Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа ___ Фамилия, И.О. ____ Дата _____. Оценка ___ Подпись преподавателя___. Практическая работа № 16. Теоретическая часть



Группа ___________ Фамилия, И.О. ________________________ Дата _________

Оценка ___________     Подпись преподавателя_______________

Практическая работа № 16

Тема: Осмотр и дефектировка якоря ДПТ

Цель: научиться выполнять осмотр и поиск неисправностей якоря двигателя постоянного тока

 

Оборудование и/или программное обеспечение:якорь двигателя постоянного тока,компьютер с DVD-приводом и (или) устройство, подключенное к интернету, нормативные документы

 

Теоретическая часть

 

Осмотр, ремонт и неисправности якоря

Проверить обмотку якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разница между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20% среднего значения.

Проверить состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных бандажей, слабо пропаянных скоб и окисления бандажи очистить и пропаять с применением установленных припоев и флюсов. Проволочные бандажи, имеющие механические повреждения или оплавление витков, ослабление, сдвиг и обрыв замковых скоб или конца витка в замке, заменить. Бандажи из стеклобандажной ленты заменить при наличии кольцевых трещин шириной и глубиной более 1 мм, протяженностью более 300 мм, располагающихся произвольно по окружности и по ширине стеклобандажа, зазора между лобовыми частями обмотки и поверхностью задней нажимной шайбы величиной более 2 мм и глубиной более 30 мм, зазора между бандажами и лобовыми частями (глухой звук при постукивании металлическим молотком массой не более 200 г), а также при наличии глубоких трещин, ослабления или разрушения кромок, отдельных полосок, обгорании поверхностного слоя.

При укладке нового бандажа из стеклобандажной ленты обязательно подложить под него прокладку из стеклотекстолита или пропитанного электрокартона. Поврежденный бандаж резать только в том месте, где уложена прокладка для защиты обмотки от повреждений. Клинья, имеющие повреждения или ослабшие, заменить. Для плотной посадки разрешается ставить под клинья прокладки из стеклотекстолита, толщина прокладок устанавливается по месту.

6.5.3. При ремонте бандажей запрещается:

остукивать проволочные бандажи над пазом;

производить зачистку бандажей инструментом, наносящим поперечные риски на проволоке;

оставлять на бандажах и других местах поверхности якоря капли или выплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхностью бандажа концы витков в замке;

устанавливать общие скобы на два бандажа и более;

наматывать бандажи без контроля количества витков и величины натяжения.

6.5.4. Якоря, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтировать капитальным ремонтом КР-2.

6.5.5. Вентиляторы якорей очистить, осмотреть и проверить крепление и прочность посадки. Вентиляторы, имеющие слабину в посадке, трещины, изломы лопастей, заменить. Изогнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные сварные швы приваренных вентиляторов или лопастей восстановить. До установки вентилятор должен быть статически отбалансирован.

6.5.6. Проверить дефектоскопом конус вала, а при снятии внутренних колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмотром под лупой не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверить дефектоскопом на валу.

6.5.7. Якоря, валы которых имеют после проточки под наплавку поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подлежат капитальному ремонту.

Замерить диаметры посадочных поверхностей шеек валов, расстояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных электрических машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по чертежу, а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с Инструктивными указаниями по сварочным работам с последующей обработкой и упрочняющей накаткой под чертежный размер в обоих случаях. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06 - 0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливать вибродуговой наплавкой.

6.5.8. При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверить относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипников, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при обработке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.

6.5.9. Конусы для посадки шестерен зачистить от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75% посадочной поверхности, с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20% посадочной поверхности конуса и глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирку конуса с шестерней производить абразивным порошком.

Разрешается вибродуговая наплавка посадочной поверхности конуса вала под слоем флюса в соответствии с Инструктивными указаниями по сварочным работам N ЦТтеп/251.

При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.

6.5.10. Шпоночные канавки на валах вспомогательных электрических машин и тягового генератора зачистить от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпиловка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм.

6.5.11. Поврежденную или разработанную резьбу вала восстановить наплавкой с последующей нарезкой резьбы по чертежу.

6.5.12. Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменить.

6.5.13. Разрешается восстанавливать электронаплавкой посадочные поверхности лабиринтных и упорных втулок.

6.5.14. Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не иметь вибрации при их остукивании. Усилие подтяжки коллекторных болтов: 12 - 15 кг х м. Коллектор, имеющий ослабление болтов или нажимных гаек, нагреть до температуры 70 - 80 °С и подтянуть болты. Подтяжку болтов производить плавно не более чем на пол-оборота за один прием с поочередным подвертыванием диаметрально противоположных болтов. После подтяжки производить механическую обработку коллектора.

6.5.15. Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закруглить радиусом 3 мм.

6.5.16. При обработке коллектора при необходимости (значительная выработка, подгары и т.д.) разрешается:

углублять проточкой канавку у петушков до допускаемого размера;

выполнять ступенчатую обработку коллектора тягового генератора со стороны петушков для предотвращения образования щелей;

заплавлять тугоплавким припоем местные забоины на пластинах коллектора.

6.5.17. Запрещается:

обтачивать петушки коллектора;

опиливать рабочую поверхность коллектора;

устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;

шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;

обтачивать и шлифовать коллектор, если износ его не превышает 0,2 мм, биение не превышает установленных норм, якорь не разъединяли с остовом и состояние рабочей поверхности нормальное.

6.5.18. Коллектор продорожить на глубину в соответствии с нормами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин.

6.5.19. При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.

6.5.20. После продорожки с кромок коллекторных пластин снять фаски размером 0,5 мм х 45° по всей длине рабочей части, произвести зачистку заусенцев, разделку ламелей и шлифовку коллектора брусками типа БКв 40х40х75 24АМ40 4,5Б или БКв 40х40х45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ 2456-82) или бумагой 1М720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ 6456-82), закрепленной на твердом основании. Очистить коллектор жесткой волосяной щеткой.

6.5.21. Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачистить мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протереть чистыми сухими салфетками и покрыть дугостойкой эмалью в соответствии с требованиями чертежей не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности. В случае ослабления, сдвига витков, вздутия, прожогов или поперечных трещин ленточный бандаж сменить. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом нажимного конуса коллектора и краем ленточного бандажа.

6.5.22. Сушку, пропитку и покрытие эмалью обмоток якорей производить в соответствии с общими положениями и действующими инструкциями. Ремонт якорей, пропитанных в эпоксидном компаунде, производить с соблюдением требований руководства по ремонту завода "Электротяжмаш".

6.5.23. После обточки коллектора, проверки межвиткового замыкания и целостности обмотки произвести динамическую балансировку. Остаточный небаланс должен быть не более установленной чертежом величины.

 

Осмотр и ремонт якорных подшипников

 

Внутренние кольца роликовых подшипников при их исправности с вала якоря не снимать. Шариковые подшипники подлежат съему с вала якоря.

Разборку, осмотр, дефектацию и сборку роликовых подшипников производить в соответствии со специальной инструкцией. Осмотру и проверке подвергать все подшипники - как бывшие в эксплуатации, так и новые. Съем и постановку подшипников производить только специальными приспособлениями. При монтаже на вал роликовые кольца должны быть размагничены. Осмотр и ремонт подшипников производить в отделении для ремонта роликовых подшипников. Все детали подшипников очистить и предохранить от загрязнения и коррозии.

Роликовые и шариковые подшипники тщательно осмотреть. При этом каждый ролик (шарик) проверить и осмотреть по всей поверхности, проверить состояние сепараторов и их заклепок, осмотреть кольца и их беговые дорожки по всей длине, измерить зазоры в роликовых подшипниках. Проверить зазор плавания сепараторов. Зазор плавания измеряется у подшипников с центрированием сепараторов по буртам наружных колец в верхней его части (внизу сепаратор должен лежать на буртах), у подшипников с центрированием сепаратора по роликам - в нижней части. Величина зазоров плавания должна соответствовать требованиям Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения.

При разборке подшипников ролики, кольца и другие стальные детали подвергнуть магнитному контролю. После магнитного контроля все детали подшипника размагнитить.

Роликовые и шариковые подшипники, имеющие предельные износы рабочих поверхностей, трещины и деформации сепаратора и его шайб, раковины, шелушение, трещины или отколы роликов, шариков и колец, а также заклинивание, толчки и ненормальный шум при вращении, заменить.

Ослабление заклепок и шайб сепаратора, а также наличие зазоров между шайбой и сепаратором не допускаются.

При отсутствии требуемого натяга внутренних колец на валу допускается на посадочные поверхности наносить слой электролитического железа, электролитического цинка или полимерной пленки эластомера ГЭН-150 (В). Толщина слоя железа допускается до 0,5 мм, цинка и полимерной пленки - до 0,2 мм.

При применении эластомера ГЭН-150 (В) принять меры по предотвращению склеивания кольца с валом. Хромирование колец запрещается.

У вспомогательных машин суммарный натяг посадки внутренних и наружных колец подшипников должен быть меньше их радиального зазора в свободном состоянии.

Отремонтированные подшипники и осмотренные новые промыть и смазать чистым минеральным маслом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.