter для анимации слайда. Учитель: Климат на Земле изменялся во все времена, в том числе задолго до того, как на ней появился человек. Нам нравятся истории и мультфильмы о динозаврах, мамонтах и ледниковом периоде. За многие миллионы лет существования нашей планеты на ней были и более теплые, чем сейчас, периоды (например, когда жили динозавры), и более хо- лодные, ледниковые, когда немалая часть земной поверхности покрывалась льдом. Климат меняется циклически. За последний миллион лет ледниковые периоды чередовались с бо- лее теплыми, межледниковыми. Каждый такой период длился многие тысячи лет. Мы с вами сейчас живем в межледниковый период. Следующий ледниковый период, по прогнозам климатологов, начнется точно не в этом тысячелетии. Постойте-ка, Михаил Иванович! Но ведь спутники, датчики и суперкомпьютеры для полу- чения и обработки информации появились совсем недавно. Откуда же климатологи знают, каким был климат на Земле сотни тысяч лет назад? Машину времени ведь пока еще не изо- брели, а динозавры и мамонты, даже очень умные, вряд ли занимались измерениями и на- блюдениями. СЛАЙД 5 Учитель: Оказывается, о климате далеких времен ученым рассказывают слои горных по- род, отложения на дне озер, морей и океанов, деревья и льды. Они сохраняют множество самой разной информации. Ученые научились ее считывать и узнавать, что происходило на Земле сотни, тысячи и даже миллионы лет назад. Например, деревья, прожившие несколько сотен лет, и бревна старых домов с помощью го- довых колец подскажут, когда были теплые годы, а когда холодные. В теплые годы кольца шире, а в холодные уже. В отложениях со дна древних морей можно обнаружить остатки рас- тений прошлых лет, которым для жизни требовалась определенная температура. Но самые важные помощники климатологов — льды Антарктиды. В них хранятся пузырьки воздуха, по которым можно получить сведения о том, каким был климат целых 800 тысяч лет назад. Вот так с помощью подсказок от природы люди и узнали, что климат на Земле в прошлом менялся неоднократно. Михаил Иванович, а почему же тогда сейчас не только ученые, но и политики, бизнесмены, экологи и простые люди так озабочены изменением климата, если это обычное дело? Дело в том, что, изучая климат Земли в прошлом и сравнивая его с настоящим, климатоло- ги обнаружили, что наша планета нагревается слишком быстро. Никогда за миллион лет средняя температура воздуха не изменялась с такой невероятной скоростью, как сейчас: почти 1 °C за 100 лет. Такие изменения обычно происходили в течение нескольких сотен и тысяч лет. Это необычное явление вызывает не только интерес, но и тревогу. Ведь вместе с ростом температуры воздуха тают ледники, повышаются уровень и температура Мирового океана, меняется газовый состав атмосферы, погода ведет себя странно и не очень дру- желюбно. И все эти изменения уже заметно влияют на многих обитателей нашей планеты. СЛАЙД 6 Учитель: Чтобы найти причину, ученые провели расчеты и проанализировали влияние на климат естественных факторов. Посмотрите на слайд и попробуйте разгадать, какие объ- екты и природные явления исследовали климатологи. Ребята отвечают. (На слайде изображены силуэты Солнца, вулкана, орбиты Земли.) Нажатие клавиши Enter для анимации слайда. Учитель: Ученые проверили, не стало ли Солнце посылать Земле больше или меньше своих лучей. Оказалось, что изменения происходят каждые 11 лет, но они не настолько сильные, чтобы так повлиять на климат. Проанализировали, не стали ли вулканы вести себя по-друго- му. Ведь когда во время извержения они выбрасывают много пепла на высоту 10–15 км, он затеняет Землю от Солнца, и на всей планете на несколько лет становится холоднее. Одна- ко современные изменения длятся уже десятки лет. Также были проведены исследования изменений орбиты Земли, то есть того, как Земля вращается вокруг Солнца. Эти изменения отвечают за приход и уход ледниковых периодов. И вот к какому выводу пришли ученые: только естественные причины не могли привести к такому росту температуры, который наблюдается последние 50 лет. Дополнительные ис- следования доказали, что основную роль в изменении климата, которое происходит на Зем- ле с середины 70-х годов прошлого века и будет происходить в ближайшее столетие, сы- грала деятельность людей. Михаил Иванович, но как же мы, такие маленькие люди, можем влиять на климат огромной планеты, причем сильнее, чем Солнце, космос и вулканы? Ребята, может, у вас есть пред- положения? Ребята отвечают. Учитель: Спасибо за ваши версии! Что же ответит Михаил Иванович? СЛАЙД 7 Учитель: За последние 100 лет мир стал стремительно меняться. Количество людей на пла- нете быстро растет. Были изобретены машины, самолеты и другие виды транспорта, ко- торые могут с высокой скоростью перемещать людей и грузы в любую точку земли. Для выращивания еды были вырублены леса, и на их месте появились поля и пастбища. Элек- тричество и электроприборы сильно облегчили жизнь людей. Сила электричества заменила ручной труд. Было построено множество заводов, чтобы производить все те вещи, которые мы используем. Всем этим плодам цивилизации каждую минуту требуется много энергии. Энергию люди получают из ископаемого топлива, такого, как уголь, нефть и газ. Оно об- разовалось из древних растений и многие миллионы лет хранилось под землей. Когда мы достаем его из-под земли и сжигаем, чтобы получить энергию, в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа. Этот газ всегда есть в атмосфере. Он помогает Зем- ле не остывать. Но когда его становится слишком много, планета перегревается. Вспомните, как вы себя чувствуете, когда заболеваете. Градусник показывает, что темпера- тура вашего тела повышена, но вас знобит, то есть кажется, что холодно. Вы покрываетесь потом, появляются насморк и кашель, тело слабеет. Примерно то же происходит и с плане- той: где-то становится теплее, где-то холоднее, где-то случаются ливни, ураганы, наводне- ния и прочие неприятности. Погода становится экстремальной и непредсказуемой. Михаил Иванович, выходит, мы с ребятами тоже влияем на климат, как и любой другой че- ловек? Ребята, на слайде вы видите, откуда берется «лишний» углекислый газ в атмосфере. Давайте подумаем, какие наши действия в повседневной жизни связаны с выбросами угле- кислого газа. Ребята отвечают. (Например, мы использовали общественный транспорт, чтобы добраться до школы; сейчас в нашем классе тепло, горит свет, работают компьютер и проектор; мы носим одежду, сделанную на заводах; мебель, учебники, канцелярские принадлежности и множество других вещей вокруг нас сделаны на заводах и т. п.) Учитель: Здорово, ребята! Вы придумали много примеров. Что же получается? Что бы мы ни делали, почти всегда где-то далеко, незаметно для нас, в воздух выбрасывается угле- кислый газ, в результате чего климат меняется и живые существа страдают от опасных по- годных явлений. Но мы же не можем перестать пользоваться теплом, светом, электропри- борами, транспортом. Мы не можем перестать выращивать еду и покупать новые вещи. Все это необходимо нам, чтобы жить. Однако, чтобы не погибло все живое, нельзя допустить значительное изменение климата. Как же быть? Ребята отвечают. Учитель: Интересно, а что скажет Михаил Иванович? СЛАЙД 8 Учитель: Проблема не в том, что мы используем все эти достижения современной цивили- зации, а в том, что мы это делаем не всегда разумно. Например, часто мы оставляем свет включенным, когда в помещении никого нет, или работающие электроприборы, когда ими никто не пользуется. Иногда мы неаккуратно обращаемся с вещами или используем их не по назначению, отчего они быстрее портятся. Вы и сами наверняка можете привести примеры неразумного использования энергии и ресурсов. Ребята отвечают. Учитель: То есть получается, большое количество углекислого газа отправляется в ат- мосферу зря, только из-за того, что мы не знаем об этом или не придаем этому значения. Представьте, насколько меньше станет выбросов, если люди будут разумно и бережно ис- пользовать энергию и ресурсы и не тратить их впустую. Тогда и с климатом все будет в по- рядке. Ребята, как вы думаете, легко или сложно бережно использовать энергию и ресурсы и не тратить их впустую? Как каждый из нас может это делать? Ребята отвечают. Обсудите с ребятами простые способы экономии ресурсов и энергии в быту, отталкиваясь от их опыта и знаний, и постройте причинно-следственные связи, что- бы дети поняли, как эти действия влияют на климат. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Примеры: Важно выключать свет и электроприборы, когда они не нужны, использовать энергосбере- гающую технику и лампочки. Чтобы горел свет и работали электроприборы, на электростанциях сжигают ископаемое то- пливо и в воздух выбрасывается углекислый газ. Чем меньше энергии нужно прибору для работы, тем меньшее количество топлива нужно сжигать, а значит, тем меньше выделяется углекислого газа. Важно сохранять тепло в зданиях. Очень важный вид потребления энергии в нашей стране, а значит, и выбросов углекислого газа, — это расход тепла на отопление и горячее водоснабжение. Однако тепло часто «уте- кает» из зданий. В своих домах мы можем утеплять двери и окна, вешать плотные шторы, не загораживать отопительные приборы и протирать их от пыли, установить отражатель (например, из фольги) между стеной и батареей. Важно бережно относиться к вещам, покупать только то, что действительно нужно, исполь- зовать многоразовые вещи вместо одноразовых, делиться вещами (совместно использо- вать, одалживать вещи, которые большую часть времени не нужны), отдавать ненужные, но еще годные вещи тем, кому они нужны, сортировать отходы и сдавать их на переработку. Чтобы сделать новую вещь, нужно большое количество энергии и ресурсов. Чем больше вещей мы покупаем, используем и выбрасываем, тем активнее работают заводы и, кроме вещей, производят еще и углекислый газ. Вещи много путешествуют. Чтобы доставить их покупателям, нужен транспорт и топливо для него. Как вы уже знаете, при сжигании топли- ва образуется углекислый газ. Важно беречь леса от пожаров, участвовать в посадках деревьев, разумно использовать бумагу. Леса умеют поглощать углекислый газ из атмосферы. Они одни из лучших помощников для защиты климата от быстрого изменения. За время своего существования на планете люди уничтожили уже почти половину всех лесов. Сейчас множество лесных территорий стра- дают от пожаров, которые чаще всего возникают по причине неосторожного обращения человека с огнем. Леса также вырубают, чтобы получить древесину, сделать бумагу или освободить землю под пастбища для выращивания скота и производства мясо-молочной продукции. Важно не выбрасывать еду и компостировать пищевые отходы. Прежде чем оказаться на нашем столе, еда проходит долгий путь. Выращивание, произ- водство и транспортировка еды требуют больших затрат энергии и ресурсов. Если мы вы- брасываем еду, получается, что все эти усилия были потрачены напрасно, а в воздух зря попали газы, способствующие перегреванию Земли. Оказываясь на свалке, пищевые от- ходы при гниении выделяют газ метан. Этот газ тоже способствует перегреванию планеты. Пищевые отходы лучше компостировать, чтобы превратить в полезное удобрение, на кото- ром вырастет новый урожай. Учитель: Каждый из нас влияет на климат, и каждый из нас может минимизировать это вли- яние, разумно используя энергию и ресурсы. Ребята, а как вы думаете, где изменения климата сейчас ощущаются гораздо сильнее, чем в других уголках Земли? Ребята отвечают. СЛАЙД 9 Учитель: Изменения климата сильнее всего ощущаются в Арктике. Температура воздуха в Северной полярной области (севернее 60° с. ш.) за последние 10 лет растет в 4 раза бы- стрее, чем в среднем по миру. То, что здесь становится теплее, даже приятно. Однако при этом тают льды и вечная мерзлота, случается больше штормов, разрушаются берега. Стано- вится не только больше теплых дней, но также ливней, сильных ветров, метелей, при этом холодов остается тоже немало. Возникают большие проблемы с зимними дорогами, проло- женными по льду и через болота. А значит, нужно больше специальной техники, одежды, специального оборудования, нужно правильно утеплить и оборудовать дома, позаботиться о том, чтобы дороги не размывало и не заносило снегом. Стало теплее зимой, чаще проис- ходят чередования оттепелей и заморозков. В этих условиях дороги, мосты, линии электро- передач чаще покрываются слоем льда, и в результате происходит больше аварий и по- ломок. Здания и сооружения быстрее разрушаются. Конечно, и на здоровье людей такие фокусы погоды влияют не очень хорошо, люди чаще болеют. Ребята, может, вы вспомните, происходили ли с вами, вашими знакомыми или людьми, кото- рые живут недалеко от вас, какие-то истории из-за аномалий погоды? Ребята отвечают. Учитель: Изменение климата вносит перемены в привычный уклад жизни людей и других живых существ. Ученые придумали, как заглянуть в прошлое. Михаил Иванович, может быть, есть какой-то способ увидеть и будущее, чтобы лучше понимать, что нас ожидает и как к этому приспособиться? Да, такой способ есть. О том, каким будет климат в будущем, ученые узнают с помощью ком- пьютерного моделирования. Специально созданные программы, в которые можно ввести все известные данные о климате, могут делать расчеты и определять, что нас ждет в буду- щем. Михаил Иванович предлагает нам испытать работу такой программы и посмотреть, что может произойти в нашем регионе через несколько десятков лет. СЛАЙД 10 Учитель: Внимательно рассмотрите картинку и постарайтесь запомнить все, что на ней изо- бражено. Ребята рассматривают слайд. Учитель может дать пояснения, если ребята не узнают живот- ное или объект (белый медведь, северный олень, зимняя дорога). Учитель: Теперь запустим программу и посмотрим, как это все может выглядеть через 70 лет, если люди не будут заботиться о климате. Нажатие клавиши Enter для анимации слайда. Учитель: Ребята, что изменилось? Учащиеся по памяти находят различия с предыдущей картинкой. Учитель: Да, перемены очень серьезные. Нам нужно проверить, правильно ли сработала программа. Вы проведете небольшое расследование, чтобы узнать, что могло случиться с животными, растениями, зданиями и дорогой. Учащиеся выполняют игровое задание «Взгляд в будущее» в группах. КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ В скобках указаны слова, которые пропущены в тексте и нарисованы на карточках. Куда исчез медведь? Арктической весной (льды) у берега тают, и (медведи) не могут добраться до своей главной пищи — (тюленей). Взрослый медведь может проплыть (десятки) километров, но не (сотни). А (медвежата) этого сделать не могут. Голодные мишки идут в (поселки) и на (помойки), что- бы найти еду. Встреча с (человеком) опасна для обеих сторон. Животные часто гибнут от рук браконьеров или напуганных людей.
|
|||
|