|
|||
Смерть Анании502. Смерть Анании
26 сентября 1946
1. «Вставайте и пойдем. Вернемся к реке и поищем лодку. Петр, пойди вместе с Иаковом и найдите лодку, которая доставит нас к Бетабаре. Мы остановимся на день у Соломона, а затем…» «Но разве мы не должны были идти в Назарет?» «Нет. Я принял решение ночью. Я сочувствую тебе. Но Я должен вернуться». «Я счастлив!» - восклицает Марциан. «Я дольше буду с Тобой!» «Да, хотя, Мое бедное дитя, ты провел со Мной очень печальные дни!» «Так это хорошо, я очень люблю быть с Тобой. Любить Тебя. Это все, чего я хочу. Ничего больше я не прошу». Иисус целует его в лоб. «Мы снова перейдем через Бетабару?» - спрашивает Матфей. «Нет. Мы переправимся через реку в лодке каких-нибудь рыбаков». Петр возвращается вместе с Иаковом. «Никаких лодок, Учитель, до самого вечера… И… могу я сказать Тебе?» «Скажи Мне». «Какие-то люди, должно быть, прошли здесь… И они, должно быть, заплатили или произнесли серьезные угрозы… Я не думаю, что даже этим вечером Ты найдешь лодку… Они безжалостны…» - говорит Петр со вздохом. «Это не имеет значения. Выступим в путь… и Господь поможет нам». Погода плохая, идет дождь. Дорога грязная, вдоль берега ночная роса, обильная у реки, усугубляет сырость дождя. Но они идут по возвышению грунта, окаймляющему дорогу, так как здесь не так грязно и оно лучше защищено от капель очень мелкого, но затяжного дождя рядом тополей, за исключением тех случаев, когда дыхание ветра совершенно внезапно сбрасывает вниз все капли воды с их ветвей. «Э! Пришел сезон дождей!» - философски говорит Фома, поднимая полы своих одежд. «Это действительно так!» со вздохом подтверждает Варфоломей. «Нам нужно подсушиться где-нибудь. Не все… настроены против нас», - говорит Петр. «Мы все еще можем найти лодку… никогда не знаешь!» - добавляет Иаков Алфеев. «Если бы у нас было больше денег, мы смогли бы найти все. Но Он не желает, чтобы я пошел в Иерихон, чтобы продать…» - говорит Иуда из Кериофа. «Молчи, пожалуйста! Учитель так подавлен! Молчи!» - умоляет Иоанн. «Я буду молчать. Нет, я могу только радоваться Его приказу. В этом случае никто не сможет сказать, что тех саддукеев из окрестностей Иерихона подослал я», - и он смотрит на Петра. Но Петр задумался, он не видит и не отвечает. Они продолжают идти под моросящим дождем, тонким как туман, в этот пасмурный день. Вновь и вновь они переговариваются друг с другом. Но кажется, что они разговаривают с самими собой, настолько их слова звучат как заключения диалогов с невидимыми собеседниками. «Мы, в конце концов, где-нибудь остановимся». «Все места одинаковы, потому что они приходят ко всем». «Если нас будут преследовать, мы можем также остановиться в городе. По крайней мере, мы не будем мокнуть». «Но к чему они стремятся?» «Бедная Мария! Если бы Она знала!» «Всевышний Бог, защити своих слуг!» и так далее… Затем они соединяются в одну группу и разговаривают вполголоса. 1. Иисус идет впереди, один… совершенно один, пока к Нему не присоединяются Марциан вместе с Зелотом. «Остальные спустились к обнаженному руслу, посмотреть, есть ли там лодка… Быстрее бы. Можем мы остаться с Тобой?» «Подходите. О чем вы только что говорили?» «О Твоих страданиях». «И о человеческой ненависти. Что мы можем сделать, чтобы утешить Тебя и подавить их ненависть?» - спрашивает Зелот. «Утешением Моей печали служит ваша любовь… Ненависть… с нею можно только смириться… Она закончится только с жизнью Земли… и эта мысль дарует терпение и силы, чтобы переносить ее. Марциан! Дитя Мое! Почему ты расстроился?» «Потому что это напомнило мне о Доре…» «Ты прав. Пришло время Мне отправить тебя домой…» «Нет! Иисус! Нет! Почему Ты хочешь наказать меня, если я не сделал ничего неправильного?» «Я не наказываю, а предохраняю тебя. Я не хочу, чтобы ты вспоминал Дору. Какие чувства вызвало это воспоминание в твоем сердце? Скажи Мне…» Марциан плачет с опущенной головой, затем поднимает взгляд и говорит: «Ты прав. Мой дух не способен видеть и прощать, он еще не способен. Но почему Ты отсылаешь меня прочь? Если Ты страдаешь, то тем более разумным было бы мне оставаться рядом с Тобой. Ты всегда утешал меня! Я больше уже не тот глупый мальчик, который в прошлом году говорил Тебе: “Не позволяй мне видеть твою печаль”. Сейчас я мужчина. Позволь мне остаться! Господь! О! Скажи Ему ты, Симон!» «Учитель знает, что хорошо для нас. И возможно… Он желает доверить тебе задание… Я не знаю… Это только мое предположение…» «Ты прав. Я бы позволил ему остаться, и с большой радостью, до конца праздника Посвящения. Но… Но Моя Мать страдает там от одиночества. Шум ненависти так громок. Она может испугаться больше, чем это необходимо. Моя Мать совершенно одна. И Она, конечно, плачет. Ты пойдешь к Ней и скажешь, что Я посылаю Ей Мою любовь и ожидаю Ее сейчас. После Посвящения. И ты не скажешь Ей больше ничего, Марциан». «А если Она спросит меня?» «О! Ты сможешь избежать лжи, сказав… что жизнь Ее Иисуса подобна этому небу в Этаним[1]: облака и дождь, иногда буря. Но есть также солнечные дни. Как вчера, а может быть, как завтра. Молчание – не ложь. Ты расскажешь Ей о чудесах, которые ты видел. О том, что Элиза со Мной, что Анания приветствовал Меня в своем доме, как если бы он был Моим отцом. Что в Нобе Я нахожусь в доме хорошего израильтянина. Остальное… Об остальном молчи. А затем ты пойдешь к Порфирии. И ты останешься там, пока Я не пошлю за тобой». 3. Марциан плачет громче. «Почему ты так плачешь? Разве ты не рад пойти к Марии? Вчера ты был рад…» -говорит Симон. «Да, вчера я был рад, потому что мы все собирались отправиться вместе. Я плачу, потому что боюсь, что никогда больше не увижу Тебя… О! Господь! Господь! Никогда больше я не буду так счастлив, как в эти последние дни!» «Мы встретимся вновь, Марциан. Я обещаю тебе». «Когда? Не перед Пасхой. Это долгое время!» Иисус молчит. «Ты действительно желаешь, чтобы я не пришел перед Пасхой?» Иисус обнимает его рукой за все еще узкие плечи и привлекает к Себе. «Почему ты хочешь знать о будущем? Мы живем сегодня. Завтра нас уже нет. Человек, даже самый богатый и могущественный, не может добавить ни дня к своей жизни. Она, как и все будущее, находится в руках Божьих…» «Но на Пасху мне следует прийти в Храм. Я израильтянин. Ты не можешь заставить меня совершить грех!» «Ты не согрешишь. И первый грех, который ты должен обещать Мне не совершать – это непослушание. Ты должен подчиняться. Всегда. Мне сейчас, и тому, кто будет говорить с тобой во Имя Мое – позже. Ты обещаешь это? Помни, что Я, твой Учитель и Бог, повиновался Моему Отцу, и Я буду повиноваться Ему до… конца Моих дней». Иисус торжественно произнес эти последние слова. Марциан, почти очарованный, говорит: «Я буду подчиняться. Клянусь в этом. Перед Тобой и перед Вечным Отцом». 4. Наступила тишина. Затем Зелот спрашивает: «Он пойдет один?» «Нет, конечно. С кем-нибудь из учеников. Мы найдем многих рядом с Исааком». «Ты и Исаака пошлешь в Галилею?» «Да. И он вернется с Моей Матерью». Их зовут к реке. Они пересекают дорогу и идут у реке. «Посмотри, Учитель. Мы нашли одну лодку, и они не просят никакой платы. Это родственники человека исцеленного чудесным образом. Но они возят песок в деревню. Нам нужно пойти туда пешком, а затем они возьмут нас». «Да вознаградит их Бог. Сегодня вечером мы будем у Анании». Петр счастлив, он возвращается на дорогу и видит, что Марциан расстроен. «Что это с тобой? Что с тобой сделалось?» «Все в порядке, Симон. Я сказал ему, что когда мы достигнем первого поселения, где есть ученики, Я пошлю его домой. И он загрустил». «Домой… Конечно!... Это верно… Погода…» Петр задумался. Затем Он смотрит на Иисуса, дергает Его за рукав, заставляя Его наклонить Свою голову к его рту, и говорит в Его ухо: «Учитель, почему Ты посылаешь его, не ожидая…» «Из-за погоды, как ты сказал». «А еще?» «Симон, Я скажу тебе правду. Лучше для Марциана не травить свое сердце…» «Ты прав, Учитель. И не озлобить своего сердца… Именно это и случится в конце». Он повышает голос: «Учитель совершенно прав. Ты пойдешь… мы встретимся вновь на Пасху. В конце концов… это не продлится долго… Однажды Кислев закончится… О! Скоро наступит прекрасный Нисан. Конечно! Он прав…» Голос Петра уже не так спокоен. Он медленно и печально повторяет: «Он прав…» И говорит сам с собой: «Что случится отныне и до Нисана?» Он безутешно бьет себя в лоб. 5. Они продолжают свой путь в этот влажный день. Дождь пока перестал. До коленей в грязи, они садятся в пять маленьких влажных лодок, груженных песком, вновь спускаясь вниз по течению. Вновь начинается дождь, и его капли, падая на спокойные воды реки, в которых отражается серое от облаков небо, порождают множество кругов, которые непрерывно появляются и исчезают, играя жемчужными переливами. Пейзаж выглядит безлюдным. На берегах, в приречных деревнях не видно ни души. Из-за дождя двери домов закрыты и дороги пустынны, так что когда они в сумерках пристали к берегу там, где находится деревня Соломона, они нашли дорогу молчаливой и безлюдной, и подошли к дому никем незамеченными. Они постучались. Они позвали. Никакого ответа. Только воркование голубей, блеянье овец и шум дождя. «В доме никого нет. Что нам делать?» «Идите к домам в деревне. Сначала к маленькому Михаэлю», - приказывает Иисус. И пока молодые апостолы быстро уходят, старшие вместе с Иисусом остаются возле дома, наблюдая и комментируя. «Все закрыто… Ворота также хорошо и надежно закрыты. Посмотрите! Вот даже большой гвоздь. И окна закрыты как в ночное время. Как грустно! А этот жалобный плач овец и голубей? Он заболел? Как Ты думаешь, Учитель?» Иисус качает головой. Он усталый и грустный… 6. Апостолы возвращаются бегом. Андрей бежит первым и, еще не добежав, кричит: «Он умер… Анания мертв… Мы не можем войти в дом, потому что он еще не очищен… Его похоронили несколько часов назад. Если бы мы пришли вчера… Сейчас придет женщина, мать Михаэля». «Что нас преследует?!» - восклицает Варфоломей. «Бедный старик! Он был таким счастливым! И таким хорошим! Что случилось? Когда он заболел?» Все говорят одновременно. Пришла женщина и, держась в отдалении от всех, говорит: «Господь, мир Тебе. Мой дом открыт перед Тобой… Но я не знаю, можно ли… Я приготовляла мертвого человека. Потому я остаюсь на дистанции от вас, но я могу показать Тебе дома, которые примут Тебя». «Да, женщина. Пусть Бог вознаградит тебя, и тех, кто жалеет путников. Но как он умер?» «О! Я не знаю. Он не был болен. Позавчера он был в порядке. Да, он был, конечно, совершенно здоров. Михаэль пришел утром, чтобы забрать двух его овец и присоединить их к нашим. Такова была договоренность. А к шестому часу я принесла ему кое-какую одежду, которую я постирала для него. Он сидел у стола и ел, совершенно здоровый. Вечером Михаэль вернул ему овец и принес ему два кувшина воды, а Анания дал ему две сдобные булочки, которые он испек. Вчера утром мой сын пришел за овцами. Все было закрыто, как сейчас и никто не отвечал на крики мальчика. Он толкал ворота, но не смог открыть их. Они были закрыты. Затем он испугался и прибежал ко мне. Мой муж и я, вместе с другими людьми, прибежали сюда. Мы открыли ворота и постучались в дверь кухни… мы взломали дверь… Он сидел возле очага, уронив голову на стол, лампа была еще около него, но она была уже погасшей, у его ног лежал маленький нож вместе с наполовину вырезанной деревянной чашей… Вот так он умер… На его губах была улыбка… Он был в мире… О! Каким праведным стало выражение его лица! Он даже выглядел более красивым… Я… я заботилась о нем только короткое время. Но я полюбила его… и плачу…» «Он в мире. Ты сама это сказала. Не плачь! Куда вы его положили?» «Мы знали, что Ты очень любил его, поэтому мы положили его в гробницу, которую Леви недавно построил для себя. Единственную (в нашей деревне), потому что Леви – богатый человек. А мы – нет. Она там, за дорогой. Сейчас, если Ты пожелаешь, мы все очистим и…» «Да. Ты заберешь себе овец и голубей, и оставишь остальное Моим ученикам и Мне. Чтобы Я мог останавливаться здесь при случае. Пусть Бог благословит тебя, женщина. 7. Пойдем к гробнице». «Ты хочешь воскресить его из мертвых?» - в изумлении спрашивает Фома. «Нет. Это не было бы ему в радость. Он более счастлив там, где сейчас находится. Во всяком случае, это то, чего он хотел…» Иисус очень подавлен. Все, кажется, объединилось, чтобы усугубить Его печаль. У дверей своих домов несколько женщин смотрят и приветствуют Его, делая комментарии. Вот и гробница: недавно построенное маленькое кубическое сооружение. Иисус молится рядом с ней. Затем Он оборачивается и со слезами, застлавшими Его глаза, говорит: «Пойдем… к домам деревни. В нашем маленьком домике никто больше не ждет нас, чтобы благословить… О, Отец Мой! Одиночество окутывает Твоего Сына, пустота становится все глубже и глубже и мрачнее и мрачнее. Те, кто любят Меня, умирают, а те, кто ненавидят Меня, остаются… О Отец Мой! Да будет воля Твоя всегда исполнена и благословенна!...» Они идут к деревне и двое здесь, трое там, входят в дома тех, кто не прикасались к трупу, чтобы принять убежище и восстановить силы.
[1] Эйтаним или Тишри – сентябрь-октябрь.
|
|||
|